Найти тему
Иван Жилин

Persona 5: скрепы по-японски

Недавно озвученное решение нашего правительства оказывать финансовую поддержку патриотическим играм вызвало вполне закономерную волну издёвок со стороны геймдева, и трудно кого-то в этом обвинять. В конце концов, аналогичные программы в кинематографе давно показали, что эффективность таких вложений с точки зрения культуры весьма низка.

То есть российская специфика, ну и вообще уровень понимания патриотизма со стороны государственных структур, действительно заставляют предположить, что результатом финансирования будет в лучшем случае что-нибудь смешное. Но мне хочется обратить внимание, что на самом деле (оказывается!) в наше время вполне себе существуют прекрасно сделанные игры если не прямо патриотического характера, то уж дидактического - точно. Не то, чтобы они вдалбливают в игрока героическое прошлое страны, но настойчиво рассказывают, как именно надо любить Родину и вообще делать жизнь с кого.

Естественно, эти игры делаются без государственной поддержки, и, конечно, не в России. Делают их в Японии. Строго говоря, я не уверен, что в данном случае "игры" уместно употреблять во множественном числе, я наткнулся только на одну. Это именно та игра, которая вынесена в заголовок, JRPG для четвёртой Playstation Persona 5.

Сразу обозначу своё отношение к JRPG вообще - мы с ними живём если не в параллельных мирах, то на сильно разных широтах и долготах. Не то, чтобы я часто пытался, но "заходят" мне крайне редкие экземпляры жанра. Как показатель, оригинальную Final Fantasy VII я бросил через относительно небольшое время после гибели сами понимаете кого (не буду спойлерить, а то вдруг кто внезапно не в курсе). Из того, что довёл до конца, кроме второй "Грандии" на Dreamcast ничего и не вспомнишь.

Но Persona 5 чем-то зацепила. Игру, в которой Простой Японский Школьник получает способность проникать в сознание глубоко порочных людей, побеждать их внутренних демонов с помощью других демонов и заставлять публично сознаваться в преступлениях, вряд ли можно назвать сколько-нибудь реалистичной, но в эту историю почему-то веришь.

Я в Токио вообще-то не был, но опять же ощущение погружения в мир возникает
Я в Токио вообще-то не был, но опять же ощущение погружения в мир возникает

Дело тут, конечно, не в демонах, а в антураже. Действие происходит в Токио, и (внимание!) Простой Японский Школьник живёт довольно обыденной жизнью. Тут и начинается дидактический момент: наш герой ходит в школу. Почти каждый день (кроме воскресенья и довольно непродолжительных по сравнению с нашими каникул) он рано просыпается и едет на метро в школу. Спасать мир, погружаясь в душу преступников и моральных уродов, можно только после школы. При этом игра регулярно заставляет учится, напоминает, что надо рано ложится спать, а уж во время экзаменов какие-то ещё активности вовсе закрываются - ведь не может быть ничего важнее!

Параллельно нам рассказывают о том, что долгом для гражданина является борьба с несправедливостью, которую творит твоя страна, чтобы она (страна) стала лучше; естественно, в сюжет включён околоправительственный заговор. Есть и спасение девочки-хиккикомори от самой себя и дискуссия о том, может ли человек брать на себя карательные функции государства - бороться с преступностью. Есть много элементов традиционной японской культуры - на случай, если аудитория слишком американизировалась. Игра, где-то в рамках сюжета, где-то даже на уровне механик постоянно рассказывает, каким должен быть настоящий и правильный японский школьник, вколачивая в подкорку нужные скрепы.

Естественно, это всё подаётся с положенными свистелками и перделками. Это красиво и ярко нарисовано, а забавная боевая система оформлена картами таро и основана на покемонного типа сборе демонов (тут их называют персоны). И, конечно, в комплект входит огромное количество тянок - прямо с первого же приключения к партии присоединяется блондиночка с третьим размером (хотя и тут авторы отдали некоторую дань реализму - девушка феерически тупа. Она красивая, хорошая, добрая и вообще, но абсолютно пустая). Здесь, кстати, моё восхищение внушением разумного-доброго-вечного столкнулось с неожиданностью: оказалось, что в Persona 5 можно романсить не только девчонок из школы, но и взрослых вайфу, которых герой встречает по ходу сюжета. И ладно бы только докторшу и журналистку, но и свою учительницу, что уж прямо совсем странно. Но либо для японских скреп это нормально, либо законы встраиваемых в JRPG элементов dating-sim никакая дидактическая ценность не перешибёт.

Опять же в рамках программы умеренного реализма авторы решили, что блондинка всё же должна быть на четверть американкой.
Опять же в рамках программы умеренного реализма авторы решили, что блондинка всё же должна быть на четверть американкой.

Игру я ещё не прошёл (у меня там пока сделано то ли четыре, то ли пять смертных грехов) и не исключено, что я найду там ещё поводы для разочарования в нравоучительности игры. Но это, собственно, не важно, я же не обзор пишу (хотя не могу не упомянуть, что Persona 5 нередко называлась одной из лучших игр на четвёртой ПС вообще и лучшей JRPG в частности). Важно то, что на самом деле есть масса способов сделать игру, которая заодно научит подрастающее поколение чему-нибудь кроме того, чем контрятся гидралиски. Но ключевое слово тут заодно. Всё же первым делом - гидралиски.