02.05.44 Плотная облачность, высотой 200-400 , дожди, видимость 4-10 км, ветер 3-6 м/с порывы до 10 м/с. Температура днем 7-9 градусов.
Части 4-го УФ вели разрушение укреплений противника. 8-я ВА действий не вела по погодным условиям (совершено только 6 вылетов на разведку) [1].
Из боевого донесения 17-й армии в группу армий «Южная Украина» 02.05.1944г. (20.40):
«Оценка противника:
Оборудуются позиции для тяжелых минометов северо-восточнее Бельбека. Северо-восточнее Камышовой балки наблюдается создание сильного опорного пункта, прикрытого сильной зенитной артиллерией. Оттуда предполагается наступление.
События дня:
Противник вел наступление при поддержке артогня и огня тяжелых минометов силами рот против правого фланга 73-й ПД, которое было отбито. Наша артиллерия обстреливала бухту Балаклавы и позиции минометов северо-восточнее Бельбека. Уничтожен один танк противника. Авиация обеих сторон действует слабо. Наши штурмовики атаковали артиллерийские и минометные позиции.
Кадры:
I. Пополнение: один офицер, 26 унтер-офицеров, 110 рядовых, 265 отпускников и командированных.
II. Убыль:
а) 1.05 — 252 немца и 102 румына.
б) Отправлено 1.05:
По воздуху: 256 немцев, 147 румын.
Транспорт с 36 немцами и 1 049 румынами, 50 т румынского военного имущества и 763 гражданскими лицами ввиду погодных условий был снова возвращен в Севастополь[2].
В 23.00 генерал Альмендингер официально вступил в должность командующего 17-й армией. Командующим 5-м армейским корпусом был назначен бывший командир 105-го пехотного полка, в 1941-42г. воевавший под Севастополем, генерал Мюллер. До его прибытия обязанности командующего корпусом исполнял начальник штаба 5-го АК, фон Ксиландер. Командующим 49-м АК был назначен генерал Хартман.
Действия на море
С 5.30 самолеты 30-го рап ЧФ вели разведку морской обстановки между Севастополем и Констанцей. По погодным условиям работа была неэффективной. Четыре катера 1-й бригады (№№ 351, 352, СМ-3 и 126) выходили для поиска транспортов, но неудачно[3]. Противник в результате радиоперехвата был информирован о положении катеров[4]
Подводная лодка А-5 вышла в район №7. В ходе следования в новый район действий, подводная лодка повредила винт об неизвестный предмет, и была вынуждена вернуться в Очемчири [5]. Противник указывает, что западнее м. Херсонес засечена подводная лодка.
Утром из Сулины вышли две БДБ с боезапасом, дымовыми шашками и пятью 7,5-см противотанковыми пушками. Вечером из Констанцы вышел конвой «Richter» («Junak», «Theben», с лихтерами на буксире, «Bayreuth», 5 БДБ, в сопровождении 5 охотников). Суммарно, конвой имел на борту: 650 тонн боезапаса, 417 тонн авиабензина, 164 солдата [6].
В 14 часов береговая батарея противника 5./601 с мыса Александровский произвела 10 выстрелов в направлении Качинского аэродрома (дистанция 18 км), в 18 часов произведено еще 17 выстрелов по летному полю, на котором отмечена посадка пяти советских самолетов[7].
Противник оборудовал несколько временных причалов в районе м. Херсонес, путем затопления и посадки на грунт лихтеров и понтонов. В Севастополь доставлен 40 тонный плавкран. Противолодочная оборона противника обнаружила подводную лодку в районе м. Херсонес.
03.05.44
Назначенный 1.05.1944 г. командующий 17-й немецкой армией генерал пехоты К.Альмендингер в своем приказе о вступлении в должность 3 мая 1944 г. патетически писал:
"Я получил приказ защищать каждую пядь Севастопольского плацдарма. Его значение вы понимаете. Ни одно имя в России не произносится с большим благоговением, чем Севастополь. Здесь стоят памятники прошедших войн... В связи с тем, что Севастополь имеет такое историческое значение, Сталин хочет вернуть себе этот город и порт. Поэтому нам предоставляется возможность обескровить на этом фронте превосходящие силы красных.
Я требую, чтобы все оборонялись в полном смысле этого слова, чтобы никто не отходил, удерживал бы каждую траншею, каждую воронку, каждый окоп. В случае прорыва танков противника пехота должна оставаться на своих позициях и своим мощным противотанковым оружием уничтожать танки, как на переднем крае, так и в глубине обороны. Если сильный огонь противника разрушит наши оборонительные сооружения, необходимо оставаться на месте и защищать остатки этих сооружений, воронки. Если противнику удастся где-либо вклиниться в нашу оборону, необходимо немедленно контратаковать и отбросить противника, не ожидая на это особого приказа. Плацдарм на всю глубину сильно оборудован в инженерном отношении, и противник, где бы он ни появился, запутается в сети наших оборонительных сооружений. Но никому из нас не должна даже прийти в голову мысль об отходе на эти позиции, расположенные в глубине. 17-ю армию в Севастополе поддерживают мощные воздушные и морские силы. Фюрер дает нам достаточно боеприпасов, самолетов, вооружений и подкреплений. Честь армии зависит от каждого метра порученной территории. Германия ожидает, что мы выполним свой долг…»
Части 4-го УФ вели разрушение укреплений противника. Ночная авиация совершила 16 самолетовылетов по аэродромам, в ходе налета потерян один У-2. Днем 40 истребителей совершили 66 самолетовылетов, потерян один Як-1.
3-й горнострелковый корпус Приморской армии в ночь на 4 мая сменил части 339-й и 227-й сд.
83-я бригада находилась на рубеже: изгиб дороги 300м западнее Балаклавы, 200метров восточнее гребня высоты в 2 км юго-западнее Балаклавы.
255-я бригада от фланга 83-й бригады до берега моря[1].
По данным противника:
I. Прибытие: 75 чел.
II. II. Убыль:
III. Потери 2.05: 190 немцев и 91 румын.
IV. Отправлено: 303 немца, 1132 румына, два "Хиви", а также 763 чел. гражданских.
Действия на море
Катера 2-й бригады торпедных катеров №№ 65 и 105 выходившие на охоту за транспортами противника, к рассвету вернулись в бухту Караджа без результата.
4 самолета 30-го рап ЧФ вели разведку морских коммуникаций. Обнаружены 48 плавсредств.
По логике, конвой «Marabu», вышедший из Севастополя накануне вечером, к 8 утра 03.05.44 находился приблизительно в 80-100 милях к западу от м. Херсонес.
Конвои, идущие из Констанцы, к этому времени, должны были находиться в точке на расстоянии 130 и 110 миль от мыса Херсонес соответственно, и это расстояние с каждым часом, сокращалось на 7-8 миль.
Данные советской авиаразведки, дают примерно те же координаты, правда, количество и тоннаж плавсредств указаны, чаще всего, неверно. Есть и невольные ошибки. Две БДБ обнаруженные в районе Казачьей бухты, и упомянутые в данных советской авиаразведки, это импровизированные причалы, сооруженные немцами из поврежденных плавсредств.
Авиация ЧФ попыталась атаковать обнаруженные конвои противника. К сожалению, между советскими и немецкими документами идет разнобой, который проверить пока нечем. События пришлось разбирать детективным методом.
По данным советских донесений, в 8.30 12 самолетов Пе-2 (13-го гв. бап) в сопровождении 21 истребителя (43-й иап) вылетели на атаку обнаруженного разведкой конвоя, но цель не нашли и были вынуждены вернуться на аэродром.
Далее в «Хронике…» сделана общая запись о том, что с 9.40 до 15.30 5 торпедоносцев Ил-4 (5-й гв. мтап) и 9 самолетов (13-й гв. бап), в сопровождении 10 истребителей (7-й иап) вылетали на перехват конвоя в 90 милях западнее мыса Херсонес[2].
Учитывая большой разброс по времени, не совсем понятно, о каком конвое идет речь. По факту, речь идет о двух разных вылетах: о вылете 5 торпедоносцев из Скадовска и о вылете самолетов 13-го гв. бап с аэродрома Саки, которые действовали не вместе (и, даже не одновременно).
В составе обнаруженного конвоя, на перехват которого вылетели авиагруппы, указаны транспорт 5 тыс. т., транспорт 2,5 тыс. т. эсминец, шесть БДБ, 6 катеров. Судя по составу, это конвой «Richter». Это означает, что конвой двигался со средней скоростью 8 узлов, что, теоретически, в случае благоприятных условий, вполне возможно.
Конвой «Richter» отмечает первый удар советской авиации в 10.50 (по немецкому времени, т.е. в 11.50) авиабомбами и двумя парашютными авиаторпедами. В результате этой атаки, конвой потерь не имел[3]. Два Ил-4 сбросили торпеды, при этом, ведущий Ил-2 был сбит. Три самолета из-за зенитного огня атаковать не смогли, и были вынуждены вернуться. Данные совпали с донесением 5-го мтап, согласно которому, три самолета из-за зенитного огня не смогли сбросить торпеды.
По советским данным, на обратном пути три Ил-2 в 85 милях от м. Херсонес попытались атаковать еще один конвой (транспорт 5 тыс. т., транспорт 1,2 тыс. т., транспорт 1 тыс. т. 3 БДБ и сторожевик). В результате атаки двух Ме-110, сопровождавших конвой были вынуждены отказаться от атаки, вернувшись на аэродром с торпедами. Состав конвоя очень похож на идущий из Севастополя конвой «Марабу», но в этом районе его быть не могло, т.к. в 18.50 (19.50) уже входил в порт в Констанце. Этот эпизод не нашел отражения в немецких документах, и не совсем понятно, о каком конвое идет речь. Скорее всего, это выдумка, т.к. в 13.22 шесть Пе-2 (13-й гв. бап), в сопровождении 10 истребителей (7-й иап) вылетели на перехват обнаруженного торпедоносцами конвоя в 85 милях к западу от м. Херсонес, но ничего не нашли, в 15.27 возвратились с боезапасом на базу.
В своей работе «Топи их всех!» М. Морозов указывает:
«Удар пришелся по конвою «Рихтер» (лихтер «Вар», три буксира и пять БДБ в охранении четырех охотников KFK). В течение нескольких часов по ним «отработали» пять высотных торпедоносцев, сбросивших по курсу кораблей циркулирующие торпеды, затем подошли девять топмачтовиков из состава 13 Гв. ДБАП, но плотный зенитный огонь оказался весьма серьезной преградой и самолет ведущего группы майора И.Ильина был сбит. Тем не менее, экипажам «Бостонов» удалось потопить охотник «UJ 2304» («KFK 84»). Последними наносили удар десять Пе-2 из состава 40-го БАП. Им также сопутствовал успех: в результате прямого попадания бомбы на дно отправился буксир «Юнак» (444 бр.т). В то же время более крупный «Вар», который наша авиаразведка классифицировала как транспорт в 5000 бр.т (реально 1000 бр.т) уцелел. В 23:33 лихтер подвергся торпедной атаке «М-62», но торпеды, установленные с углублением в 2 метра, по всей вероятности прошли под целью».
Малый охотник за подводными лодками UJ-2304 никогда не входил в состав конвоя. Две группы малых охотников за подводными лодками (по 3 катера в каждой) были выставлены в районе 88 и 110 миль восточнее Констанцы.
Этот корабль был поврежден через 18 минут после удара торпедоносцев по конвою, в 11.08 (12.08), в результате атаки 8 штурмовиков (тип не указан) на противолодочную группу «Bentheim» (UJ-2304, UJ-2306, UJ-2308). Во всяком случае, так указывает противник. Сложность заключается в том, что, по данным советских донесений, в указанное время штурмовики, вроде бы как не летали. Скорее всего, атаковали самолеты 13-го гв. бап.
Корабль получил попадание нескольких бомб, и в 12.40 затонул. Экипаж спасен, кроме командира, погибшего при налете, и доставлен обратно в Констанцу[4].
В середине дня противник налеты советских самолетов на свои корабли не отмечает. Удары начались к вечеру. В 80 милях западнее м. Херсонес был атакован конвой: «Waage» (5 БДБ). Противник в 17.15 отмечает атаку самолетов Пе-2 на конвой которая окончилась безрезультатно. Сброшено около 100 бомб. Ранен 1 человек, повреждений БДБ нет[5].
Следующая атака, отмечена на конвой «Рихтер» в 17.30 (т.е. в 18.30), но атаковали его не «Бостоны». Донесение конвоя говорит о том, что его атаковали с пикирования, в 3 захода десять бомбардировщиков Пе-2. В донесении адмиралу Черного моря, из-за неверной расшифровки радиограммы, фигурируют 30 Пе-3, но время указано то же самое.
По советским данным с 17.30 до 19.30 10 самолетов Пе-2 (13-й гв. бап) в сопровождении 16 истребителей (43-й иап) вылетали на атаку конвоя, в 80 милях западнее м. Херсонес. По советским данным, потоплены два транспорта по 3 тыс. т. каждый.
По немецкому первичному донесению, в результате этого налета был потоплен лихтер, но, ночью поступило донесение от БДБ F-312 о том, что в 17.30 (18.30) был потоплено буксирное судно «Junak» [6] с 206 тоннами боезапаса. Спасено 14 человек[7].
По советским данным, истребители в воздушном бою сбили один из четырех «Га-140». Не совсем понятно, о каком самолете идет речь, немецкая гидроавиация имела на вооружении самолеты фирмы «Blomm&Voss» «Гамбург 138» и «Гамбург 139», но «Га-140» в документах не встречается.
«Хроника…» указывает, что с17.30 до 19.20 18 самолетов Ил-2 (8 гв. шап) под прикрытием 12 самолетов Як-9 (6-й гв. иап) и 15 Ил-2 (47-го шап) под прикрытием 10 Як-9 (6 гв. иап) летали для уничтожения конвоя.
В составе конвоя указаны: два транспорта, семь барж, шесть БДБ, 4 катера. По советским данным, самолетами 8-го гв. шап, в 18.15 уничтожены две БДБ, еще на двух возникли пожары[8]. О каком конвое идет речь не совсем понятно. Противник эти данные не подтверждает. Самолеты 47-го шап противника не обнаружили, и вернулись с боезапасом.
С 19.00 до 22 часов на перехват конвоев летали 4 торпедоносца Ил-4 (5-й гв. мтап), но конвои обнаружить не удалось, и самолеты вернулись с торпедами.
По данным советских документов в 18.42 9 самолетов 13-го гв. бап в сопровождении 10 истребителей (7-й иап) топмачтовым способом атаковали конвой в 55 милях от м. Херсонес. Прямыми попаданиями потоплены: транспорт 2,5 тыс. т., сухогрузная баржа, повреждена БДБ.
По немецким данным, в 17.40 (18.40) атаке подвергся конвой «Waage», правда, точка расположения конвоя, за 1,5 часа «перепрыгнула» сразу на 25 миль (скорее всего, первая точка в 80 милях от м. Херсонес, указана с большой погрешностью). Однако, противник четко указывает, что конвой атаковали топмачтовым способом восемь «Бостонов», сбросившие 6 тяжелых бомб, поэтому ошибка исключена. Потерь не отмечено. [9].
В 23.45 этот же конвой в 30 милях юго-западнее мыса Херсонес столкнулся с торпедным катером, который ушел, прикрывшись дымзавесой.
По торпедным катерам ситуация так же запутанная. Как указывает «Хроника…», в 19.15 торпедные катера 1-й бригады №№301, 323, 331, 126 (с реактивным вооружением) вышли из Ялты в район м. Сарыч для поиска и уничтожения вражеских транспортов. В 19.30 катера 2-й бригады №№ 44 и 106[10] вышли из бухты Караджа в район мыса Херсонес[11]. Таким образом, в районе Севастополя работали шесть советских торпедных катеров.
Кроме того, в 22.50 из Ялты в район мыса Ай-Тодор вышли два сторожевых корабля, для обеспечения возврата ТК 1-й бригады.
7 катеров противника, для обеспечения выхода и входа конвоев, около 21 часа заняли позиции оговоренные приказом «Кольберг». Одна группа состояла из 3, другая из 4 катеров[12], одна их групп располагалась южнее м. Херсонес, вторая, южнее м. Сарыч. При выходе из Севастопольской бухты, катера были обстреляны советской артиллерией. Противник указывает, что используя ночную авиацию, русские наблюдают за выходом из бухты[13].
Дальше сопоставить события из немецких и советских источников оказалось очень сложно, но, благодаря временной и координатной привязке событий в немецких документах, разобраться в ситуации удалось.
Торпедный катер №331 из-за неисправности мотора вернулся в Ялту, куда прибыл «… после боя с тремя неприятельскими торпедными катерами в районе м. Сарыч».
Южная группа немецких торпедных катеров (3 единицы) в 21.05 (22.05) отмечает бой с советским торпедным катером в районе между мысом Сарыч и мысом Айя. Советский катер, маневрируя, выпустил торпеду. Немецкие катера были вынуждены прекратить бой из-за сильного артиллерийского обстрела с берега.
По советским данным, в 22.30, в районе Херсонесского маяка, торпедный катер № 44 с дистанции 3 кабельтовых (500 м) атаковал двумя торпедами и повредил транспорт 5 тыс. т. Второй катер (№106) атаковал реактивными снарядами и потопил баржу со скотом и сторожевой катер противника. Сопоставить этот эпизод с немецкими данными пока не удалось.
Противник указывает, что в 19.40 (20.40) конвой «Freya», состоящий из 12 БДБ, буксирного судна «Erzherzog Karl», который буксировал поврежденный большой охотник UJ-104, охотников UJ-301, UJ-307 вышел из Севастополя. В 23.30 (0.30) конвой был атакован торпедными и артиллерийскими катерами, которые стреляли торпедами и реактивными снарядами.
В 0.31 торпедные катера 1-й бригады № 301, 323, 126 обнаружили конвой. По советским данным, он насчитывал «…шесть транспортов, восемь быстроходных барж, три катера». Очевидно, что, несмотря на расхождение в корабельном составе, речь идет именно о конвое «Freya». Расхождение по времени между немецкими и советскими документами всего 1 минута. В противном случае, придется признать, что это полностью вымышленный эпизод.
В результате боя, катера 301 и 323, вроде бы как, двумя торпедами потопили два транспорта, каждый 3,5 тыс. т., после чего, ведя бой на отходе, провались в Евпаторию. Катер №323 оторвавшись от основной группы, в 1.17 атаковал еще один конвой из шести БДБ, потопив торпедой еще одну баржу. На обратном пути, катер в районе м. Сарыч столкнулся с тремя катерами противника, имея одного убитого и одного раненого сумел оторваться от противника, и в 6 утра прибыл в Ялту. Конвой «Waage», состоящий из 5 БДБ отмечает в 23.45 (1.45) столкновение с советским торпедным катером в 30 милях юго-западнее м. Херсонес. Конвой отмечает, что катер прикрылся дымзавесой и ушел.
Торпедные катера противника (северная группа) в 23.40 (1.40) наблюдали бой выходящего конвоя с тремя торпедными катерами, которые были оттеснены катерами охранения конвоя. Наблюдались попадания в советские катера. В ходе боя советские катера выпустили 4 торпеды, от которых немецким катерам удалось отклониться. Около 1.20 (2.20) бой прервался.
Катера южной группы противника в 2.25 отмечают кратковременный бой с катером противника. Почти наверняка, это был катер №323. Картинка почти сложилась.
Корабли конвоя «Freya» до определенной точки следовали вместе, однако в 2.00 (3.00), «Эрцгерцог Карл», с UJ-104 на буксире, охотники UJ-301, UJ-307 и одна БДБ по погодным условиям повернули обратно в Севастополь. 11 БДБ конвоя продолжили движение на Констанцу.
Итог дня:
1) потоплен немецкий охотник за подводными лодками UJ-2304
2) конвой «Waage», находился на подходе к Севастополю
3) конвой «Audi» из двух БДБ и двух катеров находился на подходе к Севастополю.
4) конвой «Marabu», в составе транспортов «Lola», «Kassa», UJ-105, трех раумботов без потерь прибыл в Констанцу, доставив 1409 румынских солдат, 41 немецкого солдата, 763 эвакуированных.
5) конвой «Richter» в составе буксира «Theben», лихтеров «Var», «Bayreuth», 5 БДБ, в сопровождении 5 охотников, находился на подходе к Севастополю с грузом 449 тонн боезапаса, 314 тонн горючего, 124 солдата
6) В 23 часа на Севастополь из Констанцы вышел конвой «Nelke» («Гвоздика») в составе 2 БДБ и двух катеров типа KFK[14], имея на борту 120 т. боезапаса.
7) В 23.30 в Севастополь вышел конвой «Flieder» («Сирень») в составе: транспорт «Tissa», КТ-18, КТ-25, UJ-106, 3 «раумбота». Груз 794 тонны боезапаса, 2 тонны имущества, 111 солдат.[15].
8) В 19.40 конвой «Freya» в составе 12 БДБ и буксир «Erzgerzog Karl» с UJ-104 на буксире, UJ-307, UJ-301 вышел из Севастополя, однако по погодным условиям БДБ, буксир с поврежденным охотником, два малых охотника в 2.00 (уже 04.05.44) повернули обратно на Севастополь. 11 БДБ продолжили движение к Констанце.
Для обеспечения погрузки в южной части мыса Херсонес были посажены на грунт два лихтера, которые выполняли роль причалов. В Камышовой бухте для увеличения осадки обслуживаемых судов, был посажен кормой на грунт еще один лихтер, выполняющий роль плавучего причала, что позволило принимать корабли с осадкой до 8 метров[16].
[1] ЦАМО, Фонд 244, Опись 3000, Дело 817,
[2] Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 6. М.—Л.: Воениздат, 1951. стр. 28
[3]NARA T-1022 R-2594
[4]NARA T-1022 R-2594
[5]NARA T-1022 R-2594
[6]небольшой трофейный транспорт (444 брт),захваченный Германией у Югославии.
[7]NARA T-1022 R-2594
[8] Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 6. М.—Л.: Воениздат, 1951. стр. 28
[9]NARA T-1022 R-2594
[10] катера 106 и 126 имели направляющие для пуска РС.
[11] Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 6. М.—Л.: Воениздат, 1951. стр. 28
[12]NARA T-1022 R-2594
[13]NARA PG 45736 (Rolle 2618) Seeko.Krim 01.05.-12.05.44
[14]Kreigfischkutter - вооруженный сейнер западной постройки, водоизмещением 110 т.
[15]NARA T-1022 R-2594
[16]NARA T-1022 R-2594
[1] ЦАМО, Фонд 244, Опись 3000, Дело 817,
[2] BA/MA WF-03/33876. fr.482:
[3] Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 6. М.—Л.: Воениздат, 1951. стр. 28
[4]NARA PG 45736 (Rolle 2618) Seeko.Krim 01.05.-12.05.44
[5] Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 6. М.—Л.: Воениздат, 1951. стр. 28
[6]NARA T-1022 R-2594
[7]NARA PG 45736 (Rolle 2618) Seeko.Krim 01.05.-12.05.44