Найти тему
Angry_Investor

IPO Segezha Group — почему нет роста?

Оглавление
Заголовок статьи я придумал за день до первичного размещения акций Сегежи, когда узнал, что ожидаемая аллокакация составит 30-60%. Тем не менее, я не стал отменять свою заявку? Почему?

Критики скажут, что несложно ванговать, когда речь идёт про российское IPO, особенно после выхода на биржу Совкомфлота и FixPrice, которые в день размещения принесли только убытки, а сама компания Сегежа закончила 2020 год с убытками и имеет показатель долговой нагрузки 2,8, который (почему-то вдруг) считается высоким. Кстати, привлечённые средства будут, в частности, направлены на снижение долговой нагрузки. Хотелось бы отметить, что компания Сегежа занимает второе место в Европе по объему производства бумажных мешков, третье место в мире про производству коричневой мешочной бумаги и пятое место в мире по производству большеформатной берёзовой фанеры. Но не это главное. Куда интереснее перспективы компании. А это, в первую очередь, рост лесной промышленности в России в 2-3 раза, так как лесной ресурс используется только на треть при среднем показателе в мире 75%. В 2020 г. компания показала рост выручки на 18%, показатель рентабельности по OIBDA ( операционный доход до вычета амортизации основных средств и нематериальных активов) составил 25,3%, демонстрируя стабильный рост с 2017 г. (средний показатель по отрасли — 16%). Активная программа по расширению бизнеса и выплата процентов по долгам на сумму 3,5 млрд. привела к чистому убытку за 2020 г. в размере 1,3 млрд. рублей. И самое интересное в том, что Сегежа удачно вписывается в современный тренд защиты экологии, так как основная выручка компании — бумажная упаковка, которая в разы экологичнее пластиковой. Более того, Сегежа — экспортоориентированная компания, чьи доходы не привязаны к колебаниям курса рубля, что важно для скептиков, переоценивающих валютные риски. Важно понимать, что нельзя судить о данной компании по убытку за 2020 г. Этот убыток скорее наоборот даёт большие надежды на дальнейший рост бизнеса, так как деньги пошли на "распил" в прямом смысле этого слова, а не переносном.

Почему же IPO не стало "iconic"?

Наверняка первое, что вам приходит в голову — это нежелание западных инвесторов вкладывать деньги в российские компании из-за геополитических рисков. Вероятно, что-то в этом есть, но, как мы уже выяснили, компания играет важную роль в том числе и на европейском рынке. На мой взгляд, главная причина отсутствия взрывного роста котировок сразу после размещения — отсутствие хайпа. Сегодня мы наблюдаем пик доходности первичных размещений. В первый же день котировки американских компаний взлетают на 100%, 200%... И особой популярностью пользуются биотехнологические, интернет-компании, компании веб 2.0. Хорошим примером будет компания Airbnb, взлетевшая в перый день в два раза, но ни разу не получавшая чистой прибыли. Есть и российский пример — Ozon, показавший приятный 30% рост в первый день и продолживший восхождение. Компания также всё ещё убыточна. Правда в том, что на рынке царит истерия. Люди готовы вложить свои деньги в те компании, о которых они совершенно ничего не знают. И в таких условиях выигрывают инновационные компании, которые изобретают лекарства от рака, машину времени или отправляют людей в межгалактический путешествия. В такие компании, которые несут многомиллионные убытки и могут никогда не добраться до рентабельности, многие готовы вложить свои кровные, а в банальную деревообработку — нет, даже если речь идёт об одном из лидеров отрасли с весьма внушительными финансовыми показателями. Я считаю, что на данном этапе стоит постепенно возвращаться к компаниям, производящим реальную продукцию. Кто-то все равно должен производить товары, не могут все развивать облачные технологии и разрабатывать лекарства.

Что не ещё не так с этим IPO?

Строго говоря, если вы узнаете, что ожидается аллокация 60%, вы должны ясно понимать, что спрос на акции не так велик, и ожидать гэпа вверх не стоит. А у ВТБ аллокация вообще составила неслыханные 100%. Очевидно, что это не свидетельствует об ажиотажном спросе. Вообще, если появляется информация о такой щедрой аллокации, то нужно насторожиться, так как ранее первичные размещения вообще были практически недоступны для рядовых инвесторов: либо требовались суммы для участия от $100 000, либо аллокация составляла 1-5%. Хотя с потенциально прибыльными IPO условия и сейчас такие. Даже до всего этого хайпа средний гэп исторически составлял +16%, то есть наивно полагать, что Вам дают 100% одобрение заявки в ожидании сверхприбыли от размещения. Да и минимальная сумма участия в Тинькофф, например, составляла всего 20 000 рублей, что демонстрирует стремление андеррайтеров привлечь максимальное количество частных инвесторов. Забавно, что некоторые инвесторы удивлённо вопрошали, почему они подали заявку на 100 000 рублей, а им дали акций всего на 60 000 (я наоборот надеялся на более низкую аллокацию, в районе 30%). Этот пример также даёт представление об эйфории, которая сложилась на рынке первичных размещений. Люди, элементарно не знакомые с пустыми принципами распределения акций при IPO, вкладывают деньги в надежде получить быструю и лёгкую прибыль. К сожалению, так получается далеко не всегда.

Итог

На мой взгляд, Segezha Group — крепкая стоимостная компания, которая заслуживает внимания для долгосрочных инвестиций. Думаю, что она может идеально подойти для ИИС в российских рублях. Не является инвестиционной рекомендацией. Внимательно изучайте финансовые показатели эмитентов и их перспективы прежде чем инвестировать. Не за горами сложные времена для фондового рынка.

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, если Вам понравилась статья. Пишите в комментариях, какие темы для Вас наиболее интересны, о чём Вы бы хотели услышать?

#Инвестиции #ipo #инвестиции для начинающих #бизнес и финансы #биржа #фондовый рынок (биржи)