Найти тему
Ироничный собеседник

Детективная история похорон Константина Симонова

Оглавление
Константин Симонов, фото из открытых источников
Константин Симонов, фото из открытых источников

Это поле, этот пропитанный кровью наших солдат клочок земли под осажденным Могилевом Константин Симонов помнил всю жизнь. И своей семье оставил завещание: "Кремировать и прах развеять над Буйничским полем".

Именно в самом начале войны, в июле 1941 года на Буйничском поле под Могилевом Симонов увидел с какой ожесточенной обреченностью боролись советские воины за родную землю. Здесь он познакомился с командиром 388-го полка полковником Семеном Федоровичем Кутеповым ( тот стал прототипом Серпилина в "Живых и мертвых").
Симонов приехал на позиции накануне боя и сам напросился остаться. Бой продолжался 14 часов. На позиции Кутепова обрушился железный кулак из 70 нацистских танков группы армии "Центр".
Полк Кутепова держался за Буйничское поле как мог, именно его бойцы уничтожили здесь 39 немецких танков. Танков, которые победоносно прошли всю Европу и считались непобедимой силой... А большинство машин было уничтожено при помощи обычных бутылок с зажигательной смесью.
Эти сожженные танки после боя и поехал снимать Симонов вместе с фотокором Трошкиным. В середине июля в центральной газете "Известия" вышел его очерк "Горячий снег" и снимки Трошкина. Газету вывешивали на стенды, вокруг которых собирались толпы. Люди увидели надежду, стало понятно, что непобедимость немецких машин - миф!
А для Константина Михайловича Буйничское поле на много лет осталось незаживающей раной.

Прах мой развейте там...

Скончался Константин Михайлович в августе 1979 года, ему было всего 63...но рак легкого.... Хотя он всегда выглядел старше, рано поседел.

Писатель был в высшем эшелоне партийной номенклатуры и ему полагалось место на Новодевичьем кладбище, ходили упорные слухи, что и в кремлевской стене. На следующий день после его смерти в центральных газетах вышли некрологи с упоминанием, что прах Симонова захоронят на Новодевичьем. Никто из партийных функционеров не собирался советоваться с семьей, хотя бы поинтересоваться, чего хотят они. А они хотели исполнить последнюю волю Константина Михайловича - развеять его прах над Буйничским полем. И из этого получилась почти детективная история с оттенком скандала, но вовремя потушенным.

Вот как рассказывает об этом сын Константина Симонова Алексей:

"Все мы (семья) понимали, что официально нам не дадут этого сделать (развеять прах). Но мы решили во что бы то ни стало исполнить волю отца. Забрали урну с прахом, сели на машины и поехали в Белоруссию. Никто из нас никогда не был на Буйничском поле, тогда там не было никакого мемориала. Мы обратились за помощью к местному военкому Тихонову, который сопровождал когда-то отца в его поездках. Тихонов о наших планах не знал, просто привез на это поле. Был закат, такой кровавый и багровый на горизонте, как будто там еще полыхала войны. Урну с прахом достали из машины и развеяли по ветру над Буйничским полем. Позже военком Тихонов признается, что был ошарашен и тем же вечером позвонил в обком партии и рассказал о случившемся - так было положено. Но дело уже было сделано - волю Константина Симонова его семья выполнила.

После этого "в верхах" разразился скандал: "как так, самоуправство! Наказать!" Но выйти наружу такой информации не дали, не тот случай. За исполнение последней воли такого Человека его родных наказывать не только было политически не верно, но и опасно.

Последняя супруга Константина Михайловича также завещала развеять свой прах рядом с прахом мужа. Это случилось буквально через пару лет.

И с этого все началось.. В 80-м году на Буйничском поле появился 15-тонный валун с памятной надписью Константину Симонову. И героические бои на Буйничском поле стали известны, о них стали писать и говорить.

Оказалось, что поле это многие века поливалось кровью русских солдат. Здесь были сражения с поляками в конце XVI века, в войну 1812 года и, конечно же, в Великую Отечественную в 1941-м.

Сегодня на Буйничском поле развернут целый мемориальный комплекс и регулярно проводятся "Симоновские чтения", значит не зря Константин Михайлович сделал такой выбор своего последнего пристанища. Значит не зря родные в тайне вывозили его прах сюда - на Буйничское поле...

Цензура - Константину Симонову: - Из песни нужно убрать два куплета. Об этом читайте здесь