94K подписчиков

12 «подвигов» художника Питера Брейгеля Старшего

3,9K прочитали
Питер Брейгель Старший — художник, обожавший изъясняться живописными метафорами. Превращать героев в ожившие символы, а композиции — в исчерпывающие высказывания на волновавшие темы.

Свой диалог со зрителем он предпочитал выстраивать на фундаменте твёрдых культурных паттернов, понятных любому современнику, вне зависимости от его происхождения, образования и статуса. Максимально сокращать для него путь от созерцания до понимания. Не просто «пересказывать» аудитории некий факт или событие, а как можно скорее переходить к сути происходящего. К контексту, настроению и значению того, что решил изобразить на полотне.

Брейгель Питер, «Двенадцать пословиц», 1558, дерево, масло, 74,5 × 98,4, Музей Майер ван ден Берг, Антверпен (Бельгия)
Брейгель Питер, «Двенадцать пословиц», 1558, дерево, масло, 74,5 × 98,4, Музей Майер ван ден Берг, Антверпен (Бельгия)

Работа, известная как «Двенадцать пословиц» Питера Брейгеля — ярчайшая иллюстрация стремления мастера к метафоричности в изобразительном искусстве. Здесь совсем ещё юный художник выступает в роли самого настоящего «взломщика культурного кода» своей эпохи. Иллюстрируя устойчивые идиомы и выражения с изрядной долей юмора, Брейгель тем не менее сопровождает каждое изображение полезным советом или комментарием, осуждающим неблаговидный поступок. Сегодня, в контексте общества постмодерна, эти краткие текстовые пояснения воспринимаются скорее как ещё один юмористический элемент произведения. Как попытка спрятать смешной посыл за менторским тоном. Однако, следует понимать: аудитория середины XVI века, коей были адресованы эти нравоучения, воспринимала их «в лоб». Первые ростки классического реализма только-только пробились сквозь толстую броню теистического диктата. А значит, по умолчанию работал принцип: «сказанному — верить».

Итак.

Питер Брейгель Старший — художник, обожавший изъясняться живописными метафорами. Превращать героев в ожившие символы, а композиции — в исчерпывающие высказывания на волновавшие темы.-2

Первая панель предостерегает зрителей от азартных игр, способных разорить и оставить человека.

Питер Брейгель Старший — художник, обожавший изъясняться живописными метафорами. Превращать героев в ожившие символы, а композиции — в исчерпывающие высказывания на волновавшие темы.-3

Вторая — служит осуждением для того, кто слишком легко меняет свои убеждения. Очевидно, аналогом русского выражения: «быть как флюгер»здесь выступает голландское: «вешать плащ на ветер».

Питер Брейгель Старший — художник, обожавший изъясняться живописными метафорами. Превращать героев в ожившие символы, а композиции — в исчерпывающие высказывания на волновавшие темы.-4

Третья миниатюра осуждает двуличных и лицемерных людей, у которых «в одной руке огонь, а в другой — вода».

Питер Брейгель Старший — художник, обожавший изъясняться живописными метафорами. Превращать героев в ожившие символы, а композиции — в исчерпывающие высказывания на волновавшие темы.-5

Четвёртая работа предостерегает от ложного выбора. Точнее — от самого попадания в такую ситуацию. Аналог: — нечто вроде нашего: «пытаться усидеть на двух стульях». Вот только персонаж Брейгеля изображён уже успешно провалившим эту миссию.

Питер Брейгель Старший — художник, обожавший изъясняться живописными метафорами. Превращать героев в ожившие символы, а композиции — в исчерпывающие высказывания на волновавшие темы.-6

Миниатюра номер пять — чистейшее отечественное: «поздно пить Боржоми...». В голландской вариации на эту тему фигурирует колодец, который заполняют после того, как в нём утоп телёнок. Пожалуйста, не спрашивайте.

Питер Брейгель Старший — художник, обожавший изъясняться живописными метафорами. Превращать героев в ожившие символы, а композиции — в исчерпывающие высказывания на волновавшие темы.-7

Шестое изображение — прямая иллюстрация библейской притчи о свиньях и бесполезности разбрасывания перед ними бисера.

Питер Брейгель Старший — художник, обожавший изъясняться живописными метафорами. Превращать героев в ожившие символы, а композиции — в исчерпывающие высказывания на волновавшие темы.-8

Работа под условным номером семь. Бубенчик, который собираются повесить на шею коту — метафора обязательного громкого шума, который обязательно поднимется вслед за этим. Так сказать: «растрезвонит на всю округу». Картина рассказывает о некоем бестолковом деянии, о котором — в силу его глупости — тут же узнают все вокруг.

Питер Брейгель Старший — художник, обожавший изъясняться живописными метафорами. Превращать героев в ожившие символы, а композиции — в исчерпывающие высказывания на волновавшие темы.-9

Восьмая работа. Наших с Вами современников зависть, как известно, «душит». А вот голландцев она в старину слепила, как отражающиеся на воде солнечные блики.

Питер Брейгель Старший — художник, обожавший изъясняться живописными метафорами. Превращать героев в ожившие символы, а композиции — в исчерпывающие высказывания на волновавшие темы.-10

Изображение девятое. Тут всё просто и без затей. Бесполезное действие что у нас, что в Нидерландах известно как «попытка пробить головой стену».

Питер Брейгель Старший — художник, обожавший изъясняться живописными метафорами. Превращать героев в ожившие символы, а композиции — в исчерпывающие высказывания на волновавшие темы.-11

На десятой миниатюре изображён рыбак, пытающийся ловить рыбу сачком, стоя позади сетей. На ум сразу же приходит древняя шутка:

« — мужчина, что Вы делаете?

— ключи ищу.

— где вы их потеряли?

— под скамейкой.

— а почему ищете под фонарём?

— а здесь светлее».

Вот, знакомьтесь, дорогой читатель: Брейгель изобразил его европейского соратника, занятого столь же бессмысленным делом.

Питер Брейгель Старший — художник, обожавший изъясняться живописными метафорами. Превращать героев в ожившие символы, а композиции — в исчерпывающие высказывания на волновавшие темы.-12

Смысл предпоследней работы из данного ряда миниатюр требует специального пояснения. Носить плащ синего цвета для жителей Голландии XVI века иносказательно означало попытку выдавать себя за кого-то другого. Непереводимая игра слов на местном наречии, так сказать.

Питер Брейгель Старший — художник, обожавший изъясняться живописными метафорами. Превращать героев в ожившие символы, а композиции — в исчерпывающие высказывания на волновавшие темы.-13

Заключительное панно. Хм. Как бы это помягче... Мужчина, справляющий малую нужду на Луну — суть образ человека, пытающегося сделать невозможное. Настолько невозможное, что ему бы впору от досады на эту самую Луну выть. Но у каждого народа — свои особенности образного мышления, и не нам их осуждать).

Эти «Двенадцать пословиц» — как 12 «подвигов» художника, который в отличие от мифического Геракла сражался не с мифологическими монстрами, а вполне себе реальными пороками общества.

Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо. Подписаться