В августе 1933 года новейший пароход "Челюскин" вышёл из Мурманска и направился во Владивосток через Северный - Ледовитый океан, в свой первый , и как оказалось, последний рейс. По началу экспедиция шла очень удачно и корабль не встречал серьёзных преград, но в Беринговом проливе, за считанные мили до выхода в Тихий океан, "Челюскин" был зажат льдинами и утонул всего за два часа. На льдах оказались 104 человека. Через два дня была сформирована группа из лётчиков, которым предстояло снять "челюскинцев" со льдов. Семеро из них стали первыми Героями Советского Союза. Как сложилась их судьба после совершённого подвига?
Анатолий Ляпидевский(1908 - 1983)
К 1934 году, Ляпидевский был уже опытным лётчиком, отслужившим несколько лет в армии и закончившим несколько училищ, но находившийся в запасе. На момент этих событий, он находился на дальнем Востоке и был срочно мобилизован.
Ляпидевский первым обнаружил ледовый лагерь, только после 29 вылета. Первым делом, он спас 10 женщин и двух детей. 20 апреля 1934 года, ему было присвоено звание Героя Советского Союза, первому в стране. После этого, Ляпидевского взяли обратно в армию и повысили. Великую Отечественную войну он встретил в качестве директора авиационного завода и только в мае 1942 года попал на фронт, став заместителем командующего 19-й воздушной армии. После войны, он работал в министерстве авиационной промышленности и возглавлял несколько заводов, дослужившись до генерал - майора.
Сигизмунд Леваневский(1902 - 1937)
В Красной Армии с 16 лет. Участник Октябрьской революции и Гражданской войны, один из первых лётчиков морской авиации. Леваневский был один из самых известных лётчиков страны, заслуживший славу сверхдальними перелётами: из Европы в Сибирь, а также спасал американского лётчика на Дальнем Востоке и доставлял того на Аляску.
В 1934 году он был привлечён к операции по спасению "челюскинцев" и отправился в США для закупки новых самолётов. По пути из Америки, его самолёт попал в аварию и Леваневский не совершал вылетов на льдину, однако доставил к пострадавшем хирурга, чем спас несколько жизней, и вторым получил звание Героя Советского Союза. В 1935 году, он задумал совершить беспосадочный перелёт из Москвы в Сан-Франциско, но потерпел неудачу. 12 августа 1937 года, Леваневский вылетел из Москвы на экспериментальном ДБ - А, с целью добраться до Аляски, но над Якутией у него отказал двигатель, о чём успел сообщить пилот перед падением.
Василий Молоков(1895 - 1982)
Начинал службу в императорской армии, как моряк, но позже был переведён в авиацию. Во время Гражданской войны воевал на нескольких фронтах против различных сил, где заслужил первые награды.
После войны, Молоков много учился и перешёл в гражданскую авиацию, совершая перелёты в Сибири. В 1933 году, он летал над Северным - Ледовитым океаном, с целью поиска новых морских путей. Спустя год, лётчик принимает участие в спасательной операции и вывозит со льдины больше всего людей - 39 человек. так, Молоков стал третьим Героем Советского Союза. В дальнейшем он совершает несколько знаменательных перелётов над Дальним Востоком и открывает несколько новых морских путей. Во время Великой Отечественной войны занимался созданием новых аэропортов и налаживанием снабжения через Сибирь ленд - лиза, а с 1943 года командовал армией на фронтах. После войны вернулся в гражданскую авиацию и дослужился до генеральского звания.
Николай Каманин(1908 - 1982)
Сделал самую успешную карьеру среди той группы лётчиков. Именно Каманин, как самый талантливый и опытный был назначен командующим операцией.
Он спас 34 полярников и успешно организовывал вывоз остальных, за что получил звание Героя Советского Союза. Принимал участие в советско - финской войне и служил в Средней Азии. С июля 1942 года на фронтах Великой Отечественной, где командовал корпусами и разработал уникальную тактику для Ил-2. Успешно командовал во всех ключевых операциях 1942 - 1945 годов. После войны остался на высоких должностях в авиации, с 1958 года заместитель командующего ВВС. В 1960 году Каманин руководил программой по отбору и тренировке первых космонавтов. С этой задачей он успешно справился, создав отряд лётчиков - космонавтов во главе с Гагариным. В 1967 году получил звание генерал - полковник, а спустя четыре года ушёл в отставку.
Посоревноваться в регалиях с Каманиным мог ещё один участник спасательной операции, про которого вы узнаете во второй части, посвящённой первым Героям Советского Союза.