Разбираемся!
Бидермайер – это явление в культуре, возникшее в немецком и австрийском искусстве XIX века. Возникло оно именно там, а вот распространилось и в Дании, Италии, Франции, Польше. Бидермайер можно даже узнать на картинах русских художников. Как художественное течение, бидермайер был общеевропейским событием.
Свое развитие бидермайер получил в 1815-1848 годах, после наполеоновских войн и до революционных событий.
Иногда бидермайер называют «малым романтизмом», совсем как малых голландцев называют «малыми». Вроде как что-то высокое и возвышенное, но приближенное к обыкновенной реальности. Или же «ранним романтизмом», говоря об изображении действительности без идеальности и возвышенности.
Еще бидермайер часто характеризуют как связующее звено между неоклассицизмом и романтизмом. Происходит преображение роскошного неоклассицизма в более спокойный, умеренный вид. А с романтизмом роднит внимание к прошлому и местами чувственное изображение обыденности.
В общем, от всего понемногу.
Возникновение
Период возникновения и развития бидермайер пришелся на время после наполеоновских войн и до революционных событий в Европе. В это относительно спокойное время всем хотелось уйти от реальности, погрузившись в домашние дела. Побыть с семьей, заняться домом и садом, получить удовлетворение от простых домашних обязанностей.
Поэтому, бидермайер – стиль бюргерского искусства, искусства простого обывателя.
Почему именно «бидермайер»
«Biederman» – простой человек, простодушный, порядочный. «Maier» – имя. А соединение этих двух слов имеет свою интересную историю, в которую замешаны множество людей.
Сначала в 1848 году поэт И. фон Шеффель напечатал два стихотворения: «Вечернее уютное времяпрепровождение бидермана» и «Сетования праздного Майера». Добрый славный Майер.
Потом другой немецкий поэт Людвиг Айхродт из слов «biederman» и «Maier» придумал себе псевдоним, соединив эти два слова. В это же время Самуэль Фридрих Заутер, обычный учитель, издает книгу собственных стихотворений. Ее находит друг Людвига Айхродта, берет оттуда несколько стихотворений, прибавляет свои и отсылает всю эту смесь Айхродту. Так название Biedermeier начинает ассоциироваться с школьным учителем из провинции. Почему именно он? А потому что, как писал Айхродт во введении сборника стихов,
Самуэль Фридрих Заутер был образцом скромного бидермана, который довольствовался своей комнатушкой, крошечным садиком и жизнью в забытом богом городке, он умудрялся найти и в своей непрестижной профессии сельского учителя невинные радости земного бытия.
Человек из провинции, тихо проживающий в своем скромном мире. Далеко от шумной городской жизни, в тени деревьев, в окружении небольших домов, есть такой Самуэль Заутер, живет просто, но комфортно, без прикрас, искренне любит свой дом и свое место. Картинка в голове сразу вырисовывается такая, какие и картины этого периода в истории искусств.
Как термин в изобразительном искусстве, «бидермайер» был упомянут в статье об интерьере в 1894 году, и только в 1922 П. Ф. Шмидт в книге «Живопись бидермайера. К вопросу об истории и идейном развитии немецкой живописи первой половины XIX века» исследовал бидермайер именно как стиль в живописи (жаль, но книгу эту я нигде не могу найти).
Что изображали, и кто изображал
Бидермайер считают направлением без шедевров или громких имен. Это был, скорее, большой круг одаренных мастеров из разных стран, каждый из которых изображал определенные сюжеты или жанры. И нельзя сказать, что каждый художник работал в стиле бидермайер, скорее, их объединяли какие-то общие черты, особенности, характеризующие этот период.
Бытовые сцены
Конечно же, бидермайер – это жанровые сцены. Сюжеты – повседневная жизнь бюргера, его пространство и окружение. Так художники уходили от критического восприятия действительности, принимали ее немного нелепой, курьезной, местами слишком домашней и рутинной, но не менее ценной и значимой.
Карл Шпицвег (1908-1885) – немецкий художник и иллюстратор, наблюдатель повседневной жизни бюргера. Сюжеты его картин – реальность, немного комичная, простодушная и обыденная, но интересная и разнообразная. Разнообразная, прежде всего, маленькими, но важными, рутинными событиями.
Чтобы ближе познакомить нас с героем картины, Шпицвег изображал их в момент занятием какого-то дела, хобби, передавал характеры персонажей через их маленькие увлечения.
О нем надо писать отдельно, потому что надо смотреть все его картины, которых было очень и очень много. Это все настолько уютно и мило, что хочется смотреть еще и еще.
Фердинанд Вальдмюллер (1793-1865) – австрийский художник, специализировался на пейзажах, портретах и, конечно же, жанровых сценках. Часто изображал сцены сельской жизни.
Художники изображали понятный всем мир, где незатейливые ежедневные дела, странные увлечения, чудаковатые характеры персонажей не вызывают неприязни или непонимания. Это огромная проделанная работа над изучением человеческой природы, повседневности, понимания человека таким, каким он есть.
Вильгельм Бендз (1804-1832) – датский художник эпохи Золотого века Дании, творчество которого было близко живописи бидермайер. Вообще, Золотой век Дании часто соотносят с бидермайер, говоря о стремлении к идеализации реальной жизни. Но не слишком помпезно и величественно. Это были все те же уютные семейные вечера, домашние хлопоты, внимание к деталям, прорисовка интерьера, передача гармонии и спокойствия.
Городская архитектура и природа
Кроме уютных бытовых сценок, художники создавали портреты и пейзажи. Также популярным было изображение городской архитектуры.
Эдуард Гертнер (1801-1877) – немецкий художник, который очень точно и детально изображал городские виды. После его картин хочется непременно отправиться в путешествие: погулять по мостовым, заглянуть в узкие улочки или полюбоваться великолепными соборами.
Эдуард Гертнер знаменит, прежде всего, своими архитектурными работами. Но не менее интересны его пейзажами, в которых природа представлена как что-то идеальное и вечное, где архитектура уже не занимает первое место, она скорее декорации, руины, которые имеют свойство разрушаться, в отличие от природы.
Художники изображали природу максимально реалистично, уделяя внимание светотени, атмосфере, времени дня и суток. Смотришь на пейзажи и буквально чувствуешь всем телом, какая там температура или же откуда ветер дует. И все вокруг – идиллия и умиротворение. Это было время внимательного изучения природы и ее особенностей.
"Портретные интерьеры"
Представители бидермайера занимались и «портретными интерьерами», в основном, частными. Внутреннее пространство дома изображалось с предельной точностью, не упуская всех деталей, прорисовывая каждую занавесочку и передавая точный цвет скатерти.
Георг Фридрих Керстинг (1785-1847) – немецкий художник, знаменит, прежде всего, своими интерьерными картинами. В основном, изображал одного героя, закрытого от всего мира, погруженного в свою деятельность. Интерьер помещения всегда был тщательно прорисован, характеризуя героя картины. Человек и комната предстает нам как единое целое.
Портреты
Помимо портретов бюргеров, художники писали картины и для высшей знати, но, как мне кажется, творчество периода бидермайер характеризуют, прежде всего, портреты обыкновенных людей, с их особенностями и несовершенствами.
Фридрих фон Амерлинг (1803-1887) – австрийский художник-портретист, который вместе с Фердинандом Вальдмюллером считается выдающимся мастером портретов.
Амерлинг дополнял изображения природным фоном или же ландшафтом города, в котором выросли герои. Также он часто добавлял предметы или детали, характеризующие деятельность человека, чтобы передать характер персонажа.
Иоганн Баптист Райтер (1813-1890) – австрийский портретист. Портреты у Райтера получались очень натуралистичными, а главное, живыми.
Смотришь на все эти портреты и чувствуешь какое-то удовлетворение и радость, как будто настроение героя передается тебе. Такие очень уютные портреты.
Портреты бидермайеров оказали влияние на творчество итальянского художника-портретиста Иосипа (Джезеппе) Томинца (1790-1866), который часто изображал портретируемых на фоне города, в котором они живут, или пейзажа.
Интерьер
Бидермайер это не только про живопись, это и про дизайн интерьера. И он передавал общее настроение бюргера, его заинтересованность в уютном, практичном и комфортном месте. Тщательное внимание к своему дому, деталям, освещению, предметному миру – все это отражалось в интерьере домов. Это плавные линии, много декоративных деталей, цветы, хорошо продуманное освещение. И стол, обычно круглой формы, который теперь не просто предмет интерьера, а место, где встречается семья и проводит время.
Интерьер стиля бидермайер – это попытка уйти от величественного и часто неудобного ампира в пользу простого, лаконичного, а главное, удобного и тщательно продуманного помещения.
Интерьер и правда уютный. Со шкафчиками, сервантами, картинами на стенах. Изогнутые линии диванов, деревянные полы, роскошные шторы, покрывала и скатерти. Каждая деталь важна для создания комфорта и уюта.
Бидермайер как явление культуры является своего рода замедленным временем, отдыхом, отходом от существующих проблем в пользу себя, своего дома и семьи. Зародившийся в Германии и Австрии, бидермайер распространился по всей Европе, где многие художники черпали вдохновение и сюжеты картин у художников-бидермайеров.
К 1900 году термин «бидермайер» стали использовать как «старые добрые времена». И действительно, очень добрые. Уютные и спокойные.