В революционном движении России евреи занимают особое место. Одна из самых неравноправных групп населения оказалась наиболее решительной. Но большинство из них попало в жернов революционной мельницы.
В 1884 году в еврейской семье в Черниговской губернии у лесника Абрама родилась дочь, которую назвали Дора. Девочка была умненькая. С золотой медалью окончила женскую гимназию. Мысли о несправедливости общества привели ее в 15 лет в кружок социал-демократов. Герои романов Чернышевского «Что делать» и Войнич «Овод» стали ее кумирами.
Отправившись учиться в Санкт-Петербург, познакомилась в среде студентов с работами Маркса и Ленина, вела пропаганду среди рабочих. В 1902 году вступила в РСДРП. Сменила фамилию и перешла на нелегальное положение, стала профессиональной революционеркой.
За такого же революционера, Михаила Лазуркина, вышла замуж. В 19 лет в Женеве Дора познакомилась с Лениным, на квартире Ульяновых прожила восемь месяцев и прониклась идеями большевизма. Неоднократно подвергалась аресту.
В семье Лазуркиных родились дети, сын и дочь. Дора окончила педагогический институт, преподавала, работала в газете.
После февраля 1917 года была членом Петроградского комитета РСДРП(б) и городской думы. Первые лица государства были дружны с Дорой - Крупская, Дзержинский, Киров, Орджоникидзе, Луначарский.
В послереволюционный период жизнь Лазуркиной была по-прежнему насыщенной. Работала в Наркоме просвещения на должности заведующей дошкольным отделом, затем заведующей партийной школы. В 1928 году ее назначают на пост директора Ленинградского государственного пединститута имени Герцена. Ее муж занимал должность директора Ленинградского университета.
Не имея учёного звания, Дора за короткий срок наладила работу по подготовке квалифицированных педагогических кадров, организации ряда новых факультетов, пересмотру учебных планов и программ, привлечению в совет института общественных деятелей и студентов, вела активную публицистическую работу в институтской газете. В 1932—1934 годах работала заместителем секретаря партколлегии областной контрольной комиссии. После убийства Сергея Кирова исключена из партии, но впоследствии восстановлена.
8 августа 1937 года арестована органами НКВД. В том же году её мужа исключили из партии, а затем арестовали. Его застрелил следователь на допросе, а потом выбросил в окно, чтобы инсценировать самоубийство. Дора Лазуркина за «участие в контрреволюционной организации» первоначально приговорена Особым совещанием при НКВД СССР к 5 годам ссылки. 10 ноября 1939 года осуждена на 8 лет исправительно-трудовых лагерей, а 13 апреля 1949 года отправлена в ссылку на поселение в село Российка Большемуртинского района Красноярского края. Ее упоминает Касим Азнабаев — один из организаторов журналистики в Башкортостане, в своих воспоминаниях о ссылке в Сибири.
В 1955 году Лазуркина была освобождена, проведя в общей сложности 18 лет в лагерях, тюрьмах и ссылках. В том же году реабилитирована. Посмертно был реабилитирован и её муж. В годы заключения Дора заболела психической болезнью: до конца жизни мучилась ночными кошмарами, в которых мерещились истязания, побои, слежки.
В 1956 году стала пенсионером союзного значения, и в том же году в связи с 50-летием революции награждена орденом Ленина. Неоднократно избиралась делегатом партийных съездов. 30 октября 1961 года с трибуны съезда поддержала предложение о выносе тела Сталина из мавзолея, рассказав под бурные аплодисменты о том, что ей приснился Ленин, сказавший, что не хочет с ним рядом лежать.
В ночь с 31 октября на 1 ноября 1961 года состоялось тайное перезахоронение Сталина.
Дора Абрамовна любила выступать с рассказами о встречах с Лениным. Обладала обострённым чувством справедливости, выражала несогласие с присвоение звания Героя Советского Союза Л. И. Брежневу, выступала с идеей ограничений привилегий для партработников, и Лазуркину перестали приглашать на партийные мероприятия.
Скончалась Дора Абрамовна в январе 1974 года в Ленинграде в возрасте 90 лет, ровно через 50 лет после смерти так почитаемого ею Ленина.