Однажды меня заинтересовал вопрос: какова была судьба донского флота, построенного на судоверфях Воронежа в 1695-1696 гг.? Азов взяли, а что флот? Использовался ли он еще где-либо после второго Азовского похода Петра I??
Молодой царь Петр поставил цель добиться выхода к морю, которое связало бы Россию с Европой. Пока, на момент прихода Петра I к власти, наша внешняя торговля велась через порт Архангельск и из-за короткого периода навигации даже не была круглогодичной.
Молодой царь Петр в начале своего правления поставил цель добиться выхода к морю, связывающему Россию с Европой.
До Великого посольства 1697-1698 гг. Петр рассчитывал добиться выхода к Черному морю. Ради этой цели в 1695 г. Петр I году он совершил поход на турецкую крепость Азов. Поход оказался неудачным, т.к. город одними только силами пехоты, без штурма с моря, взять не удалось.
Значит, нужен флот. И вот в Воронеже царь велел строить суда <на реке Воронеж, вблизи ее впадения в Дон>. Началось строительство первого русского флота.
После неудачного похода на Азов 1695 года в Воронеже началось строительство первого русского флота.
На строительства флота было согнано 25 тысяч крестьян. Нашлась и гавань - Таганрог, где начали возводить порт. Строительство продолжалось даже зимой, а она в тот год выдалась суровой. Царь лично присутствовал на строительстве.
Корабли строили по голландским моделям. Уже к весне 1696 года построили два корабля (прама), два галеаса, 23 галеры и 4 брандера. Платили за строительство духовенство, бояре и посадские люди, на которых Петр разложил издержки: денег-то в казне не хватало.
В 1696 году был предпринят второй поход на Азов, на этот раз увенчавшийся успехом. Город был взят.
Второй поход Петра I на Азов 1696 года увенчался успехом: город был взят.
К сожалению, цель - прорубить окно в Европу - в Азовских походах достигнута не была: Черное море полностью находилось под контролем Османской империи. Петр, видя преимущества флота, продолжал строительство кораблей на воронежских верфях в 1697-1699 гг.
Впрочем, вернувшись из Великого посольства, он приступил к строительству Балтийского флота и подготовке к Северной войне (1700-1721 гг.). Нашлись союзники для борьбы со Швецией, появились возможности для завоевания балтийского берега. "Окно в Европу" будет прорублено там. Корабли на этот раз частично были закуплены за границей, а частично построены их в России; в Петербурге и Архангельске.
В 1711 году в ходе Северной войны после неудачного Прутского похода пришлось Петру отдать Азов туркам и разрушить крепость Таганрог. Азов будет возвращен России почти через 30 лет, по Белградскому миру 1739 г. в период правления Анны Иоанновны.
А что донской флот? Корабли быстро приходили в негодность. Среди причин называют излишне быструю постройку, сырой лес, который брали для кораблей, а также нанесенные при проводе кораблей через мелководное устье Дона повреждения. Дело в том, что первые суда оказались столь громоздки и неповоротливы, что их разобрали и сухим путем провезли до Черкасска, а там уже собрали и спустили на воду. Во всяком случае, в 1710 году, когда Турция объявила войну, в Таганроге нашлось только 5 пригодных кораблей, 1 фрегат, 2 шнявы (двухмачтовое судно) и 1 тялка (голландский тип грузового парусного судна).
Так какова была судьба донского флота Петра I? Разрушился (увы). А жаль. Столько сил, столько жизней было положено на его создание.