Подозрительно тихо было над позициями советского полка, державшего оборону возле села Кубанка Восточного сектора Одесского оборонительного района. Каждый день примерно в одно и то же время противник переходил в наступление, и даже в это утро он предпринял артподготовку, которую красноармейцы переждали в хорошо оборудованных, глубоких блиндажах и траншеях, но после неё всё стихло, и румыны не подавали признаков жизни. Явно было, что враг что-то задумал. Напряжение у командиров росло всё сильнее, тем более, что на соседних участках доносился нарастающий грохот боя.
Примерно в 10 часов до советских окопов донеслись звуки бравурной музыки. Пехотинцы в касках-макитрах поднимались из окопов густыми цепями, и как на параде, плечом к плечу, тесными шеренгами и высоко поднимая ноги, замаршировали в такт ритмичным ударам барабанов. Где-то во второй или в третьей шеренге над головами солдат колыхалось знамя. Офицеры, соблюдая дистанцию и взяв обнаженные сабли на плечо, шагали в интервалах между шеренгами.
Уже более пяти суток шли кровопролитные бои на рубеже около Кубанки. Подразделения советского полка заметно поредели от потерь, почти не оставалось командиров взводов. На передний край перешли командиры рот и батальонов. К противнику же прибыла свежая дивизия, и теперь румыны, с целью показать своё преимущество и напугать красноармейцев, решили устроить им психическую атаку.
Не учёл противник только одного, что против него держал оборону 54-й имени Степана Разина стрелковый полк 25 Чапаевской дивизии. В советских окопах сначала началось перешёптывание, потом оживление, а после раздался дружный и долгий смех.
- Чапаева видел? – кричали солдаты, - Ну давай, психическую.
Конечно, кто в Советском Союзе не видел довоенный фильм режиссёров братьев Васильевых, Чапаев, где вот так же была показана самая сильная сцена - психическая атака белых офицеров. Ровные шеренги Капелевцев пытаются напугать красных своей выучкой, боевым духом и стойкостью. Это, кстати, идёт один из режиссёров фильма Георгий Васильев, в прошлом дворянин, франт, но и в советское время он отличался аристократическим видом.
Фильм Чапаев сразу же понравился советской публике. Только за первый год его посмотрело более 30 миллионов человек. Люди шли смотреть этот фильм семьями, целыми заводами, школами, и смотрели его с удовольствием, не из-под палки. Давки возле кинотеатров стали обычным делом, фильм крутили днём и ночью и уже через несколько лет, не было ни одного человека, который не посмотрел бы этот фильм хотя бы один раз. В ленинградском кинотеатре «Сатурн» фильм шёл каждый день на протяжении двух лет. Братья Васильевы, которые на самом деле не братья, а это их сценический псевдоним, были удостоены Сталинскими премиями, а их постановочные отчисления только за первый год составили около миллиона рублей. Как жестоко издевалась Советская власть над творцами и бывшими дворянами – не приведи господь.
В фильме психическую атаку отбила Анка-пулемётчица, которая до последнего выжидала и, подпустив офицеров практически вплотную, срезала их кинжальными очередями из пулемёта Максима. Румынам же повезло меньше. Чапаевцы встретили их более основательно. Сначала вход вступила артиллерия и миномёты, потом снайперы, а потом уже пулемётчики и стрелки. На некоторых участках их даже встретили рукопашным боем. Хоть враги и сосредоточили против каждого обескровленного советского батальона по полку и превосходили красноармейцев по численности в пять раз, но до окопов в этот день они так и не дошли. А их атака призванная вселить ужас в сердца защитников, не только повеселила бойцов чапаевской дивизии, но и воспринялась ими как отчаяние врага, который не может их одолеть.
Второе пророчество, показанное в фильме – это Анка-пулемётчица. Во время Великой Отечественной войны она реально существовала и служила в Чапаевской дивизии, только звали её Нина Онилова. В детстве она так же, как и все, увидела фильм Чапаев и просто влюбилась в женский образ, представленный на экране. До войны она закончила пулемётные курсы в Осавиахиме, и попав на передовую в 1941 году, разила врага в боях под Одессой из своего Максима. Про Нину Онилову есть подробный ролик и на канале и текстовый вариант.
В фильме же Анка представлена как смелая, активная и решительная девушка. Она прибывает в дивизию Чапаева вместе с отрядом иваново-вознесенских ткачей и обучается владению пулемётом у ординарца Чапаева Петьки, с которым у неё возникает роман.
Изначально, в сценарии никакой Анки-пулемётчицы не было, потому что её не было и в романе Чапаев, по которому писался сценарий. По официальной версии её туда попросил добавить Сталин, чтобы отобразить образ русской женщины во время Гражданской войны. Братьям Васильевым пришлось перекраивать весь сценарий, согласно рекомендациям вождя, и от этого фильм только выиграл. В то время молодое Советское государство пыталось избавиться от пережитков прошлого, одним из которых было явное неравноправие женщин, и Анка-пулемётчица была своеобразным солдатом Джейн того времени: образом женской свободы от домашнего рабства, и свободы выбора занятия по душе. К тому же, фильм пополнился сценой, где Петька показывает Анке на пулемёте щёчки.
Потом, во время Великой Отечественной это стало своего рода мемом: солдаты просили молодых пулемётчиц показать у Максима щёчки, после чего девушки заливались краской и убегали. Самые же смелые, потупив глаза, отвечали, что «щечек» у пулемета нет, есть боковые задвижки у стенок короба.
Вообще в кино много цитат, которые мы используем в современной жизни, даже не зная, что они из этого фильма.
Конечно же, центровым героем фильма является комдив Чапаев. На лихом коне, в чёрной бурке, с шашкой наголо – этот образ сразу врезается в сознание, ему хочется подражать. Мальчишки, после просмотра фильма буквально сходили с ума, а самая любимая игра детворы на улице на многие, многие десятилетия стала игра в Чапаева. Но братьям Васильевым тогда предстояла нелёгкая задача; помимо героя им необходимо было показать, что он именно из народа: свой кровь от крови, плоть от плоти. И тогда они пошли на совершенно беспрецедентный шаг – они сделали Чапаева где-то наивным, а где-то даже смешным. Герой не может быть смешным – это абсурд, но экранный Чапаев от этого только выиграл, он стал ещё более близкий простому зрителю, ещё более популярным.
Чапаев не боится признаваться, что он чего-то не знает, но он стремится к знаниям. Своё же невежество часто он перекрывает своей смекалкой.
Но герой не может жить вечно, он должен умереть, и Чапаев гибнет в водах реки Урал, когда после боя раненный в руку, его достаёт пулемётная очередь. Может быть с натяжкой, но это переплетается с гибелью 25 Чапаевской дивизии в Севастополе.
Глухо звучали слова совинформбюро. В палате госпиталя города Новороссийска тяжело раненная Людмила Павличенко читала первую полосу газеты «Правда».
«По приказу Верховного командования Красной армии 3 июля советские войска оставили город Севастополь. В течение 250 дней героический советский народ с беспримерным мужеством и стойкостью отбивал бесчисленные атаки немецких войск. Последние 250 дней противник ожесточенно и беспрерывно атаковал город с суши и с моря. Отрезанные от сухопутной связи с тылом, испытывая трудности с подвозом боеприпасов и продовольствия, не имея в своем распоряжении аэродромов, а стало быть, и достаточного прикрытия с воздуха, советские пехотинцы, моряки, командиры и политработники совершали чудеса воинской доблести и геройства в деле обороны Севастополя. Немцы в июне бросили против отважных защитников Севастополя до 300 тысяч своих солдат, свыше 400 танков и до 900 самолетов. Основная задача защитников Севастополя сводилась к тому, чтобы как можно больше приковать на Севастопольском участке фронта немецко-фашистских войск и как можно больше уничтожить живой силы и техники противника..»
В своих воспоминаниях Павличенко пишет: Для тех, кто получил ранение в ходе третьего штурма и сейчас долечивался в Новороссийске, слова «войска оставили Севастополь» звучали загадочно. Если тысячи и тысячи бойцов и их командиры ушли из Севастополя, то куда они делись? Где штабы дивизий, тыловые части, медсанбаты, автотранспорт, артиллерия? Где строевые полки и батальоны? Они должны быть здесь, в Новороссийске, Поти, Туапсе. Но их никто не видел…
Падение Севастополя – это одна из самых тяжёлых трагедий Великой Отечественной войны. 29 июня 1942 года немцы пересекли северную бухту, и вышли в тыл советским войскам в первом и втором секторах обороны. Одновременно с этим гитлеровцы нанесли удар вдоль Ялтинского шоссе и заняли плато Сапун-горы. Эти удары привели к коллапсу советской обороны.
В этот момент, Ставка главного командования даёт разрешение на эвакуацию высшего и среднего командного состава. Вечером на 13 дугласах из Севастополя на Кавказ вылетел штаб Октябрьского, а после на подводных лодках был эвакуирован штаб приморской армии. К сожалению, эвакуировать всех защитников Севастополя было невозможно, и возле Херсонесского маяка в начале июля 1942 года осталось около 80 тысяч защитников города, которые либо погибли, либо попали в плен к фашистам. Только малым группам удалось пробиться к партизанам.
Командующий сначала Чапаевской дивизии, а потом и всей Приморской армией генерал-майор Петров Иван Ефимович 4 июля прибыл в город Новороссийск. Там он в комендатуре города случайно встретился с Людмилой Павличенко, куда та явилась со справкой из госпиталя о выздоровлении. Генерал сам окликнул снайпера. Он был мрачен, казался безмерно уставшим, однако пожал руку, виновато улыбнулся, и сообщил, что Чапаевской дивизии больше не существует. Она погибла под Севастополем, ее штабные бумаги сожжены, печати закопаны где-то на берегу Камышовой бухты, а знамена утоплены в море.
Кстати, а Чапаев всё-таки выплыл, и выплыл он в 1941 году. После нападения Германии на Советский Союз был снят короткометражный фильм Чапаев с нами, где знаменитый комдив выходит на берег, проклинает врага чапаевским проклятьем, и призывает красноармейцев бить гадов и стервецов.