Найти в Дзене
Книги. Издательство АСТ

Почему «Первую кровь» Моррела экранизировали целых 10 лет?

История Рэмбо считается киноклассикой. Она сделала актера и сценариста Сильвестра Сталлоне суперзвездой боевиков и одним из самых высокооплачиваемых людей в Голливуде. Однако про роман, что лег в основу самого первого фильма, у нас обычно знают куда меньше. Как и про обстоятельства, которыми сопровождалось написание сценария и работа над картиной. Мы исправляем этот недостаток в новом материале.

Здравствующий и поныне автор триллеров Дэвид Моррел, как ни странно, не имеет никакого отношения к армии США (ну, за исключением того, что его отец был военным летчиком). Этот магистр английской литературы, защитивший диссертацию о Хэмингуэе и работавший тихо-мирно преподавателем в университете Айовы, вдруг сделал себе громкое имя уже дебютным романом, который вышел в 1972 году.

Дэвид Моррел
Дэвид Моррел

Историю ветерана, который из-за тяжелого ПТСР, полученного во вьетнамском плену, не может удержаться на гражданской работе, Моррел подслушал у своих учеников, некоторые из которых тоже прошли Вьетнам.

Основной сюжет пришел после просмотра писателем двух телепередач. В первой показывали американских солдат, а во второй — репортаж про полицейских, которые задержали группу хиппи. В передаче их побрили, помыли и вывезли из города. Моррелу захотелось проработать идею о том, что будет если полицейские нарвутся не на хиппи, а на ветерана войны во Вьетнаме.

-3

К этому добавилось впечатление от старого романа-триллера «Разбойник» Джефри Хаусхолда (1938), где британский спортсмен-стрелок забавы ради, не собираясь убивать, берет издалека в прицел неназванного диктатора европейской страны (в книге подразумевается Гитлер). Мужчину ловят сотрудники спецслужбы, пытают и бросают умирать. Но он выживает, уходит на подпольное положение, избавляется от своих преследователей сначала в Европе, а позже и в Британии, а в конце берется за свою охоту уже всерьёз.

И последней деталью, которая дала имя главному герою, стал сорт яблок Рэмбо, с которым писателя познакомила жена. Так пазл сошелся и образ героя получил законченность. Кстати, в первой книге у ветерана нет имени Джон, оно появилось позднее уже в сценарии к фильму как отсылка к старой военной песне When Johnny Comes Marching Home. В основу же вымышленного города Мэдисон в штате Кентукки лег реальный Беллефонте (Пенсильвания).

-4

Ещё тем, кто книгу не читал, надо знать, что она на порядок кровавее кино. В ней Рэмбо убивает первого полицеского ещё в подвале участка, где его пытались отмыть-побрить. А толчком для вспышки ПТСР становится помещение его в клетку, которая провоцирует у героя клаустрофобию. Именно из-за нее он вынужден спать под открытым небом (в помещении начинаются приступы) и бродяжничать.

Сбегает Рэмбо от полицейских по этой самой причине голышом. В целом на протяжении книги он уничтожет несколько десятков человек — офицеров полиции, помощников шерифа и нацгвардейцев. А мотивацию шерифа Тиззла хорошо дополнит то обстоятельство, что тяжело раненый беглецом кинолог-преследователь — это его приемный отец.

Наверняка вы знаете и то, что в конце книги уже смертельно раненого Тиззлом Рэмбо убивает капитан (а не полковник как в фильме) Траутман. Во всяком случае, именно это он говорит также умирающему от смертельной раны шерифу.

В целом надо сказать, что в отличие от кинокартины правоохранитель выписан в романе с любовью и уважением. А вот Рэмбо, наоборот, показан антигероем, не слишком-то способным себя контролировать. В конце он признает, что совершал последние убийства не для выживания, а уже просто ради удовольствия. Тиззл же в романе воплощает службу обществу. Его мотивы до какого-то момента совершенно неэгоистичны.

-5

В общем, когда зашла речь о переносе истории на экран, то выяснилось, что дело не идёт. Идея почти 10 лет пиналась от студии к студии, меняя сценаристов, продюсеров и актеров. Одних только сценариев было написано 18 версий. В итоге Сталлоне оказался последним в длиннющем списке тех, кто в разное время решался работать с этим материалом. Как раз в то время он искал сюжет, который позволил бы ему выйти из тени надоевшего образа Рокки и сыграть что-то драматическое с трагическим налётом.

Аль Пачино
Аль Пачино

Кстати, Аль Пачино «принял правила игры», и его Рэмбо на пробах вышел настоящим маньяком — этакое Лицо со шрамом на максималках. Образ получался отталкивающим и продюсеры решили, что он негативно скажется на восприятии обществом ветеранов войны. А так актер был едва ли не единственным (помимо Сталлоне), кто из дюжины рассматривавшихся актеров действительно был готов воплотить персонажа на экране.

Дастин Хоффман. На интеллигентного Рэмбо уж точно интересно было бы посмотреть.
Дастин Хоффман. На интеллигентного Рэмбо уж точно интересно было бы посмотреть.

Проект сменил три студии, пока не попал в руки продюсеров Эндрю Вайна и Марио Кассара. Именно они показали книгу и скрипт Сильвестру Сталлоне.

Поначалу тот тоже испугался: многолетние неудачи проекта и образ психопата могли негативно сказаться на его карьере. Тогда продюссеры предложили ему просто в очередной раз переписать сценарий, а на главную роль позвали Джона Траволту.

Как вам такой Рэмбо?
Как вам такой Рэмбо?

Слай согласился и в его переработке главный герой из преступника стал жертвой, а из десятков книжных трупов в фильм попал только выпавший стрелок вертолета плюс пара полицейских, что разбились во время погони на грузовике.

Однако в процессе работы над сценарием Сталлоне так полюбил заново придуманный им образ, что твердо вознамерился играть его сам. И надо сказать, наполовину парализованный рот актёра пришелся персонажу как нельзя кстати.

-9

Еще одним важным отличием книжного и киношного образов стала придуманная Сталлоне неразговорчивость его героя. В книге Рэмбо произносит довольно пространные куски текста, а в итоговом сценарии даже его финальный монолог был резко сокращён. Это стало удачным шрихом, хотя и было продиктовано прагматикой: Сталлоне боялся, что при переводе диалогов на другие языки насыщенность образа пострадает.

Интересный факт: Стивен Кинг использовал роман Моррела в качестве учебного пособия по творческому письму, когда преподавал в Университете штата Мэн.

Поставьте лайк и подпишитесь на наш канал, чтобы получать бльше материалов на похожие темы в свою Яндекс-ленту.