1. Микеланджело и республика Флоренция
Микеланджело окружает вас с момента въезда во Флоренцию - на смотровой площадке откуда виден весь город расположен комплекс скульптур Микеланджело Буонарроти, великого флорентийца, в который входят статуи Давида, День, Ночь, Утро, Вечер, на площади перед сеньорией также установлена статуя Давида, нельзя не остановиться и не присесть на знаменитой лестнице, созданной им или не взглянуть на его шедевры в капелле Медичи в церкви Сан Лоренцо... По моему мнению, современная Флоренция влюблена в Микеланджело, в его творения и, совершенно очевидно, не скромничая, с большим удовольствием гордится ими, отдавая должное их создателю!
2. Особенности статуи Давида работы Микеланджело
Индивидуальность творчества Микеланджело состоит в его подходе к создаваемым образам в скульптуре, живописи или архитектуре.
В отличии от творчества своих знаменитых современников, которые на первое место ставили почтительное следование природе в различных ее проявлениях, добиваясь общей гармоничности изображаемого, у него на первом месте стоит идея замысла, воплощенная в скульптуры, фрески, картоны, при этом, точное (портретное) сходство с объектом, как задача, вторична и чаще всего, мастером сознательно не ставится. Это, разумеется, не означает, что портретная живопись ему не свойственна или он не владел перспективой, но идея и образ были главными, а остальное - средством достижения главного, нередко для этого он нарушал казалось бы незыблемые основы достижений эпохи.
Вот одно из первых творений молодого гения Микеланджело - скульптура Давида.
3. Почему статуя работы Микеланджело стала символом свободы в республике Флоренция
В Давиде он показывает не единичное, портретное, целью изображения становится универсальность, которой руководствовался Микеланджело и в которой он обобщал свое знание природы. Он заявляет о совершенно другом подходе к изображению: здесь нет гармонии пропорций фигуры Давида, огромная грудь, узкие бедра, но это мастерское пренебрежение общих классических пропорций юношеской фигуры дает ему возможность подчеркнуть и еще более героизировать подвиг Давида, включив даже иррациональное начало. В скульптуре он объединил внешний натурализм, свойственный эпохе, с дионисийским началом античности, содержание которого противопоставлялось христианской духовности. Микеланджело использовал языческое мировосприятие библейского сюжета, показал свое понимание героического, усилив духовное начало, тем самым превзойдя и античных скульпторов, и своих современников.
«Таким образом, это произведение характеризуется в первую очередь двумя чертами: идеалистической тенденцией, которая к тому же направлена не к достижению естественной объективной закономерности, а к усилению эффекта воздействия, и суверенно и индивидуалистично игнорирует все преграды. Избранное Микеланджело творческое направление могло быть, следовательно, определено как индивидуалистический идеализм».[1]
Давид изображен пред битвой, при внешнем спокойствии, юноша обращен к врагу и в этом заключен вызов, это момент перехода от помысла к действию, момент наивысшего напряжения духовных сил, их концентрация.
Показ героя перед битвой происходит впервые в искусстве, после Микеланджело этого также не происходит (у него есть также изображение солдат в «Битве при Кашине» перед битвой: «Этот картон был первым прекрасным произведением, в котором Микеланджело выказал свои изумительные дарования живописца, создав он его в соревновании с другим великим современником - Леонардо да Винчи, представившим свой картон на героическую тему из истории Флоренции "Битва при Ангиари", впоследствии утраченный). " … Пока они были целы, они были школой всему свету» [2]). Микеланджело показывает человека перед выбором, в котором находилось и общество в XVI веке – быть индивидом, свободным и независимым, когда ломается весь средневековый лад, разрушаются те структуры, которые ранее защищали человека: цеха, община, сословия, человек оказывался один на один с миром, враждебным, непредсказуемым.
Так и Давид делает свой единственно правильный выбор и побеждает. Надо было решаться на битву за себя, за свою идентичность, быть ответственным за самого себя. Индивидуализм, который начинает разрабатывать Микеланджело в своих работах, не средневековый – пассивный, созерцательный, для которого искусство было выражением силы, идущей от бога, а индивидуализм активный, где сам человек становится творцом. В Давиде Микеланджело показывает процесс рождения и становления личности. Показывая героя перед схваткой, скульптор создает новый канон в изображении, он выступает как автор, который творит как демиург, разрушая общепринятые подходы, методы, создает новые подходы, трактовки.
Более того, открытием становится то, что теперь не Бог является вдохновителем созданного художником прекрасного (как говорили его предшественники, например, при написании иконы), а сам художник создает канон и разрабатывает правила его художественного воплощения.
Различные направления искусства в период кватроченто были частью производственной жизни. Художники, скульпторы, поэты входили в цехи, которые с одной стороны защищали их как и другие цехи защищали интересы ремесленников, а с другой следили за каноническим исполнением ими заказов. Теперь искусство должно было стать свободной духовной деятельностью. Именно так видел свое творчество Микеланджело, который в силу своего дворянского происхождения не имел права выбирать путь ремесленника.
«В искусстве Микеланджело был первым, кто избрал тогда этот путь, а утвердив подобную тенденцию в других областях духовной жизни. Яснее всего, пожалуй, это проявилось в той концепции политики, которая нашла наиболее выразительное воплощение в произведениях Н. Макиавелли: политика должна быть произведением искусства…» Н. Макиавелли свою книгу «Государь» писал как произведение искусства, более того, после Н. Макиавелли мысль о том, что источником власти на земле является не бог и не церковь все более побеждает и уже позднее, в XVII веке, выливается в создание теории общественного договора.
Вывод:
Микеланджело Буонарроти разрушал стереотипы, прокладывал путь в другую эпоху. Выделение искусства в самостоятельный вид творческой деятельности уравнивал его с эмпирической наукой. Это было проявлено и сформировано в XVII веке. Но если Микеланджело прокладывал путь к тому, что жизнь человека должна наполняться духовным содержанием и за это отвечает САМ человек, в чем и проявляется его новый духовный индивидуализм - ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН САМ СЕБЯ СДЕЛАТЬ.
Фильм Academia-nadezhda о творчестве Микеланджело:
Литература:
- Дворжак, М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: Курс лекций: В 2 т. Т. 2. /М. Дворжак. - М.: Искусство, 1978. –– С. 14.
- Челлини, Б. Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентинца, написанная им самим во Флоренции. / Б. Челлини. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958. – C . 49-50.
- Арган, Д.К. История итальянского искусства: в 2-х т. т. 2. / Д.К. Арган. – М.: “Радуга”, 1990. – С.18-20.
Понравилась статья - ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь. Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda
Больше интересного на сайте https://www.academia-nadezhda-com.com