Найти тему
Круто об искусстве

Сегодня никакой символики, ТОЛЬКО ЖИВОПИСЬ. Ну или почти никакой.

Ян Вермеер "Молочница", 1658-1660. Государственный музей, Амстердам.
Ян Вермеер "Молочница", 1658-1660. Государственный музей, Амстердам.

Вот по сути, что есть живопись? ЖИВОПИСЬ - ЭТО КРАСКИ.

Их приятные или не очень сочетания, их волшебные мерцания и блики, их сочность или матовость. Это мазок, который может быть скрытым или пульсирующим, мягким или динамичным, вибрирующим и пархающим, словно бабочка, или мятежным и тяжеловесным, как поступь слона. И это фактура, щедро выпирающая на зрителя словно рельеф или никакая, покрытая многочисленным слоем лессировок, и не менее прекрасная, ибо мерцает как чистый ручей в солнечный день.

То есть ЖИВОПИСЬ - ЭТО ЭМОЦИЯ. Тогда как РИСУНОК - это всегда линия, история, событие. ЭТО ВСЕГДА РАЗУМ.

Ян Вермеер "Бокал Вина", 1660. Берлинская картинная галерея, Берлин, Германия.
Ян Вермеер "Бокал Вина", 1660. Берлинская картинная галерея, Берлин, Германия.

И вот Йоханнес Вермеер, известный как Ян Вермеер Делтфский, - настоящий виртуоз живописи и вообще художник особенный. Его рафинированная живописная техника, эксперименты с оптикой и перспективой, уникальная передача света, поэтический характер образов остаются до сих пор непревзойденными.

Просто НЕПОНЯТНО КАК это возможно написать человеку!

Ян Вермеер "Географ", 1668-1669. Штеделевский художественный институт, Франкфурт.
Ян Вермеер "Географ", 1668-1669. Штеделевский художественный институт, Франкфурт.

Картины художника читаются легче многих других - он ПОЭТ БЫТА. В сюжетах нет ничего загадочного. Вот молочница наливает в миску молоко. Женщина занимается домашними делами и, по всей вероятности, готовит хлебный пудинг - на столе лежат недоеденные кусочки хлеба. А вот молодой человек пытается напоить юную даму известно с какой целью. А вот географ оторвался от дел обдумать какое-то решение.

Каждая деталь имеет свое толкование давно описанное искусствоведами. Мне же хочется сказать о другом.

ПРИСМОТРИТЕСЬ!!!

Вы видите СВЕТ?! Абсолютно невероятное ЧУДО СВЕТА. Именно он - ГЛАВНЫЙ ПЕРСОНАЖ картин Вермеера.

Тонкая игра световых рефлексов на фактурных поверхностях хлеба, ковров... / удивительные блики оловянной тары, подвешанной на стене позади молочницы... / светящееся белое поле бумаги на столе географа, белая тончайшая струйка молока / мягкая, теплая ткань одежд, головных уборов, воздушных занавесок...

Но совершенно непревзойденно Вермеер пишет бокал вина - ОН СЛОВНО СОЗДАН ИЗ СВЕТА И ВОЗДУХА!

Если приглядеться, то заметно, что Вермеер пишет лица людей НЕСКОЛЬКО РАЗМЫТЫМИ - свет, поглощающий все пространство картины, деликатно искажает и черты лиц героев.

Есть что-то метафизическое в этих лишенных открытого действия СЦЕНАХ, КАК БЫ ВЫХВАЧЕННЫХ ИЗ ПОТОКА ЖИЗНИ и напоминающей кинематографический стоп-кадр.

Стоп-кадр, который при всей своей простоте оказывается весьма глубоким и емким по содержанию, ибо "земное" в нем есть только начало повествования.

Ян Вермеер "Женщина, держащая весы", 1662-1663. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Ян Вермеер "Женщина, держащая весы", 1662-1663. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

Вот, например, эта миловидная барышня с весами. Конечно она не Дева Мария, а предположительно супруга художника Катарина Вермеер, но идея, в общем-то та же. И для голландцев XVII другой трактовки просто не могло быть.

Начнем с того, КТО такая Дева Мария?

1️⃣ Дева Мария - мать Иисуса Христа, девушка из Назарета, обученная Иосифом и зачавшая, будучи девственницей, чудесным образом, посредством Святого Духа, будущего Спасителя мира. Она, в первую очередь, ЗЕМНАЯ ЖЕНЩИНА.

Вот и здесь, на картине, перед дамой лежат мирские блага - блестят нити жемчуга и золотая цепочка, но она не собирается их взвешивать. Она, кажется, вообще не собирается что-либо делать - часы находятся в равновесии, так же как и она сама. Тишина. Спокойствие. Умиротворение. ПЕРЕД НАМИ СЦЕНА ПРАКТИЧЕСКИ РЕЛИГИОЗНОГО ТАИНСТВА, когда на одной чаше весов находятся грехи, на другой - добродетели.

Сам мотив взвешивания драгоценностей и подсчета денег - традиционный сюжет для голландской живописи (аллегория скупости). Но, как правило, за этими занятиями изображались старики, а здесь перед нами миловидная молодая дама, одетая по последней голландской моде XVII века в синий жакет с меховой отделкой и белый чепец.

И вроде бы ничего особенного, но СИНИЙ и БЕЛЫЙ - ТРАДИЦИОННЫЕ ЦВЕТА МАДОННЫ.

Дама беременна и по размерам ее живота видно, что совсем скоро произойдет чудо рождения. И тут мы понимает, что Вермеер говорит с нами О ЖЕНЩИНЕ ВООБЩЕ и О ЖЕНСКОМ ВООБЩЕ. Вот и нити жемчуга на столе неспроста - для эпохи Вермеера они есть символ праведности, символ Христа и Девы Марии, ценный знак любви к Богу (жемчужины украшали одежду священника, алтари и другие церковные предметы). А еще жемчуг был символом света, чистоты, женственности.

Интересный момент ➡️ тот жемчуг, которым украшали Богоматерь на картинах, отличался от украшений, которые бытовали: жемчужины были крупнее, форма совершеннее, а белизна - безукоризненна. Совершенство жемчужин как зеркало отражало совершенство Девы Марии и невозможность достижения этого идеала.

У Вермеера жемчуг "человеческих", реальных размеров. Потому что перед нами все-таки не Дева Мария. Но перед нами все-таки ЖЕМЧУГ. Потому что только он МОЖЕТ ПОДЧЕРКНУТЬ ВСЮ ПРЕЛЕСТЬ И ДОБРОДЕТЕЛЬ НАСТОЯЩЕЙ ЖЕНЩИНЫ. Она не может быть порочна по определению, от нее струится чистый свет просветления и гармонии. И она так же идеальна, как округлость перламутровой сферы (поэтому почти все героини Вермеера изображены с именно с жемчугом).

2️⃣ С другой стороны, Дева Мария не просто земная мать Христа, но ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ. Поэтому на стене позади дамы темный холст, изображающий сцену Страшного суда, когда пришел "Сын Человеческий во славе Своей" и начал судить все народы. Мандорла (овальный свет вокруг Христа) созвучен абрису лика героини, а ее фигура закрывает фрагмент, где иконографически должен быть изображен архангел Михаил с весами.

И это тоже про чистоту души и про женщину (не будем забывать одну незыблемую истину - именно Дева Мария долгое время была исключительным эталоном красоты и добродетели).

И вот он - этот дивный, совершенно особенный вермееровский свет, которым художник целенаправленно освещает РУКИ героини, держащие весы. А еще ее лик и безукоризненно белый, как хруст снега в морозный день, платок.

СВЕТ, который не просто объединяет два сюжета, но ПОДЧЕРКИВАЕТ НАДМИРНЫЙ ХАРАКТЕР ДАМЫ - он окутывает ее так, будто она сама излучает сияние.

Проникнутый в размеренное пространство комнаты этот свет "оживляет" тончайший металл весов, белый накрахмаленный чепчик, ультрамариновую драпировку.

Свет, проникающий в пространство картин Вермеера практически всегда через ОКНА, за которыми гул города: шум повозок, разговоры, лай собак, симфония листвы деревьев, спровоцированная ветром...

И все это, конечно, про Бога. Бога, который всегда рядом. Ведь согласно протестантской доктрине Бога не нужно искать где-то там, он всегда здесь, непосредственно рядом с человеком. Бог - это и есть СВЕТ.

-5
-6
-7
-8