В отличие от американской программы «Аполлон», где астронавты применяли универсальный скафандр мягкого типа (см. статью «типы и конструкция скафандров»), который служил как для спасения в случае разгерметизации КК во время полета, так и для высадки на Луну, советские ученые остановили свой выбор на двух отдельных скафандрах: 1-й аварийно-спасательный; 2-й скафандр для выхода в открытый космос.
СК для высадки на Луну получил название «Кречет-94» (см. статью «два советских для высадки на Луну»). В отличии от универсальных СК мягкого типа, в основу «Кречета» легла кираса из алюминиевых сплавов, представляющая вместе с гермошлемом единое целое. На спине кирасы расположился входной люк, в дверце которой была установлена система жизнеобеспечения (СОЖ).
Именно на основе СК «Кречет» в последующем был разработан скафандр для выхода в открытый космос «Орлан».
Проблема состояла в том, что космонавт должен был совершать лунную посадку и взлет, сопровождающиеся хоть и меньшими по сравнению с Земными, но все же ощутимыми перегрузками в скафандре, который заведомо не подходил для этих целей т.к. вместо плотно облегающей спинки кресла, космонавт упирался в люк с расположенной в нем СОЖ и каждая неровность или выступ алюминиевой кирасы на месте прилегания спины могли вызывать сильное локальное давление и болевые ощущения вплоть до травм.
Для исследования возможности нахождения и сохранения работоспособности космонавта находящегося в СК «Кречет» при действии перегрузок, на АО «НПП «Звезда» были проведены научные исследования и в частности эксперименты с вращением испытателей в СК «Кречет» на центрифуге с перегрузками различной величины.
1-см. статью с описанием истории и технических характеристик центрифуги АО "НПП" Звезда"
Эксперименты по лунной программе проводились с 1965 по 1970 годы в закрытой кабине центрифуги имитирующей кабину лунного взлётно-посдочного корабля ракетно-космического комплекса «Н1-Л3» (см. статью «Отработка ручного управления советским лунным кораблем на центрифуге с перегрузкой до 14 ед »).
Один из имитаторов лунной кабины был оборудован плоской площадкой, позволяющей размещать испытателя в скафандре в позе стоя с фиксацией скафандра в специальной амортизационной системе таким образом, чтобы ускорение действовало в направлении «таз—голова».
Интересное дополнение:
Будете смеяться, но обрабатывая фотографии, внимание автора блога «Прогулки в стратосфере» привлекла металлическая лесенка и чтобы подтвердить свое подозрение, он не поленился дойти до центрифужного зала, благо дверь кабинета находится прямо напротив входа в зал. Не поверите: она (лесенка) еще в строю и чувствует себя бодрячком.
Для фиксации испытателя в кабине использовался силовой поясной шпангоут, на котором устанавливался кронштейн с осью спереди и уловителем по бокам. Ответные узлы обеспечивали фиксацию испытателя в кабине. В качестве поручней применялась рейка за которую держался испытатель в процессе эксперимента. На рейке была установлена специальная «кнопка самочувствия» при отпускании которой подавался сигнал на прекращение испытаний.
Кроме исследований по лунной программе, на центрифуге АО "НПП "Звезда" также проходили эксперименты в рамках программы космического ракетоплана Р-2 (см. ссылку на статью "Ракетоплан Р-2 В.Н. Челомея, разработка скафандра и кресла).
Ставьте лайк, подписывайтесь на канал «Прогулки в стратосфере», некоторые подробности вам все равно никто больше не расскажет ;).
Научный сотрудник АО «НПП «Звезда» С.Н. Филипенков.