Найти в Дзене

Бидермайер: о том, как успокоиться и найти идиллию в повседневной жизни

Оглавление

Разбираемся!

Бидермайер – это явление в культуре, возникшее в немецком и австрийском искусстве XIX века. Возникло оно именно там, а вот распространилось и в Дании, Италии, Франции, Польше. Бидермайер можно даже узнать на картинах русских художников. Как художественное течение, бидермайер был общеевропейским событием.

Свое развитие бидермайер получил в 1815-1848 годах, после наполеоновских войн и до революционных событий.

Иногда бидермайер называют «малым романтизмом», совсем как малых голландцев называют «малыми». Вроде как что-то высокое и возвышенное, но приближенное к обыкновенной реальности. Или же «ранним романтизмом», говоря об изображении действительности без идеальности и возвышенности.

Еще бидермайер часто характеризуют как связующее звено между неоклассицизмом и романтизмом. Происходит преображение роскошного неоклассицизма в более спокойный, умеренный вид. А с романтизмом роднит внимание к прошлому и местами чувственное изображение обыденности.

В общем, от всего понемногу.

Возникновение

Период возникновения и развития бидермайер пришелся на время после наполеоновских войн и до революционных событий в Европе. В это относительно спокойное время всем хотелось уйти от реальности, погрузившись в домашние дела. Побыть с семьей, заняться домом и садом, получить удовлетворение от простых домашних обязанностей.

Поэтому, бидермайер – стиль бюргерского искусства, искусства простого обывателя.

Почему именно «бидермайер»

«Biederman» – простой человек, простодушный, порядочный. «Maier» – имя. А соединение этих двух слов имеет свою интересную историю, в которую замешаны множество людей.

Сначала в 1848 году поэт И. фон Шеффель напечатал два стихотворения: «Вечернее уютное времяпрепровождение бидермана» и «Сетования праздного Майера». Добрый славный Майер.

Потом другой немецкий поэт Людвиг Айхродт из слов «biederman» и «Maier» придумал себе псевдоним, соединив эти два слова. В это же время Самуэль Фридрих Заутер, обычный учитель, издает книгу собственных стихотворений. Ее находит друг Людвига Айхродта, берет оттуда несколько стихотворений, прибавляет свои и отсылает всю эту смесь Айхродту. Так название Biedermeier начинает ассоциироваться с школьным учителем из провинции. Почему именно он? А потому что, как писал Айхродт во введении сборника стихов,

Самуэль Фридрих Заутер был образцом скромного бидермана, который довольствовался своей комнатушкой, крошечным садиком и жизнью в забытом богом городке, он умудрялся найти и в своей непрестижной профессии сельского учителя невинные радости земного бытия.
Портрет вымышленного персонажа Готлиба Бидермайера, похожий на Самуэля Заутера. Готлиб Бидермайер - псевдоним Людвига Айхродта,, под которым он выпустил сборник стихов.
Портрет вымышленного персонажа Готлиба Бидермайера, похожий на Самуэля Заутера. Готлиб Бидермайер - псевдоним Людвига Айхродта,, под которым он выпустил сборник стихов.

Человек из провинции, тихо проживающий в своем скромном мире. Далеко от шумной городской жизни, в тени деревьев, в окружении небольших домов, есть такой Самуэль Заутер, живет просто, но комфортно, без прикрас, искренне любит свой дом и свое место. Картинка в голове сразу вырисовывается такая, какие и картины этого периода в истории искусств.

Как термин в изобразительном искусстве, «бидермайер» был упомянут в статье об интерьере в 1894 году, и только в 1922 П. Ф. Шмидт в книге «Живопись бидермайера. К вопросу об истории и идейном развитии немецкой живописи первой половины XIX века» исследовал бидермайер именно как стиль в живописи (жаль, но книгу эту я нигде не могу найти).

Что изображали, и кто изображал

Бидермайер считают направлением без шедевров или громких имен. Это был, скорее, большой круг одаренных мастеров из разных стран, каждый из которых изображал определенные сюжеты или жанры. И нельзя сказать, что каждый художник работал в стиле бидермайер, скорее, их объединяли какие-то общие черты, особенности, характеризующие этот период.

Бытовые сцены

Конечно же, бидермайер – это жанровые сцены. Сюжеты – повседневная жизнь бюргера, его пространство и окружение. Так художники уходили от критического восприятия действительности, принимали ее немного нелепой, курьезной, местами слишком домашней и рутинной, но не менее ценной и значимой.

Карл Шпицвег. Бедный поэт, 1839
Карл Шпицвег. Бедный поэт, 1839

Карл Шпицвег (1908-1885) – немецкий художник и иллюстратор, наблюдатель повседневной жизни бюргера. Сюжеты его картин – реальность, немного комичная, простодушная и обыденная, но интересная и разнообразная. Разнообразная, прежде всего, маленькими, но важными, рутинными событиями.

Карл Шпицвег. Ипохондрик
Карл Шпицвег. Ипохондрик
Карл Шпицвег. Воскресная прогулка
Карл Шпицвег. Воскресная прогулка
Карл Шпицвег. Кактусовый друг
Карл Шпицвег. Кактусовый друг
Карл Шпицвег. Перехваченное любовное письмо
Карл Шпицвег. Перехваченное любовное письмо

Чтобы ближе познакомить нас с героем картины, Шпицвег изображал их в момент занятием какого-то дела, хобби, передавал характеры персонажей через их маленькие увлечения.

Карл Шпицвег. Книжный червь
Карл Шпицвег. Книжный червь
Карл Шпицвег. Воскресный охотник
Карл Шпицвег. Воскресный охотник
Карл Шпицвег. Запах роз
Карл Шпицвег. Запах роз

О нем надо писать отдельно, потому что надо смотреть все его картины, которых было очень и очень много. Это все настолько уютно и мило, что хочется смотреть еще и еще.

Фердинанд Вальдмюллер (1793-1865) – австрийский художник, специализировался на пейзажах, портретах и, конечно же, жанровых сценках. Часто изображал сцены сельской жизни.

Фердинанд Вальдмюллер. В день поминовения усопших, 1839
Фердинанд Вальдмюллер. В день поминовения усопших, 1839
Фердинанд Вальдмюллер. Дедушкин день рождения, 1849
Фердинанд Вальдмюллер. Дедушкин день рождения, 1849
Фердинанд Вальдмюллер. После школы, 1841
Фердинанд Вальдмюллер. После школы, 1841
Фердинанд Вальдмюллер. Возвращение с церковной ярмарки
Фердинанд Вальдмюллер. Возвращение с церковной ярмарки

Художники изображали понятный всем мир, где незатейливые ежедневные дела, странные увлечения, чудаковатые характеры персонажей не вызывают неприязни или непонимания. Это огромная проделанная работа над изучением человеческой природы, повседневности, понимания человека таким, каким он есть.

Питер Фенди. Горничная с письмом
Питер Фенди. Горничная с письмом
Питер Фенди. Девушка перед лотереей
Питер Фенди. Девушка перед лотереей
Питер Фенди
Питер Фенди
Йозеф Данхауэр. Деревенские политики
Йозеф Данхауэр. Деревенские политики
Йозеф Данхауэр. Сиеста
Йозеф Данхауэр. Сиеста
Альберт Шиндлер. Скудные доходы, 1833
Альберт Шиндлер. Скудные доходы, 1833
Альберт Шиндлер. Раненый офицер совершил последний обряд
Альберт Шиндлер. Раненый офицер совершил последний обряд
Вильгельм Бендз. Комната в Амалиегаде с братьями, ок. 1826
Вильгельм Бендз. Комната в Амалиегаде с братьями, ок. 1826
Вильгельм Бендз. Молодой художник рассматривает этюд в зеркале
Вильгельм Бендз. Молодой художник рассматривает этюд в зеркале
Вильгельм Бендз. Семья Ваагенпетерсен, 1830
Вильгельм Бендз. Семья Ваагенпетерсен, 1830

Вильгельм Бендз (1804-1832) – датский художник эпохи Золотого века Дании, творчество которого было близко живописи бидермайер. Вообще, Золотой век Дании часто соотносят с бидермайер, говоря о стремлении к идеализации реальной жизни. Но не слишком помпезно и величественно. Это были все те же уютные семейные вечера, домашние хлопоты, внимание к деталям, прорисовка интерьера, передача гармонии и спокойствия.

Мартинус Рёрбай. Вид из окна художника, 1826
Мартинус Рёрбай. Вид из окна художника, 1826
Мартинус Рёрбай. Вход в дом священника в Хиллестеде, 1844
Мартинус Рёрбай. Вход в дом священника в Хиллестеде, 1844

Кристоффер Вильхельм Эккерсбер Женщина перед зеркалом
Кристоффер Вильхельм Эккерсбер Женщина перед зеркалом
Вильгельм Марстранд. Развлечение за стенами Рима октябрьским вечером, 1839
Вильгельм Марстранд. Развлечение за стенами Рима октябрьским вечером, 1839

Городская архитектура и природа

Кроме уютных бытовых сценок, художники создавали портреты и пейзажи. Также популярным было изображение городской архитектуры.

Эдуард Гертнер (1801-1877) – немецкий художник, который очень точно и детально изображал городские виды. После его картин хочется непременно отправиться в путешествие: погулять по мостовым, заглянуть в узкие улочки или полюбоваться великолепными соборами.

Эдуард Гертнер. Ателье братьев Гропиус, 1830
Эдуард Гертнер. Ателье братьев Гропиус, 1830

Эдуард Гертнер. Двор Шлютера в Берлинском дворце, 1830
Эдуард Гертнер. Двор Шлютера в Берлинском дворце, 1830

Эдуард Гертнер. Рынок с собором святого Николая в Генте
Эдуард Гертнер. Рынок с собором святого Николая в Генте
Эдуард Гертнер. Вид на заднюю часть домов
Эдуард Гертнер. Вид на заднюю часть домов
Эдуард Гертнер. Норт-Дам-де-Пари, 1826
Эдуард Гертнер. Норт-Дам-де-Пари, 1826
Эдуард Гертнер. Пароильштрассе в Берлине, 1831
Эдуард Гертнер. Пароильштрассе в Берлине, 1831

Эдуард Гертнер знаменит, прежде всего, своими архитектурными работами. Но не менее интересны его пейзажами, в которых природа представлена как что-то идеальное и вечное, где архитектура уже не занимает первое место, она скорее декорации, руины, которые имеют свойство разрушаться, в отличие от природы.

Эдуард Гертнер. Руины монастыря
Эдуард Гертнер. Руины монастыря

Художники изображали природу максимально реалистично, уделяя внимание светотени, атмосфере, времени дня и суток. Смотришь на пейзажи и буквально чувствуешь всем телом, какая там температура или же откуда ветер дует. И все вокруг – идиллия и умиротворение. Это было время внимательного изучения природы и ее особенностей.

Фридрих Гауэрманн. Зее Альтаусзее с Дахштайном , около 1827
Фридрих Гауэрманн. Зее Альтаусзее с Дахштайном , около 1827
Фридрих Гауэрманн. Фасад Лангбатзее с Хёлленгебирге, 1828/1830
Фридрих Гауэрманн. Фасад Лангбатзее с Хёлленгебирге, 1828/1830
Фердинанд Вальдмюллер. Пейзаж Пратера, 1830
Фердинанд Вальдмюллер. Пейзаж Пратера, 1830
Фердинанд Вальдмюллер. Озеро Траузне, 1835
Фердинанд Вальдмюллер. Озеро Траузне, 1835
Фердинанд Вальдмюллер. Солнечный день
Фердинанд Вальдмюллер. Солнечный день
Фердинанд Вальдмюллер. Дахштайн, 1839
Фердинанд Вальдмюллер. Дахштайн, 1839
Карл Шпицвег. Косилки в горах
Карл Шпицвег. Косилки в горах
Джозеф Антон Кох. Бернский Оберланд, 1815
Джозеф Антон Кох. Бернский Оберланд, 1815
Джозеф Антон Кох. Пейзаж с радугой
Джозеф Антон Кох. Пейзаж с радугой

"Портретные интерьеры"

Представители бидермайера занимались и «портретными интерьерами», в основном, частными. Внутреннее пространство дома изображалось с предельной точностью, не упуская всех деталей, прорисовывая каждую занавесочку и передавая точный цвет скатерти.

Эдуард Гертнер
Эдуард Гертнер
Эдуард Гертнер. Гостиная мастера Хаушильда
Эдуард Гертнер. Гостиная мастера Хаушильда

Георг Фридрих Керстинг (1785-1847) – немецкий художник, знаменит, прежде всего, своими интерьерными картинами. В основном, изображал одного героя, закрытого от всего мира, погруженного в свою деятельность. Интерьер помещения всегда был тщательно прорисован, характеризуя героя картины. Человек и комната предстает нам как единое целое.

Георг Керстинг. Кабинет
Георг Керстинг. Кабинет
Георг Керстинг. Внимательный читатель
Георг Керстинг. Внимательный читатель
Георг Керстинг. Вышивальщица
Георг Керстинг. Вышивальщица
Георг Керстинг. Перед зеркалом
Георг Керстинг. Перед зеркалом

Портреты

Помимо портретов бюргеров, художники писали картины и для высшей знати, но, как мне кажется, творчество периода бидермайер характеризуют, прежде всего, портреты обыкновенных людей, с их особенностями и несовершенствами.

Фридрих фон Амерлинг (1803-1887) – австрийский художник-портретист, который вместе с Фердинандом Вальдмюллером считается выдающимся мастером портретов.

Амерлинг дополнял изображения природным фоном или же ландшафтом города, в котором выросли герои. Также он часто добавлял предметы или детали, характеризующие деятельность человека, чтобы передать характер персонажа.

Фридрих фон Амерлинг. Читающая девочка, 1839
Фридрих фон Амерлинг. Читающая девочка, 1839
Портрет последней жены Амерлинга Мари
Портрет последней жены Амерлинга Мари
Фридрих фон Амерлинг. Девушка в соломенной шляпе, 1835
Фридрих фон Амерлинг. Девушка в соломенной шляпе, 1835
А это работа Вальдмюллера. Портрет старой женщины в белом чепце, 1832
А это работа Вальдмюллера. Портрет старой женщины в белом чепце, 1832

Иоганн Баптист Райтер (1813-1890) – австрийский портретист. Портреты у Райтера получались очень натуралистичными, а главное, живыми.

Иоганн Баптист Райтер. Девочка за столом
Иоганн Баптист Райтер. Девочка за столом
Иоганн Баптист Райтер
Иоганн Баптист Райтер
Иоганн Баптист Райтер
Иоганн Баптист Райтер

Смотришь на все эти портреты и чувствуешь какое-то удовлетворение и радость, как будто настроение героя передается тебе. Такие очень уютные портреты.

Фердинанд Вальдмюллер. Юная леди, 1840
Фердинанд Вальдмюллер. Юная леди, 1840

Портреты бидермайеров оказали влияние на творчество итальянского художника-портретиста Иосипа (Джезеппе) Томинца (1790-1866), который часто изображал портретируемых на фоне города, в котором они живут, или пейзажа.

Иосип Томинц. Портрет Сириако Катраро
Иосип Томинц. Портрет Сириако Катраро
Иосип Томинц. Джузеппе Гаттери
Иосип Томинц. Джузеппе Гаттери
Иосип Томинц. Пьетро Станислао Паризи с семьей
Иосип Томинц. Пьетро Станислао Паризи с семьей

Интерьер

Бидермайер это не только про живопись, это и про дизайн интерьера. И он передавал общее настроение бюргера, его заинтересованность в уютном, практичном и комфортном месте. Тщательное внимание к своему дому, деталям, освещению, предметному миру – все это отражалось в интерьере домов. Это плавные линии, много декоративных деталей, цветы, хорошо продуманное освещение. И стол, обычно круглой формы, который теперь не просто предмет интерьера, а место, где встречается семья и проводит время.

-61

Интерьер стиля бидермайер – это попытка уйти от величественного и часто неудобного ампира в пользу простого, лаконичного, а главное, удобного и тщательно продуманного помещения.

Отто Эрдман. Комната бидермайер, 1905
Отто Эрдман. Комната бидермайер, 1905
Леопольд Зельке. Комната в стиле бидермайер
Леопольд Зельке. Комната в стиле бидермайер
-64
Подставка для ног. Такая незначительная деталь интерьера, а как тщательно сделана! Как искусно! Вот оно, внимание к деталям и любовь к своему дому.
Подставка для ног. Такая незначительная деталь интерьера, а как тщательно сделана! Как искусно! Вот оно, внимание к деталям и любовь к своему дому.
Гостиная в стиле бидермайер
Гостиная в стиле бидермайер
Император Австрии Франциск I, кабинет в стиле бидермайер
Император Австрии Франциск I, кабинет в стиле бидермайер

Интерьер и правда уютный. Со шкафчиками, сервантами, картинами на стенах. Изогнутые линии диванов, деревянные полы, роскошные шторы, покрывала и скатерти. Каждая деталь важна для создания комфорта и уюта.

Бидермайер как явление культуры является своего рода замедленным временем, отдыхом, отходом от существующих проблем в пользу себя, своего дома и семьи. Зародившийся в Германии и Австрии, бидермайер распространился по всей Европе, где многие художники черпали вдохновение и сюжеты картин у художников-бидермайеров.

К 1900 году термин «бидермайер» стали использовать как «старые добрые времена». И действительно, очень добрые. Уютные и спокойные.