Найти в Дзене
Морская коллекция

Подводные лодки. Будь достоин имени своего. «Ле́мбит»

Оглавление

-2

Благодаря немецким штыкам Балтийской дивизии фон дер Гольца после гражданской войны и интервенции на южных берегах Балтики появилось три небольших государства-лимитрофа. Если Литва, зажатая Германией и Польшей, была вынуждена поддерживать с Советской Россией достаточно нормальные отношения, то для Эстонии и Латвии антисоветизм стал основой внешней и внутренней политики.

В 30-х годах на Балтике началась локальная гонка морских вооружений. То ли денег стало много в бюджетах молодых демократий, то ли модные веяния надули, то ли гигантские успехи Советского Союза в индустриализации повлияли, но почти одновременно Польша, Финляндия, Эстония и Латвия занялись пополнением своего флота. А там у кого на что грошей хватило. Финнам на броненосцы береговой обороны, полякам на эсминцы, а всем вместе-на подводные лодки. Причем приоритет отдавался подводным минным заградителям, слишком Балтика и Финский залив удобны для минной войны.

У маленькой аграрной Эстонии денег практически не было, поэтому чтобы купить что-нибудь нужное, ей надо было продать что-нибудь ненужное. Ненужное у хозяйственных эстонцев нашлось. Еще в конце 1918 года английские интервенты захватили возле Ревеля (Таллин) два советских эсминца-«Спартак» и «Автроил», причем вместе с замом наркома по морским делам Федором Раскольниковым. Зама потом обменяли на пленных британских офицеров, а эсминцы британцы подарили независимым эстонцам.

Так в могучем эстонском флоте появились эсминцы «Леннук» и «Вамбола». Эстонцам они были ни к чему, поэтому при удобном случае корабли продали в Перу, получив порядка 400 тысяч долларов.

Вот на эти деньги и были заказаны в Англии два подводных минных заградителя. Денег не хватало даже на один, но недостающие средства были найдены-часть за счет продажи устаревшего оружия с военных складов республиканцам, а остальные-за счет успешного сбора средств населения Фондом подводного флота в мае 1933 года. Но есть упоминания и о введении специального налога для покрытия недостающей суммы.

Ориентиром при выборе проекта стал финский «Ветехинен». Заказ был выдан 12 декабря 1934 года британской фирме «Виккерс-Армстронг». Использованы были наработки, детали и узлы подводных минзагов типа “Porpoise”. Английский опыт позволил создать проект современного подводного минного заградителя, с внедрением всех доступных новшеств. Так 40 мм зенитный автомат "Бофорс" был установлен на убирающемся лафете. Увеличились скорость и дальность, а экипаж стал меньше.

В мае 1935 года в Барроу-ин-Фернесс были заложены две подводные лодки для эстонского флота.19 июня им присвоили строительные номера 705 и 706 . 7 июля 1936 года они обе были спущены на воду.

-3

Спуск на воду подводной лодки «Лембит»
Спуск на воду подводной лодки «Лембит»

25 марта 1936 года главнокомандующий эстонской армией генерал-лейтенант Йохан Лайдонер написал :

«Подводные лодки получат имена «Калев» и «Лембит» — одно из имен взято из нашей мифологии и второе из нашей старейшей истории. Оба имени хорошо известны народу, более того, «Лембит» — название нашего первого боевого корабля. «Калев» тоже известен в нашем флоте, но носящий это название кораблик не заслуживает столь громкого имени».

13 мая 1936 года приказом № 92 Лайдонер строившейся под строительным номером 706 подводной лодке присвоил имя "Lembit".

Ка́лев в эстонской мифологии — легендарный богатырь-великан, основатель державы-княжества на Вирском берегу, отец эстонского национального героя Калевипоэга

Лембиту или Лембит (погиб 21 сентября 1217 года)— национальный герой Эстонии. — эстонский старейшина и вождь, известный исключительно по хронике Генриха Латвийского. Старейшина земли Сакала, возглавивший борьбу народа эстов против тевтонских феодалов во время их вторжения в Эстонию в XIII веке. Выступал за военно-политический союз с русскими. Под его руководством эстонские отряды вместе с новгородцами неоднократно разбивали отряды немецких рыцарей и заставляли их отступать. В 1217 г. Лембиту погиб в битве с рыцарями при Вильянди.

«Лембит» на передней части рубки имела эмблему в виде круга в золоченом обрамлении, внутри которого крест. Над крестом трезубец Нептуна и надпись: «LEMBIT», а внизу девиз: «Vääri oma nime». По-русски это звучит: «Будь достоин имени своего».

Крестной матерью «Лембита» стала супруга эстонского посла в Великобритании Алиса Шмидт:

Даю тебе имя Lembit. Пусть счастливой и успешной будет деятельность твоя. Благослови, Господь, всех, кто на тебе служить будет.

Подводная лодка стала вторым кораблём этого имени в составе эстонского флота, первым стала доставшаяся эстонцам в гражданскую войну русская канонерская лодка «Бобр».

14 мая 1937 года «Лембит» после прохождения испытаний вступил в состав флота Эстонии. «Лембит» и «Калев» составили дивизион подводных минных заградителей с базированием в Таллине.

Однако воевать с русскими новым подводным лодкам не пришлось. Летом 1940 года в Прибалтике буржуазные диктатуры были свергнуты и провозглашены три советские республики, которые после референдумов вошли в состав СССР.

Вооруженные силы прибалтийских стран стали частью РККА, а немногочисленные корабли их флотов вошли в состав Балтийского флота. Часть экипажей продолжила службу на своих кораблях. Лодкам оставили прежние названия, ибо все равно они не вписывались в действующую советскую классификацию.

Война по разному отразилась на судьбе однотипных подлодок. «Лембит» провоевала всю войну, одержала несколько побед и была удостоена Красного знамени. «Калев» погибла уже в октябре 1941 года со всем экипажем в одном из первых походов. Но о ней потом стоит рассказать отдельно.

«Лембит» стала одной из немногих лодок того периода, сохранившихся до нашего времени. Сегодня она-популярный музей в Таллине.

Подводная лодка – минный заградитель «Лембит» КБФ
Подводная лодка – минный заградитель «Лембит» КБФ

-6

-7
-8
-9

«Ле́мбит»EML «Lembit». «Vikers Frmstrong Ld», Барроу (Великобритания) Заложена в мае (или 19 июня)1935 г. Спущена на воду 7 июля 1936 г. Вошла в состав ВМС Эстонии 14 мая 1937 г. Выведен из боевого состава 1979. . С 5 мая 1985 г. является музеем в Таллине

«Ка́лев» EML «Kalev» .«Vikers Frmstrong Ld», Барроу (Великобритания) Заложена в мае 1935 г. Спущена на воду 7 июля 1936 г. Вошла в состав ВМС Эстонии в июле( или 12 марта) 1937 г. – пропала без вести между 30.10 и 11.11 1941; предположительно, погибла на минах в Финском зал.

Водоизмещение надводное 665,5 т, подводное 853,5 т, длина 59,5 м, ширина 7,24 -7,5м, осадка 3,5-3,6 м;
Двигатели-два дизеля Vickers and Armstrongs Ltd., всего 1200 л.с., электромоторы —два Metropolitan-Vickers, всего 790 л.с. Скорость хода максимальная надводная 13,5 -13,7 узл., подводная 8,5 узл. Запас топлива 30.7 тонн солярки. Дальность плавания надводная 2000 миль на 8 узлах (до 4000 миль на 8 узлах), подводная — до 80 миль (экономическим ходом 4 узла ). Глубина погружения (рабочая/предельная)70 / 90 м. Максимальная глубина 120 метров. Автономность (макс.)20 суток. Экипаж 32- 38 человек (эст. 4 офицера и 28 рядовых, сов.- 7 офицеров и 31 рядовой).
Вооружение: 4 — 533-мм торпедных аппарата (носовых), 20-24 мин, 1 — 40-мм орудие Bofors L/43 и 1–7,71-мм пулемет Lewis. 8 торпед, 500 снарядов, 200 патронов

Weyers Taschenbuch der Kriegsflotten 1940 указывал следующие характеристики «Kalev» и «Lembit» :

Водоизмещение надводное / подводное - 620/820 тонн; скорость надводная / подводная - 13,5 / 8,5 узлов; Вооружение - 1 зенитная артиллерийская установка 40 мм , 1 зенитная артиллерийская установка 20 мм, 4 торпедных аппарата 533 мм, 20 мин; дальность полета - 2000 морских миль при скорости 10 узлов; мощность дизелей ( Vickers ) 1200 л.с.; мощность электродвигателей 450 л.с.; 2 винта; габариты: 58 х 7,3 х 3,3 м; экипаж 40.

Только на «Lembit» не удалось установить 20-мм зенитную пушку Oerlikon, которая не была доставлена из Швейцарии до передачи корабля СССР.

-10

Подводные минные заградители эстонского флота по конструкции были дизель-электрическими лодками с большими булевыми цистернами в средней части. Длина прочного корпуса 46,4 метра, толщина обшивки до 16 мм, подводное водоизмещение около 853 тонн. Стальной литой форштевень и противоледовое укрепление корпуса по ватерлинии позволяли уверенно ходить по зимней Балтике. Носовая и кормовая часть легкого корпуса заполнялись водой.

Корпус делился на пять герметичных отсеков: 1-й-торпедный, жилой, спасательный; 2-й-офицерский, отделанная красным деревом кают-компания, сборка 60 аккумуляторов и снарядный погреб; 3-й- боевая рубка и центральный пост, койки радистов и акустиков, спасательный отсек, дополнительно-второй блок аккумуляторов и 5 минных шахт на каждый борт за прочным корпусом; 4-й- двигатели; 5-й- отсек старшин и спасательный. В 1-м и 5-м отсеках были аварийные люки, а лодка имела возможность, "сбросив" аварийный киль(6 тонн), всплыть в критической ситуации.

Цистерны главного балласта заполнялись за 45 секунд и полностью продувались за 2 и 11 минут воздухом высокого и низкого давления соответственно. Благодаря широкому использованию гидравлических приводов была обеспечена пониженная шумность и большая экономичность работы.

Дизель
Дизель

Силовая установки лодки-дизель-электрическая. Надводное передвижение обеспечивали два шестицилиндровых реверсивных двигателя производства Vickers-Armstrong's Ltd. общей мощностью в 1200 л.с. Проект предусматривал запас топлива в 22,35 тонн. После ремонта в 1941 году полученных в походе повреждений, под хранилища для топлива переоборудовали булевые цистерны. Так запас вырос до 30,7 тонн. Запас хода составлял 1200 миль при скорости 13,4 узла и 2000 миль на крейсерской скорости в 10 узлов.

Подводный ход обеспечивали два электродвигателя Metropolitan-Vickers суммарной мощностью в 790 л.с. с питанием от двух групп аккумуляторных батарей в герметичных ямах 2-го и 3-го отсеков. Заряда хватало на 100 миль при 2,5 узлах и 80 при 4-х.

-12

«Лембит» был вооружен четырьмя трубчатыми торпедными аппаратами с устройством беспузырной стрельбы калибра 533 мм. Длина труб 7,1 метра. Боекомплект составлял 8 торпед( 4 в аппаратах и 4 на стеллажах). С помощью специальных вкладышей лодка могла стрелять не только 533 мм торпедами, но и 457 мм.

Перезарядка занимала около часа на один аппарат, весь боекомплект загружался за 7 часов.

Аппараты оказались довольно всеядными. Даже несколько торпед, оставшихся после бегства интернированной польской подлодки «Ожел», эстонцы приспособили к использованию.

Инвентаризация эстонских складов специалистами КБФ в 1940 году установила исчезновение штатных торпед. Удалось приспособить уже снимаемые с вооружения торпеды типа 53-27 длиной 6980 мм. Использовать более современные 53-38 длиной 7200 мм можно было только после переделки крышек аппаратов.

-13

Минные заградители несли по десять минных шахт-по пять на борт. Система постановки мин была французской конструкции фирмы "Норман", шахты располагались в булях, устройство было простым и надежным, позволяло ставить мины и в подводном и в надводном положении.

На вооружении эстонского флота находились мины Eesti Tüüp A (Эстонский тип А). Это были немецкие якорные мины SSM (EMA) с якорями от британских мин Vickers T Mk III. Похожие образцы были и на вооружении финского флота, с которым эстонские флотоводцы планировали совместные действия против СССР. В СССР их приняли на вооружение как БГЛ (большая германская лодочная мина). Из 209 полученных на эстонских складах мин КБФ потерял 149 мин после потери Лиепаи, оставшиеся были выставлены в 1941 году-20 «Калев» и 40 «Лембит».

По израсходовании запаса «Лембит» в 1943 году переоборудовали под советские мины ЭП, большие по размерам (диаметр 980 мм) и с вдвое большим количеством ВВ. Успели переоборудовать две шахты. Затем англичане поставили в СССР мины Vickers T Mk IV, которых выставили 60 штук. До конца октября 1943 года шахты пришлось переделывать обратно.

-15

«Лембит» по проекту вооружался зенитными автоматами 40 мм "Бофорс" и 20 мм "Эрликон", а также пулеметом "Льюис" 7,71 мм.

40-мм автомат "Бофорс" в подводном положении убирался в герметичную шахту (для возврата в боевое положение требовалось 90 секунд, для убирания 60 секунд). 20 мм "Эрликон" из Швейцарии эстонцы получить не успели. Вместо него стоял 20-мм зенитный автомат Madsen с боекомплектом 1000 выстрелов, который в 1941 году заменили на пулемет "Максим".

Когда лодку переоборудовали в музей, вместо "Бофорса" поставили 45 мм пушку 21-КМ.

Из оборудования лодка имела два перископа Barr & Stroud-командирский и зенитный. Штатная шумопеленгаторная станция британского производства в 1943 году вышла из строя, а ввиду отсутствия запчастей была заменена на советскую "Марс-12", ради которой был демонтирован один из туалетов.

Навигационное оборудование включало гирокомпас Sperry Мk VIII mod. 23, магнитные компасы ГОН, шлюпочный компас, эхолот Atlas Werke и лаг Черникеева.

-16
-17

Лембит
Лембит

-19
-20
-21

-22

Команды для лодок были сформированы и утверждены 1 сентября 1936 года. Ввиду малочисленности команды члены экипажа должна были совмещать несколько специальностей (не менее трех). Первым командиром «Лембита» стал капитан-лейтенант Фердинанд Шмидехельм. Обучение экипажи проходили в Великобритании. В начале июля 1937 года из Англии в Таллин прибыла подводная лодка «Лембит».

Служба была не очень напряженной. Лодка успела совершить три зарубежных визита- два в Хельсинки и один в Ригу. Обучение же шло по достаточно упрощенному графику-только в 1939 году прошли единственные торпедные стрельбы. Мин вообще не пробовали выставлять. Регулярно отрабатывались только погружения и всплытия. Иногда имитировалась воздушная атака и ее отражение. Каждый выход на учения производился с личного разрешения президента.

Калев и Лембит в военной гавани, 1937 г
Калев и Лембит в военной гавани, 1937 г
Калев и Лембит в порту Локса
Калев и Лембит в порту Локса

-25

«Kalev», «Lembit» и тральщик-заградитель «Vaindlo» в составе эстонского флота
«Kalev», «Lembit» и тральщик-заградитель «Vaindlo» в составе эстонского флота
Lembit_ja_kalev
Lembit_ja_kalev

Остальное время экипаж занимался "соцсоревнованием" с систершипом «Калев» в надраивании бляшек, спортивных соревнованиях и лихости швартовки. «Калев» при одной из лихих швартовок лихо врезался в бетонный причал, а «Лембит» "хлебнул" морской воды при лихом погружении так, что правый дизель пришлось полностью перебирать.

На лодке служили только офицеры и сверхсрочники-унтер-офицеры. Только на лето на камбузе появлялся матрос- кок, который готовил пищу для команды и обслуживал офицерскую кают-компанию как вестовой. Офицеры и унтер-офицеры приходили на лодку к 8 утра, а вечером уходили по домам. На ночь на корабле оставался только дежурный унтер-офицер.

-28
-29
командир Лембит
командир Лембит

В сентябре 1939 года экипаж лодки "влип" и в большую политику. 14 сентября в Таллин пришла польская подводная лодка «Orzel», которую здесь и интернировали. По условиям интернирования лодку надо было разоружить и законсервировать. По понятным причинам опекать польскую "коллегу" назначили «Лембит». Но поляки, не дожидаясь пока с лодки скачают топливо, решили бежать. В ночь с 17 на 18 сентября, разоружив охрану, поляки увели лодку в море. В польском "плену" оказалось два моряка с «Лембит»-старшина группы трюмных Роланд Кирикмаа и матрос Борис Мильштейн. 21 октября их на резиновой лодке высадили недалеко от берега, до которого они благополучно и добрались.

-31
Podvodnaya-lodka-Lembit-v-Talline
Podvodnaya-lodka-Lembit-v-Talline
-33
-34
-35
-36

-37

-38

Model_of_Lembit_in_Estonian_Maritime_Museum_Lennusadam_Tallinn_20_May_2017
Model_of_Lembit_in_Estonian_Maritime_Museum_Lennusadam_Tallinn_20_May_2017
«Лембит» под эстонским флагом в качестве музея. Таллин, 2006 год.
«Лембит» под эстонским флагом в качестве музея. Таллин, 2006 год.
-41

-42

-43
-44
-45

После разрушения Советского Союза, лодка стала одним из символов преемственности современной Эстонии с буржуазной Эстонией до 1940 года. 27 апреля 1992 года постановлением правительства Эстонской Республики корабль передали Эстонскому морскому музею. Несколько активистов "Кайтселийта" подняли над лодкой-музеем эстонский флаг.

1 августа 1994 года «Лембит» была зачислена в список кораблей Эстонских ВМС кораблём под № 1. Вторым сохранившимся кораблем времен буржуазной Эстонии была маленькая канонерка "Uku" на Чудском озере, но она утонула.

В конце 2002 года на лодке произошел пожар, один человек погиб. Причина не установлена, но 2003 год ушел на ремонты, хотя утверждается, что историческая часть не пострадала.

До 2011 года «Лембит» находилась на стоянке в порту Таллина и являлся филиалом Эстонского морского музея, открытым для посещения. Особенностью лодки стало то, что посетители попадали на лодку штатным путем- через торпедопогрузочный люк в первом отсеке. Тогда «Лембит» была самой старой подводной лодкой в мире из всё ещё находившихся на плаву.

При реставрации по чертежам, присланным из Англии и по сохранившемуся образцу были восстановлены крышки торпедных аппаратов. Полную же реставрацию оценили 360 с лишним тысяч евро.

Но 16 мая 2011 года на «Лембите» был спущен военно-морской флаг, потом ее подняли на берег и разместили в старом ангаре, построенном еще при царе для гидросамолетов. Сейчас это музей Леннусадам. Теперь она стала сухопутной подводной лодкой. В ангаре она стала доступной для посетителей 12 мая 2012 года. На лодке поддерживается образцовая чистота и порядок.

-46
-47
-48
-49
-50
-51
-52
-53

По лодке-музею можно сделать отдельную подборку фотографий.

Оценить «Лембит» можно как по ее реальным делам, так и по характеристикам, выданным при приемке и изучении лодки советскими специалистами в 1940 году. Как образец британского судостроения лодка, безусловно, отличалась техническим совершенством и продуманностью конструкции.

Комиссия Управления подводного плавания ВМФ пришла к выводу, что лодки типа «Калев» являются «вполне современными» и хорошо вооруженными кораблями своего класса. По достоинству были оценены малошумность и маневренность этих небольших кораблей, позволяющих прекрасно "работать" на Балтике. Лодки, благодаря развитой системе гидроприводов, легко управлялись и, благодаря усиленному поясу по ватерлинии, могли преодолевать участки с плавающим льдом.

В недостатки были записаны небольшая глубина погружения - 75-90 метров, низкая скорость в надводном положении и небольшая автономность.

Но англичане вполне ориентировались в условиях подводной войны на Балтике, их лодки успешно действовали здесь еще в Первую мировую, поэтому конструкция идеальна соответствовала театру военных действий.

Ирония судьбы проявилась в том, что лодки, предназначенные для борьбы с Советской Россией, активно воевали в составе Советского флота. И для КБФ "иномарки" стали удачным приобретением.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам