Найти в Дзене

Иконостас. Что такое и как устроен?

В прошлой статье мы начали разговор о значении и месте иконописи в древнерусской культуре, об основных образах, которые встречаются наиболее часто. Безусловно, главным местом, где была сосредоточена христианская живопись, была церковь. Пространство храма включало в себя и настенные росписи, и отдельные образа́, для которых были строго установленные места. (Об этом можно почитать здесь).

Однако особенное значение в храме занимала алтарная преграда – стена, отделяющая это сакральное место от остального пространства. В русском православном храме эта стена стала заменяться иконами, выстраиваемыми в несколько рядов. Такая алтарная преграда получила название – «иконоста́с», который окончательно сложился на Руси к XV веку. В русской православной церкви он занимал гораздо больше места, чем в храмах других христианских конфессий (даже в православных), скрывая за собой место постоянного присутствия Бога полностью. Поэтому его именуют ещё высоким русским иконостасом.

Интересный факт: учёные не могут точно определить когда и где именно сложился такой тип иконостаса, но первой известной, на сегодняшний день, такой многоуровневой преградой является иконостас Успенского собора во Владимире, над которым трудились Андрей Рублёв и Даниил Чёрный.
Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме. 1756–58.
Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме. 1756–58.

Иконостас – это воплощение представлений христиан о небесной и земной иерархии, история христианской церкви и история христианского вероучения, разворачивающаяся последовательно в рядах (чинах) иконописных образов.

В классическом варианте чинов бывает пять. Однако, в зависимости от размера и финансирования храма, их может быть и меньше. Также может быть разным количество икон в каждом из рядов. Однако обязательными для русской православной церкви являются два нижних ряда икон (местный и деисусный), и некий набор образов, находящихся в центре каждого чина.

-3

Рассмотрим последовательно, сверху-вниз, ряды классического иконостаса:

Верхний ряд (чин) – праоте́ческий. Здесь изображены ветхозаветные библейские патриархи, основатели рода человеческого (Адам, Ной, Авраам и др.). Центральная икона этого ряда – Троица Ветхозаветная (реже Троица Новозаветная) - как воплощение главного христианского догмата о триединстве Бога. В целом - этот ряд напоминает верующим о истории человечества, до появления Церкви Земной (имеется ввиду - некий общественный институт - собрание верующих). Наличие этого чина не является строго обязательным в церковном иконостасе.

Далее следуют иконы проро́ческого чина, в которых предстают те, кто предсказывал появление Иисуса Христа, сына Божьего, Спасителя Мира (Моисей, Давид, Соломон и др.). Обычно, в руках у них свитки, собственно с пророчествами. Персонажи эти, воплощают ветхозаветную историю Церкви, до рождения Иисуса Христа. В центре этого ряда помещается образ Богоматерь Знамение, который как раз выражает мысль о будущем появлении Бога в человеческом теле.

Пророческий ряд. В центре изображена Богоматерь Воплощение. По сторонам от Неё пророки: слева — Давид и Моисей, справа — Соломон и Иона. XVI век
Пророческий ряд. В центре изображена Богоматерь Воплощение. По сторонам от Неё пророки: слева — Давид и Моисей, справа — Соломон и Иона. XVI век

Ниже находится, так называемый, праздничный чин икон с изображением двунадесятых и других церковных праздников, рассказывающий о воплощении Бога в человеческом теле, то есть историю земной жизни и смерти Христа, ради спасения людей. Эти события ознаменовали начало евангелистской или новозаветной истории Церкви.

Праздничный ряд
Праздничный ряд

Праздничный ряд легко узнать по формату составляющих его икон. Обычно они небольшого размера и квадратной формы, что напоминает "клейма" житийных икон (о них я рассказывала в предыдущей статье).

Праздничный и деисусный чин. XVI в. Из церкви свв. Петра и Павла в Кожевниках
Праздничный и деисусный чин. XVI в. Из церкви свв. Петра и Павла в Кожевниках

Самым же важным рядом икон, составляющим иконостас является следующий – деисусный чин (от греч. «де́исис» - «моление, прошение»). На нём представлена церковь земная и церковь небесная, приносящая непрестанное моление Иисусу Христу – Великому Судие за мир и человечество. И моление это завершиться лишь на Страшном Суде. Это центральный, главный чин иконостаса. Поэтому иконы, составляющие его самые масштабные.

Деисусный ряд
Деисусный ряд

Фигуры молящихся, чаще всего, здесь представлены в полный рост, в трехчетвертном повороте к центральной иконе – «Спас на престоле» или «Спас в силах». По обе стороны от него в молитвенных позах замерли Богородица и Иоанн Креститель (Предтеча), далее архангелы Михаил и Гавриил, за ними апостолы Пётр и Павел, святые воины-великомученики Георгий и Димитрий и т.д.

В некоторых иконостасах деисусный и праздничный чины могут располагаться в обратной последовательности. То есть праздничный ниже деисусного.

Деисусный, праздничный, местный ряды
Деисусный, праздничный, местный ряды

Самый нижний ряд иконостаса, называется местным чином, так как кроме обязательных икон Богоматери и Христа здесь помещаются и изображения тех праздников или святых, в честь которых данная церковь освящена (названа). Икона, по которой можно определить называние церкви обычно вторая справа от Царских врат, её называют "храмовая". А икона расположенная симметрично, но вторая слева от Царских врат связана со святыми или праздниками, особенно почитаемыми в этой местности, поэтому именуется она "местночтимой".

Местный ряд
Местный ряд

В местном чине находится главный вход в алтарную часть храма, называемый Царскими или Райскими вратами, куда могут входить лишь священнослужители. Так как считается, что алтарь символически представляет в пространстве церкви Рай Небесный или Царствие Божие, то в сюжетах, украшающих вход в него, ещё раз представлены те события, которые сделали этот вход возможным для всех верующих. Они украшены живописными изображениями, так же расположенными в строгом порядке.

Обычно створки ворот разделены на шесть сегментов. В верхних - представлен сюжет Благовещение, где архангел Гавриил доносит Деве Марии весть о будущем рождении ею Сына Божьего – Спасителя мира. На остальных частях помещаются образы четырёх евангелистов, поведавших миру о Иисусе Христе и его учении.

Царские врата
Царские врата

Непосредственно над Царскими вратами располагается сюжет, связанный с обрядом причастия – вкушения апостолами хлеба и вина, являющихся символами тела и крови Христовой, обозначающего единение всех верующих с Богом. В качестве такого сюжета могут выступать иконы с изображением, собственно, прича́стия апостолов, или же Тайной ве́чери – последнего ужина Христа в кругу учеников, где этот обряд (таинство) был впервые осуществлен.

Многие исследователи древнерусской живописи отмечают, что, по сути, любая икона в Древней Руси могла рассматриваться как часть иконостаса. Н.А. Барская пишет об этом так:

«В широком смысле слова русская икона … - всегда часть той широкой картины человеческого спасения, того пути к воссоединению с Богом, в котором видели смысл человеческой истории люди древней, христианской Руси и который так ярко воплотили её художники в высоком иконостасе».
Иконостас Успенского собора
Иконостас Успенского собора

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы автора о мировой культуре в полном каталоге статей.

Больше о древнерусской культуре и искусстве вы можете узнать из следующих публикаций:

Древняя Русь. Вопросы о происхождении и периодизация культуры.

Древние верования славян. Принятие христианства на Руси.

Былины - русский героический эпос.

Почему в древнерусской литературе нет беллетристики, и о чём писали древнерусские авторы?

Слово о полку Игоревом.

Русский крестово-купольный храм, его конструкция и символика

Древнерусское зодчество. Собор Святой Софии в Киеве

Господин Великий Новгород. София Новгородская

Белокаменное зодчество города Владимир

Церковь Покрова на Нерли

Московский Кремль. Соборная площадь. Часть 1

Московский Кремль. Соборная площадь. Часть 2

Московский Кремль. Соборная площадь. Часть 3

Загадки собора Василия Блаженного

Древнерусская иконопись. Главные образы и сюжеты

Иконостас. Что такое и как устроен?

Иконописцы Древней Руси

Какой была музыка в древнерусском храме?

Народные театральные представления на Руси. От скоморохов до балаганов

В предчувствии перемен. Русская культура 17 века. Предисловие

Культура Руси 17 века. Архитектурные чудеса

Культура Руси 17 века. Живопись

Культура Руси 17 века. Литература, музыка и первый профессиональный театр