Будучи в музеях Ватикана, проходя по его залам и любуясь огромным количеством произведений искусства, мы подошли к фрескам Рафаэля Санти в Станца делла Сеньятура Ватиканского дворца.
"Афинская школа". Рафаэль изображает великих греков. Мы узнаем Платона и Аристотеля, Сократа и Гераклита Эфесского, Эпикура и Пифагора. В образе своих древнегреческих предшественников Рафаэль изображает гениев эпохи Возрождения: сам Рафаэль играет роль художника Апеллеса, Микеланджело – Гераклита, а у Платона – лицо Леонардо да Винчи. Рассматривая фигуры героев античности и эпохи Возрождения, обращает на себя внимание фигура человека в мусульманской одежде, который не мог представлять греческую философскую школу.
Кто он и что хотел сказать Рафаэль, помещая мусульманина на своей фреске в Ватикане - центре католической религии ?
Важно иметь в виду, что в средневековом европейском обществе в течение очень длительного периода, под растущим влиянием католицизма и папства, происходили сложные процессы: познавательный интерес к реальному миру был крайне низок, науку заместило богословие, искусство, отвернувшись от реальности, поставило себе целью говорить, по возможности, только о потустороннем и чисто духовном, священное писание воспринималось как жанр литературы, а икона подменила живопись. Средневековая Европа прозябала в неграмотности - дочь Ярослава Мудрого, французская королева Анна Ярославовна писала домой, что даже король вместо подписи ставит крест, в то время, как она расписывалась и на латыни. Актуальным для средневековых европейских христианских мыслителей был вопрос - что делать с великой греческой, но языческой, философией, с учением Платона, Аристотеля, трудами других авторов?
И они решили подчинить античную философию христианскому богословию, из греческой философии они взяли учение Платона и запретили учение Аристотеля.
Примером запрета чтения трудов Аристотеля может служить судьба жившего в VI веке римского государственного деятеля, философа-неоплатоника, одного и самых образованных людей раннего средневековья Боэция. Он занимался переводами с греческого языка на латинский важнейших трактатов учёных древности, перевёл и сопроводил комментариями логические труды Аристотеля, и стал их распространять, за что и был обвинен в заговоре, посажен в тюрьму и казнён, а труды Аристотеля вообще были запрещены до XIII века.
Противоположные процессы одновременно с этими происходили на арабском Востоке. Понимание первостепенного значения знаний, обучения и образования здесь начались ещё в IX веке.
По приказу халифов из династии Аббасидов труды древнегреческих философов были переведены на арабский язык, методично осуществлялся поиск и перевод на арабский язык трудов древнегреческих математиков, астрономов и философов: «Метафизика» Аристотеля, труды Галена по медицине, «Начала» Евклида, «География» Птолемея,« Геометрия» Пифагора. В арабском Кордове в 10 веке было 70 библиотек, в среднем по 900 книг в каждой, а библиотека кордовского халифа аль-Хакама II состояла из 400 тыс. томов книг.
Собственно перевод арабами трудов греческих философов на латынь и было предтечей Возрождения. В XII-XIV вв. Европа пробуждалась от интеллектуальной дремоты.
В это время здесь возникают первые университеты: Болонский и Неапольский в Италии, Парижский, Монпелье и Тулузский во Франции; университеты Оксфорда и Кембриджа в Англии, Саламанки в Испании; университеты в Чехии, Германии, Австрии, Польше. К концу XV века их в Европе насчитывалось около ста. И, естественно, встал главный вопрос - чему учить и как учить? Постепенно пришло понимание, что основой обучения должны стать труды древнегреческих авторов, прежде всего, Аристотеля, труды которого и философская концепция, в итоге, оказали самое большое влияние на мышление европейцев. Именно труды Аристотеля сыграли важную роль в системе университетского образования.
В чтении книг Аристотеля европейцам помогли именно труды арабского философа Ибн Рушда, известного им по имени Аверроэса. Аверроэс писал примечания к работам Аристотеля. Аверроэс понимал Аристотеля как никто другой. Студенты во всех университетах Европы, штудируя работы Аристотеля, использовали комментарии Аверроэса. Именно он, находясь в арабской Испании, писал примечания к текстам Аристотеля.
Так возник диалог культур и религий: язычества – ислама – христианства.
Арабские ученые перевели греческие книги на латынь. Теперь Европа читала огромное количество книг, поступавшие из города Толедо, города в арабской, в то время, Испании.
В основе взглядов на мир эпохи позднего средневековья и раннего Ренессанса (Проторенессанса) лежат взгляды Аристотеля. Благодаря Аверроэсу, аристотелизм, сменил платонизм и неоплатонизм.
Аверроэса называли «комментатор» и говорили: «Аристотель объяснил природу, а Аверроэс объяснял Аристотеля».
Вывод:
В статье названы две причины, которые привели к расцвету культуры в эпоху Возрождения:
- влияние арабской культуры на европейскую;
- основой ментальности средневекового человека стал
аристотелизм, сменивший платонизм.
Эти указанные причины нуждаются в развертывании, объяснении. Это задача следующих статей.
Литература:
Подробнее обо всех героях фрески Рафаэля в галереи канала
Продолжение темы арабов в Европе в статье канала:
Понравилась статья - ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь на канал. Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda
Больше интересного на сайте https://www.academia-nadezhda-com.com