Итак, на дворе XVII век. Смутное время. Смена правящей династии. Церковный раскол. (Об этом подробнее читайте здесь). Всё это неминуемо вызывает изменения в культуре и искусстве.
Новые черты отразились ярко в зодчестве. Именно XVII век особенно богат на гражданские строения: боярские и купеческие терема, царские дворцы и палаты, монастырские трапезные и т.п.
Они, как правило, многоступенчатые, богато декорированные лопатками, витыми столбиками, лепными наличниками вокруг окон. Обилие самых разнообразных украшений, не являющихся конструктивными элементами, в таких постройках делает их очень нарядными, праздничными и, даже, сказочными.
Появляется такая характерная декоративная деталь как сталакти́ты – своеобразные навесы, похожие на гирьки, делящие оконные, дверные или арочные проёмы, в их верхней части, надвое.
Для украшения интерьеров и экстерьеров зданий обильно используется разноцветная керамическая плитка и изразцы, эмали, а также росписи, чаще всего представляющие собой растительный орнамент, вьющийся от пола до потолка сплошным узором.
К выдающимся памятникам гражданской архитектуры этого периода можно отнести Теремно́й дворец Московского Кремля (архитекторы Антип Константинов, Бажен Огурцов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков), а также царский дворец в селе Коломенском, построенный при царе Алексее Михайловиче Романове зодчими Семеоном Петровым и Иваном Михайловым.
Эта чудесная постройка была снесена за ветхостью в XVIII столетии, но в наши дни её восстановили на радость туристам.
Это был сложный деревянный комплекс состоящий из соединенных между собой отдельных палат и зданий разного предназначения, отличавшихся друг от друга по внешнему виду.
Венчали всё это архитектурное великолепие кровли самых разнообразных форм – двускатные крыши, многогранные купола, бочонки, маковки, шатры и т.д. Современники называли это строение восьмым чудом света, а путешественник Рейтенфельс сравнил его с «игрушечкой, только что вынутой из шкатулки».
Изменилось и храмовое зодчество. Сложность и пышность отделки, стремление к внешней нарядности, использование многочисленных декоративных элементов, позволили историкам искусства провести параллель с бытовавшим в это время в Западной Европе художественным стилем – баро́кко (от итал. «странный», «причудливый»).
Поскольку этот стиль в большей степени проявился в Москве и её окрестностях, а заказчиками первых подобных церквей были родственники государя – Нары́шкины, то за ним в литературе утвердилось название московское или нары́шкинское баро́кко.
Такие постройки, как правило, являют собой устремлённое вверх строение, окружённое рядами кокошников, всевозможными галереями, папертями, лестницами и крыльцами, с пышной декоративной отделкой, словно «пенящейся» по карнизам и наличникам.
Весь облик таких церквей рождает ощущение динамики и драматизма. В них соединяется противоречивое желание зодчих создать нечто грандиозное, монументальное, соединив его с декоративной мелочностью и детальностью.
Такие строения по конструкции уже совсем не напоминают классические крестово-купольные храмы древней Руси. Как правило, они представляют собой пирамиду, в основании которой четверик. Но чем выше ярус, тем более дробная форма этого нового объема - шестерик, восмерик ...
Даже изящные, луковичные купола таких соборов, начинают украшаться гранями. Центральная глава, возносится стремительно и высоко, празднично венчая собой церковь. Остальные же купола значительно отделены от неё, и от основного объема здания, что ещё более подчёркивает прихотливость, дробность и ярусность всего сооружения.
Выдающимся памятником нарышкинского барокко является церковь Покрова́ Богородицы в Филя́х, построенная в 1693 году. В её облике можно найти все характерные черты московского "нарышкинского" барокко. Не правда ли, красавица?
Апофеозом всей этой барочной, причудливой архитектурной роскоши, можно назвать, пожалуй, самый необычный русский православный храм - Знаменскую церковь в Дубровицах.
Возведена она была на рубеже XVII - XVIII столетий, и, как говорят, строили её зарубежные мастера (возможно, итальянцы) в землях, тогда принадлежащих князю Борису Голицыну. Есть даже мнение, что проект будущего здания создавал ученик самого Лоренцо Бернини! Хотя имени автора, увы, не сохранилось.
Причудливые изгибы, выступающие округлыми лепестками из основного четверика и формирующие входы в здание, повторяют конструкцию "нарышкинских" строений. Однако из них вырастает высокая башня, более похожая на колокольню, чем на пирамидальные объемы уже рассмотренных нами строений.
Гораздо более украшены и декорированы рельефами и, даже, скульптурой (!) карнизы и наличники фасадов. Во всём этом декоре очевидно европейское, а не русское мышление создателя проекта. Да и надписи, внутри храма были сделаны на латинском языке, а не на церковно-славянском языке.
И, наконец, просто поражает воображение венчающая постройку... нет, не маковка, не купол, не шпиль, а ... золотая имперская корона! (здесь так и хочется произнести с характерной интонацией: "та-дам":))
Неудивительно, что построенный храм наотрез отказался освящать тогдашний Патриарх Адриан. Этот обряд свершил его преемник, уже после смерти упрямого владыки. Кстати, на освящении Знаменской церкви присутствовал сам Петр I с сыном Алексеем.
Необычный вид строения, и история с задержкой признания храма официальной православной церковью, естественно, вызвали рождение различных мифов и слухов. Согласно одному из них - храм строили масоны, и в его фундамент вмурована шпага, казнённого в средние века, последнего (официального) магистра Ордена тамплиеров Жака Моле. Ни много - ни мало. :)))
Можно ли сомневаться, глядя на эти архитектурные шедевры Руси, что, век спустя, великий зодчий Бартоломео Растрелли (о котором, надеюсь, тоже будет статья), вдохновлялся их изяществом, пышностью, декоративностью и нарядностью?
Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы автора о мировой культуре в полном каталоге статей.
Больше о древнерусской культуре и искусстве вы можете узнать из следующих публикаций:
Древняя Русь. Вопросы о происхождении и периодизация культуры.
Древние верования славян. Принятие христианства на Руси.
Былины - русский героический эпос.
Почему в древнерусской литературе нет беллетристики, и о чём писали древнерусские авторы?
Русский крестово-купольный храм, его конструкция и символика
Древнерусское зодчество. Собор Святой Софии в Киеве
Господин Великий Новгород. София Новгородская
Белокаменное зодчество города Владимир
Московский Кремль. Соборная площадь. Часть 1
Московский Кремль. Соборная площадь. Часть 2
Московский Кремль. Соборная площадь. Часть 3
Загадки собора Василия Блаженного
Древнерусская иконопись. Главные образы и сюжеты
Иконостас. Что такое и как устроен?
Какой была музыка в древнерусском храме?
Народные театральные представления на Руси. От скоморохов до балаганов
В предчувствии перемен. Русская культура 17 века. Предисловие
Культура Руси 17 века. Архитектурные чудеса
Культура Руси 17 века. Живопись
Культура Руси 17 века. Литература, музыка и первый профессиональный театр