Данная статья повествует об определении стоимости проектирования моста по справочникам базовых цен, в которой приводится сравнение результатов с величинами по выявленным мною закономерностям в опубликованном ранее материале "Анализируем технико-экономические показатели мостов с применением статметодов", и по смыслу является неким продолжением моего исследования.
Сама идея исследования зародилась с недавно обращенного ко мне вопроса:
Сколько стоит запроектировать мост? Имеется следующая информация об объекте:
Нужно оценить бюджет строительства моста длиной 25 м через горную реку с одной полосой движения для проезда автомобиля весом до 5 т. Интересует порядок цен с погрешностью 500 тыс. руб. Высота подъема воды + 2 000 мм. Скорость течения реки - 5 м/с.
На самом деле, цена на проектирование определяется по справочникам базовых цен, но когда исходных данных явно не достаточно, или нет специалистов, умеющих составлять сметы на ПИР, то прибегают к способу рыночной оценки путем сбора коммерческих предложений. При отсутствии доступа к компьютеру и справочникам в тот момент времени я оценил стоимость проектно-изыскательских работ (ПИР) ориентировочно в 12-14 млн. руб., а строительно-монтажных работ (СМР) - в 400 млн. руб. Правильно ли я определил цену?
Из статьи вы узнаете:
- Насколько точно дана предварительная оценка стоимости ПИРам и СМР указанного в преамбуле к статье объекта.
- Какую долю от стоимости СМР составляют ПИРы по результату анализа мостов?
Оценка стоимости проектирования моста по справочникам базовых цен
В связи с тем, что об объекте проектирования нам известно только то, что это двадцатипятиметровый мост с одной полосой движения, ограничимся определением стоимости проектных работ по справочнику базовых цен СБЦП 81-2001-16 "Искусственные сооружения". Этого будет достаточно для того, чтобы понять разницу между стоимостью, определенную по СБЦ, и стоимостью ПИР по интерполяции (или экстрополяции) сильно зависимых данных, полученных при корреляционном анализе. Ширину моста с одной полосой движения примем 8 метров.
Так как необходимые данные о площади объекта отсутствуют, а также, учитывая один из неоднозначных выводов корреляционного анализа, опубликованном в выше упомянутом материале, что чем уже мост, тем больше площадь проектирования, вычислять возможную площадь проектирования для данного моста считаю неоправданным. Стоимость изысканий будем определять методами интер-, экстраполяции.
Искусственные сооружения - стоимость проектирования моста длиной 25 м через горную реку:
1. Автодорожный мост полной длиной 25 м - табл. 1 п. 3 СБЦП 81-2001-16
Ц=(60+4,96*25)*0,95* (4,53*0,9)*((0,08*(0,5))+0,58)=574,404 тыс.руб.
60 - базовая цена; 4,96 - переменная от длины, длина 25 м;
0,95 - ПД+РД (0,42+0,53);
4,53 - индекс пересчета в цены 1 квартала 2021 года (Приложение 2 к письму Минстроя России от 22 января 2021 г. № 1886-ИФ/09);
0,9 - ширина между перилами до 10 м - ширину однополосного моста мы приняли 8 м;
К=0,5 - (Гл.2.1 п.2.1.11) Проектирование индивидуальных пролетных строений (для "(03) Конструктивные решения. Искусственные сооружения: пролетные строения"), 62% = ((01) Пояснительная записка (общие вопросы проектирования) - 27% , (03) Конструктивные решения. Искусственные сооружения: пролетные строения - (8% * (0,5)) - 4%, (05) Проект организации строительства - 18%.
2. Неразрезное пролетное строение длиной 25 м - табл. 4, п/п 6.1 СБЦП 81-2001-16
Ц=(97+4,95*25)*0,95*1,1*1,1*1,2*1,2*1,2*4,53=1986,331 тыс.руб.
97 - базовая цена; 4,95 - переменная от длины, длина 25 м;
0,95 - ПД+РД (0,42+0,53);
Повышающие коэффициенты принимаем как вероятностные для моста в горных условиях: п. 2.1.15 - индивидуальная конструкция деформационных швов (К=1,1), п. 2.1.15 - индивидуальная конструкция опорной части (К=1,1), п. 2.1.17 - пролетное строение, различное по материалу (К=1,2), п. 2.1.17 - пролетное строение, переменной высоты (К=1,2), п. 2.1.18 - несемметричное пролетное строение по геометрии (К=1,2);
4,53 - индекс пересчета в цены 1 квартала 2021 года (Приложение 2 к письму Минстроя России от 22 января 2021 г. № 1886-ИФ/09).
3. Опоры (устои №1 и №2) - табл. 4 п. 8.1 СБЦП 81-2001-16
Ц=70 *0,95 * (4,53 * 1,5 * 1,2 )=542,241 тыс.руб.
70 - базовая цена; 0,95 - ПД+РД (0,42+0,53);
4,53 - индекс пересчета в цены 1 квартала 2021 года (Приложение 2 к письму Минстроя России от 22 января 2021 г. № 1886-ИФ/09);
1,5 - два устоя разных габаритов, учитывая особенности рельефа горной местности;
1,2 - проектное решение для второго устоя.
ИТОГО стоимость проектирование моста длиной 25 м составит: 574,404+1986,331+542,241= 3 102,976 тыс.руб.
Разумеется, в эту цену не входят проектирование благоустройства и наружного освещения моста, подъездных автомобильных дорог, проведение инженерных изысканий.
Разбор результата в сравнении с данными корреляционного анализа
Давайте посмотрим, насколько полученная цифра 3 102,976 тыс.руб. отличается от стоимости проектирования моста, определенной методом интерполяции выявленных ранее зависимостей.
Для этого необходимо привести цены по объектам-аналогам к одному уровню, а также исключить применяемый коэффициент на капитальный ремонт, поскольку рассматриваемый мост относится к новому строительству.
Для искомой стоимости проектирования моста длиной в 25 метров у нас есть два варианта интерполяции: между Эрмитажным и Прачечным, либо между Эрмитажным и Доковым. Проведем интерполяцию для обоих вариантов, а результаты подвергнем корреляционному анализу (применяемая формула корреляции была представлена в статье "Анализируем технико-экономические показатели мостов с применением статметодов"). Так мы поймем, между какими парами искать ориентировочную стоимость для инженерных изысканий и других видов проектных работ, для которых не хватило исходных данных, о чем говорилось в начале статьи.
Ещё был вариант экстраполировать стоимость проектирования моста 25 метров, используя данные Докового моста длиной 36,18 метров и Прачечного моста длиной 35,175 метров, но из-за огромной разницы в стоимости указанных мостов этот метод нельзя назвать верным для данного случая.
Вариант 1. Интерполяция между Эрмитажным и Прачечным мостами
Коэффициент корреляции при поиске взаимосвязи между длинами мостов и их стоимостью, представленных на рис. 3 составил R=0,68; между ширинами мостов и их стоимостью - R=-0,61. Для обоих технических показателей взаимосвязь с экономической составляющей оценивается как слабая. Сильная взаимосвязь считается при R>0,75.
Вариант 2. Интерполяция между Эрмитажным и Доковым мостами
Коэффициент корреляции при поиске взаимосвязи между длинами мостов и их стоимостью, представленных на рис. 4 составил R=0,29; между ширинами мостов и их стоимостью - R=-0,99, что не удивительно - на величину корреляционного коэффициента повлиял результат интерполяции при равных ширинах мостов. Связь межу главным техническим показателем - длинной моста - и стоимостью напрочь отсутствует.
Вывод
Неутешительный результат дает основание использовать в сводном расчете стоимости моста стоимость на проектные работы, определенные по СБЦП 81-2001-16, а стоимость других видов проектных работ и инженерных изысканий определить методом интерполяции по первому варианту: между Прачечным и Эрмитажным мостами, так как связь между длинами и стоимостью хоть и слабая, но была выявлена (R=0,68).
В данном случае Доковый мост совсем не вписывается в интерполяционную модель, чему есть разумное объяснение: этот мост разводной и конструктивно отличается от других представленных в анализе мостов. Подробнее о Доковом мосте можно почитать в статье "Удивительный Доковый мост в Кронштадте. История проекта".
Оценка сводной стоимости проектно-изыскательских работ для моста 25 м
Итак, стоимость проектирования моста, как искусственного сооружения, у нас уже имеется и составляет 3 102,976 тыс.руб. в ценах 1 квартала 2021 года без учета НДС.
Определим стоимость остальных проектно-изыскательских работ, используя данные Прачечного и Эрмитажного мостов, для чего их стоимость построчно приведем к уровню цен искомого моста.
При анализе технико-экономических показателей мостов хороший результат корреляции показала ширина моста, поэтому чтобы использовать этот показатель прибегнем к методу экстраполяции.
В расчете стоимости будут отсутствовать затраты на реставрационные работы и обследование объекта, так как речь идет о новом строительстве.
Выполненный анализ показал, что предварительная данная мною оценка стоимости ПИР рассматриваемого моста была сильно завышена. По предварительным расчетам проектирование такого моста должно стоить не 12-14 млн. руб., а всего 5,7 млн. руб. Единственное но: я работал с ограниченным количеством исходных данных, различные усложняющие факторы, которые могут быть выявлены при более близком знакомстве с объектом, вполне могут взвинтить стоимость проектирования до 14 млн.
Рассмотрим возможные факторы увеличения стоимости ПИР:
- потребность в берегоукреплении русла горной реки при сопряжении берегов с устоями моста (скорость течения все же 5 м/с, однако данные о протяженности береговой линии в границах проектирования отсутствуют при постановке вопроса);
- проектирование внеплощадочных сетей наружного освещения - нужны данные о расстоянии до электроподстанции или другой точки питания;
- в предварительной стоимости проектирования отсутствуют затраты на разработку разделов расчета ущерба и компенсационных мероприятий водным биологическим ресурсам, а также проведение государственной экспертизы.
Поэтому, уважаемые Заказчики, предоставляйте более полную информацию об объекте для максимально точной стоимостной оценки проектно-изыскательских работ.
Но не только стоимость ПИР интересовала моего читателя, еще и ориентировочная стоимость строительно-монтажных работ (СМР). Прикинуть ориентировочную стоимость СМР, не прибегая к проектированию и составлению сводного сметного расчета, можно по данным стоимость ПИР. Рассмотрим этот вопрос в следующей статье.
Если материал был полезным, ставьте лайк, я буду счастлив! Мой канал Кругозор Проектировщика остается с вами.