Найти тему

Российский театр сквозь века

О самобытности русской культуры кричат, простите, из каждого угла. Да, большую часть времени Россия действительно находилась в своеобразной изоляции от других стран, но ведь не зря же Петр I «прорубил окно в Европу».

Сегодня мы обсудим такой аспект культуры, как театр. Картина сейчас известна каждому – билеты в Большой продаются 70, а то и за 300 тысяч, и, несомненно, постановки стоят этих денег. Какой же путь прошел русский театр, чтобы достигнуть таких высот?

Многим известно, что театральное искусство находит свое начало в Древней Греции, но явно что-то же было на Руси (точнее даже не Руси),в то время, как она развивалась обособленно от других стран? Да, было. Язычество невозможно представить без различных ритуалов, поэтому первый «театр» носил ритуально-обрядовую форму. Кстати, «мистерией» (средневековый жанр театра) его назвать нельзя, единственное, что было в нем общего с европейским средневековым искусством – религиозная направленность.

Именно из такой формы театра вырос любимый народом фольклорный театр. Правда, Россия на то и Россия: здесь развивалось только это направление, но зато во многих формах – кукольный театр (знаменитый Петрушка), балаганный (я думаю, как раз тут играли скоморохи), странствующий (актеры, акробаты). Забавное наблюдение, но все они носят развлекательный характер, а значит, что (?) правильно, отвлекают народ от суровой действительности.

Сатирическое направление в лице скоморохов развивалось параллельно с ужесточением его преследования. Так, Стоглавый собор 1551 года сделал их изгоями. Интересно, но театр скоморохов назывался «позорищем», от слова «зреть», то есть, воспринималось это не как в современном языке, но негативное значение пошло именно отсюда.

-2

Следующая ступень развития театра – культура церкви. Правда, долго религиозный театр просуществует только в форме школьно-церковного, в принципе, он и продолжит развитие русского театра в целом.

Идем дальше. Появление кардинально нового направления связано с именем Алексея Михайловича и с его стремлением наладить хоть какие-то отношения с Европой. Прибывает немецкий учитель церковной школы - Иоганн Готфрид Грегори, благодаря которому и собирается первый придворный театр.

-3

Ну, и конечно же, новый виток в истории театра связан с Петром I. Именно Петр задумывает его как открытое для всех мероприятие. Ему принадлежит несколько попыток организации театров, но все актерские труппы не оправдывают ожиданий императора. После смерти государя идея затухает.

Создается же регулярный общедоступный театр только при Елизавете Петровне. Тогда в столице довольно часто гастролировали иностранные труппы, чем вдохновился Федор Волков. Именно он и выступил создателем первого театра в Петербурге. Параллельно театр развивается и в Москве, правда, здесь постановки проходят в стенах университета. Позже, в 1776 на основе университетской труппы создается Петровский драматический театр, от которого и происходит впоследствии Большой.

-4

Власть почти сразу понимает, что театр – инструмент влияния на настроение народа, поэтому уже при Екатерине II театры управляются из единого государственного центра.

Следующее ответвление происходит в 18 веке. И это крепостные театры. Они довольно часто превосходили государственные (что же поделать с духом соперничества?), поэтому отсюда и вышли многие знаменитые русские актеры, которых помещики в итоге «отпустили».

-5

Так, в принципе, завершилось формирование самой «сути» театра. Было бы вам интересно узнать, что же сделало театр таким, какой он есть сейчас? Если да, то дайте знать в обсуждении!