Сюжет любой книги ограничен местом и временем совершающегося действия. Человек, вписанный в эти рамки, подчиняется установленным законам эпохи и ходу времени.
До второй половины 20 века литературоведы не задумывались о том, как течет время в романах, как сменяются сцены дислокации героев и почему человек не всегда подчиняется логичному течению времени. Но в 1975 году Михаил Михайлович Бахтин предложил новый вид анализа модели пространства и времени в литературе. Монументальное сочинение, упоминание которого бросает в дрожь студента-филолога под названием «Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике», полностью описывает концепцию «времяпространства».
В литературоведении она именуется «хронотопом» и имеет свои особенные характеристики.
Вообще, «хронотоп» по М. М. Бахтину – это важнейшее соотношение действия, пространства и времени, описанных в произведении.
Расскажу про очень интересный хронотоп, присущий античным авантюрным романам.
Характеристики хронотопа
На основе античных и классических романов Бахтин выделил присущие хронотопу черты.
Во-первых, в произведениях сливаются и переосмысляются пространственно-временные признаки. Место действия – море, описание пустыни вместо воды невозможно.
Во-вторых, время в романах «сгущается», «уплотняется». У читателя возникает ощущение его «зримости». Автор описывает темницу, мы представляем стражников, атмосферу, муки героя, образ темницы.
В-третьих, в ход времени вплетается пространство, оно встраивается в исторический сюжет. Каждой эпохе присущи свои исторические черты. Античный мир не может быть наполнен киберпространством.
В-четвертых, в описанном пространстве читатель наблюдает особые приметы эпохи, осмысление пространства происходит сквозь призму времени. По описанию ритуалов, архитектурных элементов, одежде ученые могут определить, к какому веку принадлежит литературный памятник.
Только этот пункт дает сбой в изучении античной литературы. Почему, ответ чуть ниже в статье.
Хронотоп античного авантюрного романа
Бахтин считал, что жанровые особенности произведения определяются исключительно хронотопом. Это понятие относится лишь к филологическому анализу романов как литературных жанров.
В античном эпосе литературовед выделил особый тип романа, авантюрный, его временные рамки примерны: 2 – 6 века нашей эры.
В основе сюжета лежит любовная история юноши и девушки божественной красоты с таинственным происхождением. Встречаются они во время празднества, и купидон поражает их сердца стремительными стрелами. Но судьба не дает им быть вместе. Свадьбе противятся родители, влюбленные сбегают, то встречаются, то расстаются. Попадают в плен к пиратам, терпят кораблекрушение, обвиняются в не совершаемых грехах и преступлениях. Все заканчивается свадьбой.
Примером могут служить Ксенофонт и его «Эфесская повесть», Лонг «Дафнис и Хлоя».
Хронотоп авантюрного романа имеет технически абстрактную взаимосвязь между временем и пространством. Он характеризуется переместимостью в пространстве временных моментов и их обратимостью. То есть, герои странствуют, возвращаются, снова странствуют. Пространство меняется, а время остается статичным. Потому что герои не стареют, несмотря на долгие скитания.
Местом действия служат Египет, Вавилон, Греция. Античные сочинители наполняют труды лирическими отступлениями в виде философских рассуждений, религиозных наставлений, описывают диковинную природу и животный мир.
Время в авантюрных романах не подчиняется законам логики, она растягивается, расплывается, лишается бытовой цикличности. Оно замирает, пространство остается неизменным, главные герои все такие же молодые и красивые, никто не превращается в безобразных ведьм.
В романах отсутствуют приметы, характерные для эпохи, нет отсылок к произведениям искусства. Они лишены всего, что указывало бы принадлежность к временным рамкам. Этим объясняется то, что до сих пор наукой не установлено точное время создания художественного произведения. Мнения ученых расходятся на 5 – 6 веков.
Вольтер воссоздал в «Кандиде» античный авантюрный роман, но проанализировал время, которое должно быть затрачено на «превратности судьбы», отдаляющих влюбленных и получил интересный результат. Кандид и Кунигунда смогли пожениться, время их состарило, героиня стала похожей на уродливую ведьму.
Такова общая природа течения времени в авантюрных романах. Эпизодические сцены также так же лишены временной точности. Событийный ход именуется «вдруг», «как раз». Встречаются обозначения «когда», «раньше», «позже», «лишь только».
В романе Ахилла Татия «Левкиппа и Клитофонт» встреча героев описана так:
«Как только я увидел ее, тотчас же погиб».
Во время бегства героев, их корабль терпит крушение, но накатывается «внезапный мрак» и «некое благое божество» сохраняет героям жизнь. Позже по счастливым случайностям выясняется, что спаслись все, кто раньше считался погибшим.
Случайности объясняются магическим вмешательством. Боги, маги-волшебники, демоны могут как спасти, так и погубить героев.
Греческое авантюрное время характеризуется абстрактной пространственностью. Измеряется он понятиями «даль» и «близь». Чтобы соединить судьбы, герои бегут, преодолевают пространство, попадают в неизвестное место и оказываются там, где нужно. Это может быть другая, но совершенно нужная страна, тюрьма, в которой предстоит отбыть наказание и благодаря божественной милости выбраться из заточения и избежать смерти.
Мотив встречи в романах может служить завязкой, кульминацией и даже развязкой сюжетной линии. Это древнейший сюжетообразующий компонент. От тесно переплетен с хронотопом дороги.
Мир авантюрных романов чужд, герои наивны, им не знакомы политические, социальные уклады мира. Для них существуют только случайные события. Человека в нем ведет судьба, сам он занимает пассивную роль, ведомый роком.
Получается, что хронотоп авантюрного романа статичен, в нем нет духовной эволюции человека, подвижек времени, разрушения или созидания мира.