Найти тему

Медвежья экономика России

Вашему вниманию представлен перевод статьи Андерса Ослунда.

Просто оставляю для Вашего прочтения. Выводы каждый сделает сам.
Подробно обсудить можно в комментариях.
Данная статья касается не только экономики, но и политики (то, что я стараюсь избегать в данном блоге), но может быть весьма интересна читателям, как взгляд из "вне". Для кого то статья может показаться "провокационной" или "заказной", для кого то наоборот. (на истину "в первой инстанции" не претендую, это не более чем перевод статьи для общего развития)
Оригинальные гиперссылки сохраняю.

А́ндерс О́слунд — шведский экономист и дипломат. Специалист по экономике Восточной Европы, в особенности России и Украины. Доктор философии, профессор.

Оригинал статьи можно прочитать здесь (Russia’s Bear Economy).

Перевод (не судите строго, всю основную работу сделал Гугл, но смысл от этого не изменился):

Сегодняшние россияне огорчены, узнав, что они живут хуже, чем румыны и турки. Хотя президент Владимир Путин хотел бы, чтобы они думали, что их страна стала жертвой «внешних сил», таких как снижение цен на нефть, никто не сделал больше, чем он, для снижения их уровня жизни.

-2

ВАШИНГТОН, Округ Колумбия - Всего несколько лет назад инвестиционные банкиры были оптимистичны в отношении развивающихся рынков, которые, по их мнению, недооценены и будут расти. И все же после небольшого восстановления темпы роста в Латинской Америке, бывшем Советском Союзе, на Ближнем Востоке и в Африке снова возвращаются в состояние, близкое к стагнации. В этом отношении Россия является пионером, не зарегистрировав реального роста с 2014 года.

Согласно старой советской поговорке, сельское хозяйство страдает от четырех проблем: весны, лета, осени и зимы. Следуя той же логике, президент России Владимир Путин винит «внешние силы» - не в последнюю очередь мировые цены на нефть - в упадке своей страны, хотя неразумная экономическая политика и западные санкции - это не чья-то вина, а его собственная вина.

Неслучайно произошло экономическое расхождение в Центральной и Восточной Европе. Страны, присоединившиеся к Европейскому Союзу, улучшили свое экономическое управление, и ВВП начал сближаться с Западной Европой. В период с 2014 по 2019 год Венгрия, Польша и Румыния росли в среднем на 3,9%, 4,1% и 4,7% соответственно.

Между тем, в Беларуси и Украине в этот период наблюдался минимальный рост, а экономика России росла в среднем всего на 0,7% в год. Хотя еще в 2009 году у России был более высокий ВВП на душу населения (с точки зрения паритета покупательной способности), чем у Хорватии, Польши, Румынии и Турции, с тех пор все эти страны обогнали ее. Сегодняшние россияне шокированы, узнав, что они находятся в худшем положении, чем румыны и турки. Среди стран-членов ЕС только Болгария все еще беднее России.

Благодаря своей непосредственной близости к единому рынку ЕС, Россия могла бы иметь более высокие темпы роста, если бы проводила разумную экономическую политику. Вместо этого Путин полностью растратил богатый человеческий капитал страны на коррумпированное кумовство и систематическую деинституционализацию. Его политизация судов и правоохранительных органов устранила любые предлоги верховенства закона - предпосылки для частных инвестиций и развития бизнеса. Судя по всему, Путин считает, что экономика менее важна, чем способность убивать таких противников, как Борис Немцов и Алексей Навальный (который недавно был переведен из тюрьмы в больницу, как сообщается, при смерти).

Индекс восприятия коррупции Transparency International показывает всю глубину клептократии Путина. В 2020 году Россия заняла 129-е место из 176 стран, Польша - 45-е, а Румыния и Венгрия - 69-е место. Конечно, ни одна из этих центральноевропейских стран не является оплотом чистого управления; но разница заключается в том, уважает ли страна права собственности.

Не имея надежных прав собственности и подвергаясь западным санкциям, Россия может привлекать только дураков и мошенников. В период с 2008-13 по 2014-19 годы среднегодовой приток прямых иностранных инвестиций упал с 3,1% ВВП до ничтожных 1,4% ВВП.

В своем ежегодном послании Федеральному собранию 21 апреля Путин, как обычно, пообещал, что «макроэкономическая стабильность и сдерживание инфляции… обязательно будут достигнуты». Безусловно, инвестиционные банки и Международный валютный фонд с пониманием относятся к консервативной макроэкономической политике России.. Разве не чудесно, что у страны есть 573 миллиарда долларов в международных валютных резервах, долг федерального правительства в размере лишь 18% ВВП и стабильный профицит текущего счета? На самом деле макроэкономическая стабильность мало что значит, потому что это просто средство для достижения устойчивого роста; это не самоцель. Целью экономической политики любого правительства должно быть максимальное повышение благосостояния граждан. Но явная цель Путина - максимизировать так называемый суверенитет России, то есть его собственную диктаторскую власть.

Позиция инвестиционных банкиров в чем-то понятна, поскольку они заинтересованы в продаже российских облигаций. Вопрос в том, почему МВФ согласится. В то время как Фонд недавно отошел от фискального консерватизма, чтобы поддержать дополнительные стимулы по всему миру, российское правительство сделало обратное. Ясно, что МВФ необходимо выяснить, что он на самом деле означает.

Ужесточение западных санкций - еще одна проблема, созданная самим Путиным. 15 апреля правительство США запретило финансовым учреждениям, находящимся под его юрисдикцией, покупать российские рублевые облигации после того, как в 2019 году наложило санкции на российские еврооблигации в иностранной валюте. Центральный банк России настаивает на том, что эти выпуски облигаций являются небольшими, всего на сумму около 61 доллара. миллиардов долларов в экономике стоимостью 1,5 триллиона долларов. Но при этом игнорируются последствия политики США. Хотя инвестиционные банкиры по-прежнему могут покупать российские облигации на вторичных рынках, им придется учитывать риск того, что следующий раунд санкций коснется и этих покупок .

Более того, хотя для крупной развивающейся экономики нормально держать сотни миллиардов долларов в государственных облигациях, у России такой возможности нет. Таким образом, цена санкций США выше, чем кажется. Неспособность России работать в долларах серьезно ограничивает ее инвестиционные возможности и препятствует ее росту. Между тем, благодаря Путину и его политике жесткой экономии уровень жизни в России за последние семь лет упал на 11%.

Как можно хвалить такую ​​бесчеловечную политику? В то время как экономисты обычно сосредотачиваются на реальном (с поправкой на инфляцию) экономическом росте, для иностранных инвесторов имеет значение значение ВВП страны в долларах США. В случае России он упал более чем на треть - с 2,3 триллиона долларов в 2013 году (до санкций) до 1,5 триллиона долларов в 2020 году. В текущих долларах США российская фондовая биржа оценивается всего в 53% от пикового значения мая 2008 года. Какой серьезный инвестор сделает ставку на столь быстро сокращающуюся экономику?

В какой степени низкие показатели России с 2014 года были вызваны снижением цен на нефть, а в какой - санкциями Запада и собственной политикой Кремля, направленной против роста? В готовящемся к выпуску отчете Атлантического совета мы с Марией Снеговой утверждаем, что потенциальный рост России с 2014 года должен был составлять 5% в год, и что примерно половина этого - 2,5–3% ВВП в год - была устранена западными санкциями.

Да, Россия - далеко не единственная развивающаяся экономика, переживающая сейчас тяжелые времена. Но никто не обязан своими нынешними страданиями подобному уровню членовредительства.

-3
На этом всё. Что об этом думаете?