В прошлой статье мы начали разговор о значении и месте иконописи в древнерусской культуре, об основных образах, которые встречаются наиболее часто. Безусловно, главным местом, где была сосредоточена христианская живопись, была церковь. Пространство храма включало в себя и настенные росписи, и отдельные образа́, для которых были строго установленные места. (Об этом можно почитать здесь).
Однако особенное значение в храме занимала алтарная преграда – стена, отделяющая это сакральное место от остального пространства. В русском православном храме эта стена стала заменяться иконами, выстраиваемыми в несколько рядов. Такая алтарная преграда получила название – «иконоста́с», который окончательно сложился на Руси к XV веку. В русской православной церкви он занимал гораздо больше места, чем в храмах других христианских конфессий (даже в православных), скрывая за собой место постоянного присутствия Бога полностью. Поэтому его именуют ещё высоким русским иконостасом.
Интересный факт: учёные не могут точно определить когда и где именно сложился такой тип иконостаса, но первой известной, на сегодняшний день, такой многоуровневой преградой является иконостас Успенского собора во Владимире, над которым трудились Андрей Рублёв и Даниил Чёрный.
Иконостас – это воплощение представлений христиан о небесной и земной иерархии, история христианской церкви и история христианского вероучения, разворачивающаяся последовательно в рядах (чинах) иконописных образов.
В классическом варианте чинов бывает пять. Однако, в зависимости от размера и финансирования храма, их может быть и меньше. Также может быть разным количество икон в каждом из рядов. Однако обязательными для русской православной церкви являются два нижних ряда икон (местный и деисусный), и некий набор образов, находящихся в центре каждого чина.
Рассмотрим последовательно, сверху-вниз, ряды классического иконостаса:
Верхний ряд (чин) – праоте́ческий. Здесь изображены ветхозаветные библейские патриархи, основатели рода человеческого (Адам, Ной, Авраам и др.). Центральная икона этого ряда – Троица Ветхозаветная (реже Троица Новозаветная) - как воплощение главного христианского догмата о триединстве Бога. В целом - этот ряд напоминает верующим о истории человечества, до появления Церкви Земной (имеется ввиду - некий общественный институт - собрание верующих). Наличие этого чина не является строго обязательным в церковном иконостасе.
Далее следуют иконы проро́ческого чина, в которых предстают те, кто предсказывал появление Иисуса Христа, сына Божьего, Спасителя Мира (Моисей, Давид, Соломон и др.). Обычно, в руках у них свитки, собственно с пророчествами. Персонажи эти, воплощают ветхозаветную историю Церкви, до рождения Иисуса Христа. В центре этого ряда помещается образ Богоматерь Знамение, который как раз выражает мысль о будущем появлении Бога в человеческом теле.
Ниже находится, так называемый, праздничный чин икон с изображением двунадесятых и других церковных праздников, рассказывающий о воплощении Бога в человеческом теле, то есть историю земной жизни и смерти Христа, ради спасения людей. Эти события ознаменовали начало евангелистской или новозаветной истории Церкви.
Праздничный ряд легко узнать по формату составляющих его икон. Обычно они небольшого размера и квадратной формы, что напоминает "клейма" житийных икон (о них я рассказывала в предыдущей статье).
Самым же важным рядом икон, составляющим иконостас является следующий – деисусный чин (от греч. «де́исис» - «моление, прошение»). На нём представлена церковь земная и церковь небесная, приносящая непрестанное моление Иисусу Христу – Великому Судие за мир и человечество. И моление это завершиться лишь на Страшном Суде. Это центральный, главный чин иконостаса. Поэтому иконы, составляющие его самые масштабные.
Фигуры молящихся, чаще всего, здесь представлены в полный рост, в трехчетвертном повороте к центральной иконе – «Спас на престоле» или «Спас в силах». По обе стороны от него в молитвенных позах замерли Богородица и Иоанн Креститель (Предтеча), далее архангелы Михаил и Гавриил, за ними апостолы Пётр и Павел, святые воины-великомученики Георгий и Димитрий и т.д.
В некоторых иконостасах деисусный и праздничный чины могут располагаться в обратной последовательности. То есть праздничный ниже деисусного.
Самый нижний ряд иконостаса, называется местным чином, так как кроме обязательных икон Богоматери и Христа здесь помещаются и изображения тех праздников или святых, в честь которых данная церковь освящена (названа). Икона, по которой можно определить называние церкви обычно вторая справа от Царских врат, её называют "храмовая". А икона расположенная симметрично, но вторая слева от Царских врат связана со святыми или праздниками, особенно почитаемыми в этой местности, поэтому именуется она "местночтимой".
В местном чине находится главный вход в алтарную часть храма, называемый Царскими или Райскими вратами, куда могут входить лишь священнослужители. Так как считается, что алтарь символически представляет в пространстве церкви Рай Небесный или Царствие Божие, то в сюжетах, украшающих вход в него, ещё раз представлены те события, которые сделали этот вход возможным для всех верующих. Они украшены живописными изображениями, так же расположенными в строгом порядке.
Обычно створки ворот разделены на шесть сегментов. В верхних - представлен сюжет Благовещение, где архангел Гавриил доносит Деве Марии весть о будущем рождении ею Сына Божьего – Спасителя мира. На остальных частях помещаются образы четырёх евангелистов, поведавших миру о Иисусе Христе и его учении.
Непосредственно над Царскими вратами располагается сюжет, связанный с обрядом причастия – вкушения апостолами хлеба и вина, являющихся символами тела и крови Христовой, обозначающего единение всех верующих с Богом. В качестве такого сюжета могут выступать иконы с изображением, собственно, прича́стия апостолов, или же Тайной ве́чери – последнего ужина Христа в кругу учеников, где этот обряд (таинство) был впервые осуществлен.
Многие исследователи древнерусской живописи отмечают, что, по сути, любая икона в Древней Руси могла рассматриваться как часть иконостаса. Н.А. Барская пишет об этом так:
«В широком смысле слова русская икона … - всегда часть той широкой картины человеческого спасения, того пути к воссоединению с Богом, в котором видели смысл человеческой истории люди древней, христианской Руси и который так ярко воплотили её художники в высоком иконостасе».
Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы автора о мировой культуре в полном каталоге статей.
Больше о древнерусской культуре и искусстве вы можете узнать из следующих публикаций:
Древняя Русь. Вопросы о происхождении и периодизация культуры.
Древние верования славян. Принятие христианства на Руси.
Былины - русский героический эпос.
Почему в древнерусской литературе нет беллетристики, и о чём писали древнерусские авторы?
Слово о полку Игоревом.
Русский крестово-купольный храм, его конструкция и символика
Древнерусское зодчество. Собор Святой Софии в Киеве
Господин Великий Новгород. София Новгородская
Белокаменное зодчество города Владимир
Церковь Покрова на Нерли
Московский Кремль. Соборная площадь. Часть 1
Московский Кремль. Соборная площадь. Часть 2
Московский Кремль. Соборная площадь. Часть 3
Загадки собора Василия Блаженного
Древнерусская иконопись. Главные образы и сюжеты
Иконостас. Что такое и как устроен?
Иконописцы Древней Руси
Какой была музыка в древнерусском храме?
Народные театральные представления на Руси. От скоморохов до балаганов
В предчувствии перемен. Русская культура 17 века. Предисловие
Культура Руси 17 века. Архитектурные чудеса
Культура Руси 17 века. Живопись
Культура Руси 17 века. Литература, музыка и первый профессиональный театр