После неудачных попыток сотрудничества со Сбербанком и развалившейся сделки по покупке «Тинькофф банка» «Яндекс» решил приобрести небольшой банк «Акрополь», чьи лицензии позволят IT-гиганту самостоятельно развивать новые финансовые сервисы.
С прошлого года владельцем «Акрополя», занимающего 330 место по активам среди банков России, был гендиректор «Связного» Евгений Давыдович. Теперь он решил уступить банк «Яндексу» за 1,1 млрд рублей. Портфель «Акрополя» на 85% состоит из ликвидных ценных бумаг и средств на счетах в Банке России, который, к слову, еще должен согласовать сделку.
Напомним, что «Яндекс» начал развивать финансовые сервисы с 2002 года через проект «Яндекс.Деньги». В 2013-м основную долю в проекте выкупил Сбербанк, а у IT-компании остались лишь блокирующий пакет – 25% акций плюс 1 рубль – и обязательство перед Сбербанком не продвигать какие-либо другие финуслуги. Но в прошлом году стороны оформили «развод», в результате чего сервис «Яндекс.Деньги» целиком отошел Сбербанку, а «Яндекс» вернул себе право заниматься финтехом.
Спустя несколько месяцев стало известно о планах «Яндекса» приобрести головную структуру «Тинькофф банка» – TCS Group. Сделка обещала стать крупнейшей в российском финтехе – называлась сумма в $5,48 млрд, но она вскоре развалилась из-за разногласий сторон. После этой неудачи, как отмечали в «Яндексе», IT-компания и решила развивать финтех-направление самостоятельно. И поскольку создавать банк с нуля дороже, чем купить готовый, «Яндекс» и приобрел «Акрополь», имеющий брокерскую, дилерскую, депозитарную и универсальную банковские лицензии.
Причем, как еще в прошлом ноябре заявил управляющий партнер «Яндекса» Тигран Худавердян, для вывода на рынок новых финансовых услуг и продуктов компании потребуется «порядка 12 месяцев». То есть первых результатов можно ожидать уже будущей осенью.
На что способен «Яндекс» с банком
Пока в компании отделываются лишь самыми общими комментариями относительно новых сервисов и продуктов, но прогнозов на рынке на этот счет хватает. В частности, «Яндексу» пророчат вывод на рынок своих платежных карт. Строго говоря, продвинутых аналитических навыков для этого прорицания не требуется, поскольку в «Яндексе» вскользь упоминали о «карточных» планах. Ведь карты – основной источник данных о транзакциях клиентов, необходимых для успешного развития экосистемы. Именно сервисы экосистемы и помогут привлечь клиентов. А имея курьерскую службу, компания сможет быстро организовать доставку карт по адресам.
Возможен выпуск и виртуальных карт с начислением баллов за активное пользование сервисами экосистемы. Сейчас у компании уже есть «Яндекс Плюс». Но накопленные баллы по этой программе можно тратить лишь внутри самого «Яндекса». С банковской же лицензией баллы можно будет снова превращать в деньги. Этот продукт, как считают эксперты, просто обречен на успех.
В то же время, исходя из того, что у экосистемы «Яндекса» значительный оборот и ежедневно осуществляется множество микроплатежей, предсказывается создание такой услуги, как перевод платежей партнеров внутри компании на свою банковскую карту. Этот шаг наблюдатели называют самым очевидным. В результате него вся экосистема «Яндекса» замкнется на себя и, соответственно, всем ее участникам будет выгодно рассчитываться через финансовый сервис компании.
Также прогнозируется, что «Яндекс» начнет кредитовать клиентов своих торговых сервисов. Скажем, для повышения их лояльности и увеличения доли рынка компания вполне может на короткий срок кредитовать покупателей по схеме buy now – pay later (купи сейчас – заплати позже), внедрить на «Яндекс.Маркете» кредитные решения для крупных покупок и поставщиков, организовать сервис рассрочки и/или предложить автокредиты на сервисе «Авто.ру».
Не стоит забывать и про инвестиции. В настоящий момент компания уже участвует в совместном с ВТБ в проекте «Яндекс.Инвестиции». Но лицензии «Акрополя» позволят ей самостоятельно вести бизнес в этом быстрорастущем сегменте. В связи с этим появилось несколько экстравагантное предположение, что «Яндекс» может вывести на рынок сервис, который, подобно Robinhood, станет «убийцей брокеров».
Как стать похожим на Alibaba
Следует отметить, что нынешняя сделка «Яндекса», как две капли воды, похожа на недавнюю покупку маркетплейсом Ozon небольшого «Оней банка». Мотивы те же самые – получение лицензий, необходимых для развития финтех-услуг. Как тогда заявил вице-президент Ozon по финансовым сервисам Ваэ Овасапян, приобретение «Оней банка» даст компании «дополнительную гибкость в запуске финансовых услуг для наших клиентов и продавцов на торговых площадках», что включает в себя «более быстрые платежные услуги с более низкими комиссиями».
Вообще, с начала года был заключен целый ряд сделок, так или иначе похожих друг на друга, поскольку преследуют одни те же цели – развитие экосистем. Разница лишь в том, вокруг какого «якоря» формируется экосистема – банк, который стремится развивать е-коммерцию и небанковский сервисы, или IT-компания, развивающая, соответственно, направление финансовых услуг. Здесь уместно вспомнить, например, январскую покупку «Сбером» 85% акций маркетплейса Goods.ru – зеркальное отражение сделок «Яндекса» и Ozon. Благодаря этой покупке «Сбер» намеривается создать одного из ключевых игроков на российском рынке электронной коммерции. До этого он безуспешно пытался наладить сотрудничество в сфере е-коммерции и с «Яндексом», и с Alibaba Group, и с Ozon.
В конце февраля стало понятно, что даже не самый крупный банк «Хоум кредит» нацелился на создание своей экосистемы – в Роспатент был подан целый пакет заявок на регистрацию товарных знаков. В частности, это ТВ-сервис «ХоумТВ», программное обеспечение «ХоумГоу» и «ХоумДрайв», продукты в сферах инвестиций и брокерского бизнеса, страхования, лизинга, путешествий.
Также банк решил зарегистрировать «ХоумШоп» и «ХоумМаркет», которые предположительно могут стать основой для новой торговой онлайн-платформы или развитием сервиса продажи товаров в рассрочку. Всего было подано 42 заявки, что, по экспертному мнению, красноречиво говорит о начале создания банком собственной экосистемы.
В том же феврале «Тинькофф банк» запустил сервис платежей для юридических лиц – «Тинькофф кассу», который объединил в себе как уже существующие платежные технологии экосистемы банка, так и новые решения. Экспертное сообщество тогда признало, что «Тинькофф касса» потенциально способна потеснить «Юкассу» Сбербанка. А буквально на днях «Тинькофф» купил мобильное приложение для хранения банковских и скидочных карт «Кошелек».
Раньше этот сервис пытался развивать «Альфа-банк». Но разработчики приложения – основатели компании Cardsmobile – выкупили ранее проданный банку пакет обратно, поскольку хотели выходить на международный рынок, а в планы «Альфы» это не входило. «Тинькофф», судя по всему, вынашивает аналогичные планы. На сегодняшний день в «Кошельке» зарегистрированы более 20 млн пользователей и оцифровано свыше 300 млн карт. Изначально приложение создавалось исключительно для хранения карт, но впоследствии в нем появилась опция по бесконтактной оплате «Кошелек Pay».
Многие эксперты отмечают, что к сегодняшнему дню стратегии как крупных российских банков и технологических компаний, так и многих зарубежных напоминают стратегии гигантов е-коммерции Amazon и Alibaba. На них сейчас становится все больше и больше похожим, по сути, любой крупный бизнес. Но вместе с тем руководитель направления исследований Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики Сколково-РЭШ Егор Кривошея отмечает, что игроки из Китая, США и Европы довольно тяжело развивают финансовые инновации. Тогда как российские банки стали ключевым драйвером развития финтеха и вывели нашу страну на лидерские позиции по проникновению финансовых инноваций. А в том, что отечественные кредитные организации и IT-компании будут и в дальнейшем развивать свои экосистемы, ни у кого не возникает и тени сомнения.