Найти тему
ИстПросвет

О чем наши князья поспорили перед битвой на реке Воронеж в 1237 году

Оглавление

Татары, покорив многие земли на востоке и на Волге, в 1237 году подошли к Рязанской области, встали на реке Узоле и отправили к Юрию Ингоревичу рязанскому и брату его Олегу Ингоревичу послов. Татары явились в Рязань со словами:

Постоим на родину-мать
Постоим на родину-мать
"Прислал нас Батый, великий князь, сын и внук ханский, обвестить вам, всем князем русским, еже бог богов поручил ему всей вселенною обладать, всеми царями и князи, и никто не может противиться и дани давать отресчися. И как он ныне по повелению ханскому приближился землям вашим, того ради повелевает вам у него явиться и дань принести. И ежели оное исполните, то явит вам милость, если же воспротивитесь, то разорит и погубит огнём и мечом все пределы ваши, как то со многими учинил".

Бесперспективные переговоры

Выслушав монгольское послание, Юрий рязанский поинтересовался, какую же дань хочет от него хан. По нашему уставу - заявили послы, - от всего, что имеете в земле вашей - а именно, "от людей, скотов и всего имения" - должны предоставить десятую часть, сиречь десятину. Но если проявите покорность и хорошенько попросите, то хан может и убавить и "возьмёт по вашей возможности".

Отказать Батыевым послам и выставить их вон было проще простого. Но рязанские князья вершили дела на своей земле сообща. А, может быть, Юрий просто хотел выиграть время, и потому вместо прямого ответа просил заезжее посольство позадержаться в Рязани, а Юрий соберёт братьев на совет.

Князь в раздумье
Князь в раздумье

Лучше головы сложим

По зову старшего брата в столицу примчались рязанские, муромские и пронские князья. Одновременно они объявили в своих уделах общий военный сбор ("от мала до велика"), как бы заранее показывая, какое решение примут.

И действительно, съехавшись, князья много рассуждали, что для них лучше: с честью умереть и героями вознестись на небо, или навлечь на свои головы вечное бесчестие, "поставляя себе в тяжкий грех, чтоб христиан предать в руки беззаконных и поругать веру христианскую". Послы, впрочем, утверждали, что монголы не имеют привычки навязывать кому бы то ни было свою веру, мол, хотите быть христианами - милости просим. Но, кто бы им поверил!

В итоге, татары получили ответ следующего содержания. Отцы и деды наши дани никому никогда не давали и в рабах ни у кого не бывали, а за честь свою и отечество бились и умирали. Так вот и мы честь свою оружием или смертью хотим сохранить. Хану вашему и князьям мы, кажется, обиды не чинили, "и по чести его разумеем, что он напрасно на нас не пойдёт".

Ну а уж если пойдёт, то лучше головы сложим, чем землю свою опозорим. "И когда нас не будет, - говорилось в конце меморандума, - тогда всё ваше, и делайте елико вам бог попустит".

Конная атака
Конная атака

Принципиальный спор на р. Воронеж

Некоторое время спустя, вся рязанско-муромская рать стояла на берегу пограничной речки Воронеж, вглядываясь на запад и на восток. С запада поджидали подмогу от северских, черниговских и владимиро-суздальских князей, которая не пришла. С востока высматривали неприятеля и очень надеялись, что сведения о величине и силе монголов завышены.

И вот на горизонте появились тумены Батыя. И стало ясно, что победить их вряд ли удастся - уж слишком великая армия подходила к воронежскому рубежу. Как сказано у В.Н. Татищева, "и видя оных великое и невероятное множество" некоторые князья "усомнились" в целесообразности битвы и высказались за почётную капитуляцию. Выразителем их позиции стал муромский князь Олег, а противником в наметившемся княжеском "баттле" выступил Игорь Ингоревич рязанский.

Фрагмент средневековой битвы
Фрагмент средневековой битвы

Тезисы Олега муромского

"Братия", - начал Олег, - бывает, что бог малым войскам против больших помогает, но стоит ли постоянно рассчитывать на чудо. Учиниться рабами "поносно и горестно", но ещё хуже погибнуть всей землёй вместе с жёнами и детьми. Монголы победили слишком много "сильных царств и многолюдных народов", чтобы сомневаться в их способностях. К тому же тех, кто покоряется и платит дань, они "не разоряют и не губят". Да и в чести нашей никто не усомниться, поскольку мы не покорились сразу, не увидев их силы.

Отповедь Игоря Ингваревича

Ответное слово взял Игорь рязанский. "Брате, - сказал он, с усмешкой глядя на Олега, - если ты боишься за отечество потрудиться, лучше бы тебе в дому седеть и людей в страх и робость множеством неверных не приводить, а я и мои воины смело на них пойдём". И ещё добавил. "Ныне, брате, узрим каждого храбрость и боязнь".

В итоге

После таких слов Олегу и его сторонникам пришлось устыдиться своих здравых мыслей и вспомнить, что они, как никак, князья и рыцари, дело которых сражаться и умирать. И они умерли, а землю их разорили и завоевали. Кстати, Олег муромский проявил себя в битве героем и был тяжело ранен от татарских стрел и копий.