Найти тему
Academia-nadezhda

Северное Возрождение: «мир навыворот» в творчестве семьи Брейгелей

Таблица автора
Таблица автора

1. Особенности искусства Северного Возрождения и их гуманистическое проявление

Гуманистический антропоцентризм эпохи Возрождения явился той архимедовой точкой опоры, опираясь на которую можно было бы перевернуть весь космос средневекового религиозного миропонимания:

  • и если мастера итальянского Возрождения, изучая и изображая жизнь, пытались ее улучшить, одухотворить, гармонизировать, а где-то и чуть исправить примером красоты, как бы парили над землей и не видели многих недостатков действительности,
  • то интеллектуалы Северного Возрождения, живя на земле, отражая жизнь в мельчайших ее подробностях и проявлениях, заметили, что мир не так уж и хорош, и даже более того, он – ужасен.

Идея «перевернутого мира», «мира навыворот», живущего по особым законам, сложилась в эпоху Северного Возрождения, когда стройный образ вселенной потерял свою власть над умами людей, когда, земной мир освободился от небесного содержания и потребовал новой оценки. Он занял в человеческом сознании место в качестве явления самостоятельного, отдельного, хотя и зависимого от конечной власти божественного провидения, но все же в значительной мере эмансипированного [1].

Таблица Academia-nadezhda
Таблица Academia-nadezhda

"Мир навыворот" раскрывает в своем творчестве И. Босх "Корабль дураков", поэт С. Брант, философ и мыслитель Э. Роттердамский "Похвала глупости".

Брейгель, Питер Старший Страна лентяев. 1567 г,
Брейгель, Питер Старший Страна лентяев. 1567 г,

Как и многие другие работы Питера Брейгеля Старшего, эта картина тоже имеет в своей основе нидерландскую пословицу: "Нет ничего более глупого, чем ленивый сластёна ". Эта идея впервые появилась как пародия (!) на рай (!) в сатирической поэме Себастьяна Бранта «Корабль дураков», созданной им в 1494 г. (Подробнее в работе автора [2])

Закономерным следствием происходившей духовной перестройки явилась настоятельная потребность в новых оценках и новой форме критики людских пороков и несовершенства человеческого бытия на земле. Вот тут-то и выступил на сцену образ безумного «перевернутого мира», в котором этические элементы переплелись с социальными, с представлением о неправильном устройстве общества. Образ мира «навыворот» определил собой одну из граней столь распространенных в этот период утопических мечтаний о справедливых отношениях между людьми и о возможности построения правильной жизни.

Человек знал, что бог не только его создал, но создал и по своему подобию. Значит, человек всесилен. Он задумал переустроить мир (Утопии) и церковь (Реформация). Искусство было для богатых (Ренессанс в Италии). Но географические открытия изменили все в мире. В Европе начинается революция цен. Кто жил зажиточно за счет своего труда, вдруг обеднел. На их место пришли новые богачи. Это явление толкнуло обедневшие слои среднего класса к Реформации.

Именно в эту эпоху и появляется искусство семьи Брейгелей - Старшего и Младшего. Показ пороков человеческих, обращение к народной жизни как более нравственной наполнено искусство Старшего и Младшего Брейгелей.

2. Произведение Питера Брейгеля Младшего в Художественном музее г. Окленд в Новой Зеландии

Видео Academia-nadezhda

Посещение Художественного музея г. Окленд в Новой Зеландии привело нас к удивительной и приятной встрече с картиной Питера Брейгеля Младшего «Деревенская ярмарка. Праздник в честь святого Юбера и святого Антония».

Фото Academia-nadezhda
Фото Academia-nadezhda

Рассмотрим эту картину Питера Брейгеля Младшего и для понимания работы раскроем символы картины.

П. Брейгель Младший. «Деревенская ярмарка. Праздник в честь святого Юбера и святого Антония». 1635 г. Художественный музей г. Окленд, Новая Зеландия. Фото Academia-nadezhda
П. Брейгель Младший. «Деревенская ярмарка. Праздник в честь святого Юбера и святого Антония». 1635 г. Художественный музей г. Окленд, Новая Зеландия. Фото Academia-nadezhda

Картина посвящена празднованию дня в честь двух христианских святых - святого Юбера и святого Антония. Празднуют их в один день - во вторник, хотя святые жили в разные века и совершили разные подвиги: Юбер жил в 656/8 - 727/8 гг., а Антоний - в 251 - 357 гг.

Святой Юбер считается покровителем охотников и тому, что связано с охотой - лучникам, собакам, егерям, лесникам. Его епископское облачение является святыней, поскольку оно, по преданию, множество раз исцеляло больных бешенством.

П. Брейгель Младший. «Деревенская ярмарка. Праздник в честь святого Юбера и святого Антония». 1635 г. Фрагмент
П. Брейгель Младший. «Деревенская ярмарка. Праздник в честь святого Юбера и святого Антония». 1635 г. Фрагмент

Мы видим на картине охотников с арбалетами, охотничьими рожками, игрой на которых всегда сопровождается праздник.

П. Брейгель Младший. «Деревенская ярмарка. Праздник в честь святого Юбера и святого Антония». 1635 г. Фрагмент
П. Брейгель Младший. «Деревенская ярмарка. Праздник в честь святого Юбера и святого Антония». 1635 г. Фрагмент

Художник изображает праздничную процессию с фигурками святых, которая обходит всю деревню. Процессию сопровождают странствующие артисты, совершается обряд благословения животных, открываются ремесленные лавочки, проходят конные соревнования. На картине мы видим много животных и лошадей, которые бродят между людьми.

Святой Антоний - является покровителем влюбленных, животных и всех отчаявшихся. Антоний говорил о том , что люди должны держать свиней. Свиньям разрешалось бегать по улицам городов, что мы и видим на картине. Св. Антония считают покровителем многих профессий: крестьян, всадников, звонарей, корзинщиков, щёточников, мясников, гробовщиков. Последователи св. Антония собирали пожертвования, привлекая к своей процессии внимание колокольчиками, пожертвования для бедных получили название: "хлеб св. Антония", что выражено в изображении большого котла в котором варится жидкая каша.

П. Брейгель Младший. «Деревенская ярмарка. Праздник в честь святого Юбера и святого Антония». 1635 г. Фрагмент
П. Брейгель Младший. «Деревенская ярмарка. Праздник в честь святого Юбера и святого Антония». 1635 г. Фрагмент

Уже в XIII веке верующие стали обращаться в молитвах к Антонию как к чудотворцу и помощнику в обретении утраченных ценностей, а также как к покровителю в семейных делах.

П. Брейгель Младший. «Деревенская ярмарка. Праздник в честь святого Юбера и святого Антония». 1635 г. Фрагмент
П. Брейгель Младший. «Деревенская ярмарка. Праздник в честь святого Юбера и святого Антония». 1635 г. Фрагмент

Св. Юбер покровительствовал пивоварению и поэтому на картине мы видим большое количество крестьян, пьющих пиво и сопровождающимся чрезмерностью, избыточностью - пьяный валяется в луже, охотники бросили на землю арбалет и пьют и едят, сидя за столом, танцуют. Мы видим изобильное изображение кувшинов - символ пьянства. Этим как будто утверждают слова св. Антония: «Не попадёт в рай тот, кого не искушали. Отними искушение — и никто не обретёт спасения ».

Вывод:

Всматриваясь в картину, распадающуюся на множество жанровых сюжетов, нарочито лишенную перспективного построения всего изображаемого приходит ощущение показной праздничности, удали и утраты святости праздника двух святых - "мира навыворот".

Фильм Academia-nadezhda о творчестве П. Брейгеля Старшего:

Литература:

  1. Бурыкина Н.Б. Понятие "переходная эпоха" как рефлексия исторического процесса в философско-культурологическом аспекте /Н.Б. Бурыкина. М.: Спутник+, 2009. С. 214-220.
  2. Бурыкина Н.Б. Основы светской этики. [Текст. Альбом] / Н.Б. Бурыкина. Южно-Сахалинск: Издательство ИРОСО, 2014. С. 29-35.

Понравилась статья - ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь на канал. Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda

Больше интересного на сайте https://www.academia-nadezhda-com.com

-11