Найти в Дзене

Какой была музыка в древнерусском храме?

Оглавление

Вокальная музыка

Когда в X веке Русь приняла христианство, то из Византии была перенята вся совокупность церковной, храмовой культуры и искусств, в числе которых важную роль играла и музыка. Она сопровождала все церковные службы, звучала во время праздников, обрядов венчания, панихид и т.п.

В храмовом космосе очень был важен звук – звук человеческого голоса – инструмента, данного людям самим Богом. Именно на голос рассчитана акустика православного храма – любое, даже тихо сказанное слово здесь хорошо слышно. Для создания такого эффекта в старину в кладку стен замуровывали горшки и кувшины.

Музыка, звучащая в русском православном храме, всегда тесно связана со словом, как учили когда-то византийские отцы церкви: "Пусть голос твой поёт, а ум прилежно размышляет над песнопением".

Ведь весь комплекс храмовых искусств, и музыкальное в том числе, не воспринимался как искусство в современном понимании. И храмовая архитектура, и иконопись, и звучащее слово (проповедь или молитва) и песнопения – всё это было направлено на то, чтобы создать определённую эмоционально-духовную атмосферу, помочь пришедшему в церковь, отрешиться от всего суетного и мирского, и глубже постичь суть православной веры, объяснить её основные положения и догматы.

А. Рябушкин. Русские женщины XVII столетия в церкви
А. Рябушкин. Русские женщины XVII столетия в церкви

Как и в Византии, в русском православном храме песнопения исполнялись мужским хором, поющим одноголосно – все одну мелодию (в унисо́н). В этом усматривался глубокий смысл, так как такое пение позволяло любому человеку, находящемуся в храме, подстраивая свой голос к звучанию хора ощутить единение (слияние) своего духовного мира с духовным миром окружающих людей в едином порыве обращающими свои помыслы к Богу. Исполнялись песнопения солистом и хором, или двумя хорами, стоявшими по разные стороны от алтаря. Такое пение называлось антифонным.

В основе всей церковной православной музыки лежала система осьмогла́сия (восьми ладо-мелодических формул), созданная византийским мыслителем и учёным-теоретиком Иоа́нном Дамаски́ном.

Страница старообрядческого октоиха. XIX век
Страница старообрядческого октоиха. XIX век

Из Византии в период крещения Руси было привезено несколько видов церковно–певческих книг, из которых на первых порах русские музыканты черпали и основные музыкальные жанры (кано́н, тропа́рь, конда́к и др.), и своеобразные формулы – мелодические образцы, из которых складывались мелодии песнопений, получившие название – подо́бны.

Каждый жанр церковной музыки имел свой набор подо́бнов, где устойчивая музыкальная формула, каждый раз сочеталась с новым текстом. Что касается языка песнопений, то в русской православной церкви до сих пор поют на старославянском языке, пришедшем в службу из Болгарии, благодаря переводу богослужебных книг, сделанному ещё просветителями Кириллом и Мефодием (создателями славянской азбуки).

Постепенно русская церковная музыка приобрела самостоятельность, которая наилучшим образом отразилась в создании собственного музыкального языка и своеобразного жанра, получившего название зна́менный распев, родившегося как сплав византийской традиции и элементов русского народного песенного и обрядового музыкального искусства.

Свое наименование эти песнопения получили благодаря способу записи музыкальных произведений произошедшему от не́́вменных знаков (см. статью о византийской музыке). Слово «знак» – в старорусском языке произносилось как «знамя». Эти же знаки-знамёна, по своему виду напоминали крюки, поэтому иногда русскую церковную музыку называют ещё крюковым пением. Знаменный распев – это великое творение средневековых русских музыкантов, в котором особенно чувствуются былинная мощь, эпическая сила, духовная стойкость и искренняя вера всего русского народа.

Пример знаменной нотации с так называемыми «красными знаками», из книги «Круг церковнаго древняго знаменнаго пения в шести частях», ред. А. И. Морозов
Пример знаменной нотации с так называемыми «красными знаками», из книги «Круг церковнаго древняго знаменнаго пения в шести частях», ред. А. И. Морозов

Сегодня мы не можем назвать имён древнерусских композиторов, так как всё искусство тогда носило преимущественно анонимный характер. Создатели церковной музыки назывались распе́́вщиками. Они, в основном, были монахами или священнослужителями.

Однако встречались и редкие исключения из правил, например, до сегодняшнего дня сохранились стихи́ры (церковные песнопения в честь какого-либо праздника, исторического события или святого), созданные одним из самых противоречивых властителей средневековой Руси – царём Иваном Грозным.

С. Бальзамов. Иван Грозный за синодиком в Александровой Слободе.
С. Бальзамов. Иван Грозный за синодиком в Александровой Слободе.

Колокольные звоны

И. Левитан. Вечерний звон.
И. Левитан. Вечерний звон.

В православном богослужении не допускается использование каких-либо музыкальных инструментов, кроме колоколо́в. Изначально их роль была исключительно подсобной — созывать верующих на молитву.

Постепенно функции колокольного звона значительно расширились. Появились особые звоны для каждого значимого события – по случаю встречи важных гостей - встречный, проводов в последний путь - проводной, набат или всполошной звон предназначался для сообщения о драматических событиях – начале войны, стихийного бедствия и т.д. В дни церковных праздников звучали праздничные звоны, а в обычные дни, когда шла служба – будничные.

А. Александровский. Муром. На колокольне.
А. Александровский. Муром. На колокольне.

В православии сложилась традиция благове́ста — колокольной полифонии (многоголосия), когда звонарь приводит в движение сначала один большой колокол, мерный бой которого затем сменяется трезвоном нескольких десятков колоколов, где каждый колокол ведет свою партию, но звуки всех сливаются в единую гармонию радостного ликования.

А. Косничев. Ростовские звоны.
А. Косничев. Ростовские звоны.

Самые красивые, плавные, протяжные перезвоны назывались на Руси мали́новыми.

Колокола вывешивались в специальных строениях, находящихся в непосредственной близости к храму – колоко́льнях или зво́нницах.

Храм-звонница святого Георгия в Коломенском
Храм-звонница святого Георгия в Коломенском

В небольших и небогатых церквях может быть только один колокол, а в крупных, кафедральных или монастырских соборах они исчисляются десятками. В Русской Православной Церкви колокола делятся на три основные группы: большие (благовестники), средние и малые колокола.

Звонница Успенского монастыря в Тихвине.
Звонница Успенского монастыря в Тихвине.

Литьё колоколов в старину считалось почётным делом. Их изготавливали только маститые мастера в пушечных мастерских. Создание особенно больших по размеру и весу колоколов нередко отмечалось записью в местных летописях. Таким колоколам давалось собственное имя.

С. Качин. Звонарь
С. Качин. Звонарь

Самый большой колокол в мире сейчас находится в Московском Кремле и носит название Царь-Колокол. (Подробнее об этом чуде русских литейщиков, а также о соборах Московского Кремля и о кремлёвской звоннице Иван Великий можно прочитать на канале).

-12

Колокол на Руси очеловечивали, что даже нашло отражение в названиях его различных частей и деталей.

Устройство колокола
Устройство колокола

Известны исторические случаи, когда колокола, призывавшие на бунт, как и людей предавали казни. Им вырывали языки, пороли и отправляли в ссылку и т.п.

Н. Комаров. Вечевой колокол
Н. Комаров. Вечевой колокол

Искусству колокольного звона обучались специально, с детского возраста. Это было сложной и ответственной работой.

Сейчас эти традиции вновь возрождаются в современной России.

-15

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы автора о мировой культуре в полном каталоге статей.

Больше о древнерусской культуре и искусстве вы можете узнать из следующих публикаций:

Древняя Русь. Вопросы о происхождении и периодизация культуры.

Древние верования славян. Принятие христианства на Руси.

Былины - русский героический эпос.

Почему в древнерусской литературе нет беллетристики, и о чём писали древнерусские авторы?

Слово о полку Игоревом.

Русский крестово-купольный храм, его конструкция и символика

Древнерусское зодчество. Собор Святой Софии в Киеве

Господин Великий Новгород. София Новгородская

Белокаменное зодчество города Владимир

Церковь Покрова на Нерли

Московский Кремль. Соборная площадь. Часть 1

Московский Кремль. Соборная площадь. Часть 2

Московский Кремль. Соборная площадь. Часть 3

Загадки собора Василия Блаженного

Древнерусская иконопись. Главные образы и сюжеты

Иконостас. Что такое и как устроен?

Иконописцы Древней Руси

Какой была музыка в древнерусском храме?

Народные театральные представления на Руси. От скоморохов до балаганов

В предчувствии перемен. Русская культура 17 века. Предисловие

Культура Руси 17 века. Архитектурные чудеса

Культура Руси 17 века. Живопись

Культура Руси 17 века. Литература, музыка и первый профессиональный театр