Плакаты, настенные и карманные календари, этикетки на спичечных коробках и еще много всякой другой наглядной агитации со всех сторон напоминали советскому ребенку простую истину: "спички детям не игрушка!"
Однако у детей было собственное мнение на этот счет, да и взрослые, кстати, тоже не всегда были последовательны в своих запретах. Существовало немало специализированной детской литературы, в которых спички выступали в роли элемента чисто развлекательного, иногда - познавательного плана.
Наверняка, все хорошо помнят эти многочисленные задачи со спичками, которые публиковались в детских журналах и различных книжках типа "Часы досуга", "Занимательные задачи" и пр. С помощью спичек, например, известный математик, физик, журналист и педагог Я. Перельман предлагал постигать геометрические премудрости или просто проявлять смекалку и находчивость. Другие авторы тоже не отставали от Я. Перельмана, предлагая порой весьма интересные задания со спичками:
Также существовало немало книг, где детям предлагалось использовать спички в качестве строительного материала или соединительных элементов. Кому не доводилось строить колодцы или домики из спичек? Дети младшего возраста использовали спички в качестве ручек-ножек, лап для различных фигурок, сделанных из природного материала или в качестве осей колес самодельных автомобилей из бумаги и картона; у школьников спички и коробки часто использовались для строительства исторических макетов.
К слову говоря, подобные поделки с использованием спичек были популярны еще в царской России: множество книг, посвященных организации детского досуга, публиковали и задачи,и головоломки, и варианты поделок и даже вот такое оригинальное использование горелых спичек, как на картинке ниже:
Так что, с одной стороны, взрослые предупреждали, что "спички детям не игрушка", а с другой стороны шли на компромисс, разрешая ими играть, если эти игры подразумевали под собой творческий подход, одобренный советской педагогикой.
Ну а что же сами дети? У детей подход к спичкам был не менее творческий, но вряд ли он получил бы одобрение взрослых, поэтому большинство игр со спичками проводилось где-нибудь вдалеке от родителей и прочих взрослых :)
Пожалуй, к самому безобидному использованию спичек можно было отнести те самодельные "спичечные" телефоны, которые делали из двух коробков или капроновых крышек от банок. Устройство было очень простым: два коробка, в которых делалась небольшая прорезь, соединялись натянутой нитью. Нитка закреплялась на спичке, спичка помещалась в прорезь. Коробки брали в руки и расходились так, чтобы нитка натянулась - все, можно разговаривать!
Неважно, что связь оставляла желать лучшего, что нитка часто рвалась, да и диапазон звуковой волны был очень ограниченным - это была классная рация/телефон, благодаря которой дворовые игры обретали неповторимый колорит :))
Пожалуй, таким же безобидным было и использование спичечных коробков: девчонки любили делать из них мини-комодики для всяких мелочей или мебель для кукольных комнат. Мальчишки, кстати, тоже порой не гнушались клеить себе такие "органайзеры", т.к. в них удобно было хранить всякие кнопки-скрепки, винтики-гвоздики и мелкие радиодетали.
Все остальное использование спичек относилось к тем вариантам, которые взрослые совершенно точно не одобрили бы. Наверняка все помнят распространенное подъездное хулиганство по "приклеиванию" спичек к потолку? Не все знают, как можно добиться того, чтобы спичка сцепилась с побелкой, а когда теория этого секрета кем-нибудь раскрывалась, то, конечно же, сразу хотелось проверить его работоспособность на практике... Этот вид "спичковредительства", кстати, и до сих пор еще встречается в довольно широких масштабах.
Не менее распространенной игрой со спичками было соревнование "зажги огонь от чего-нибудь, для этого не предназначенного". Школьники соревновались друг с другом, чиркая спички о шершавые стены, обо асфальт, о ступеньки, кафель и т.д. Кому удастся зажечь больше спичек - тот Прометей победитель :) Был и еще один вид "соревнований", когда одной рукой держишь коробок и спичку, а другой - изо всех сил щелкаешь, чтобы отправить спичку в полет: она должна была не только загореться в полете, но и улететь дальше спички противника.
Из деревянных прищепок мастерили "спичкострелы", из иголок и листа бумаги - прицельно летающие дротики, а уж сколько существовало вариантов изготовления различных "поджигов"... Нередко в ход могли идти не сами спички, а "сера" - горючее вещество, которым обмазывалась головка спички. Серу соскребали, получая своеобразный "детский порох", который и шел в ход для различных пиротехнических экспериментов.
Большая часть таких забав сводилась к тому, чтобы серой (иногда в смеси с другими популярными веществами вроде марганцовки, селитры или магниевой стружки) набить какой-нибудь полый предмет и "подорвать" его. В ход шли деревянные катушки от ниток, болты и гайки, пустые аптечные пузырьки и даже самая обычная бумага, из которой скручивали "ракету" и, заполнив ее "спичечным топливом", поджигали и отправляли в полет. Впрочем, иногда роль ракеты выполняла и сама спичка, обернутая фольгой и помещенная на какую-нибудь подставку...
Игр со спичками, как безобидных, так и не очень, существовало много, и никакие предупреждающие плакаты не могли остановить советского ребенка в его стремлении превратить копеечный товар в занимательную игрушку. Если у вас были какие-нибудь собственные любимые детские игры со спичками - поделитесь в комментариях.
****************************************************
Прыжковые игры советских девчонок