Найти тему
Lost Art

Тайна Пикассо на дне океана ("Художник" (1963) - Пабло Пикассо; уничтожена в авиакатастрофе 1998 г.)

Пабло Пикассо - «Художник» (1963 год), коллотипный оттиск
Пабло Пикассо - «Художник» (1963 год), коллотипный оттиск

Авиакатастрофа самолета Swissair MD-11 рейса 111 под Галифаксом (Канада) 2 сентября 1998 года является одной из крупнейших катастроф в истории гражданской авиации. В ее результате погибли все 229 человек, находившиеся на борту. Расследование трагедии заняло четыре года. В нем приняло участие несколько тысяч человек, включая огромное количество аквалангистов, занимавшихся поиском обломков самолета и тел погибших на дне океана. В результате были выявлены настолько чудовищно нелепые причины аварии, что многие до сих пор не могут в них поверить.

Рейс 111 следовал по своему регулярному маршруту Нью-Йорк – Женева. Этот рейс имел неофициальное название «Шаттл ООН», так как он пользовался большой популярностью среди сотрудников ООН, перемещавшихся между двумя основным офисами в Нью-Йорке и Женеве. Так и на рейсе 2 сентября 1998 года было много высокопоставленных членов организации. А еще там был груз, включавший в себя 50 килограммов наличных денег, более килограмма бриллиантов и несколько килограммов иных драгоценностей.

Через 52 минуты после взлета, когда самолет летел вдоль канадского побережья, экипаж почувствовал запах гари. Через 3 минуты в кабине пилотов появился дым. Еще через 12 минут все системы самолета, включая связь и бортовые самописцы, вышли из строя. Шесть минут спустя самолет рухнул в океан в 8 километрах от берега. Невозможно установить, что происходило в те шесть минут, когда с самолетом не было никакой связи, но предположительно до самой последней секунды оба пилота находились в сознании и пытались избежать катастрофы.

В качестве причины аварии был назван пожар на борту, возникший в результате короткого замыкания в новой системе развлечений, установленной для пассажиров бизнес-класса. Это сейчас подобные системы установлены в каждом пассажирском кресле самолетов, выполняющих длинные перелеты. В то время они только появлялись. Возникшая электрическая дуга воспламенила изоляционный материал, и пламя быстро, но незаметно для глаз, начало распространяться под обшивкой самолета и вскоре привело к отключению всех его систем.

Удар о воду был такой разрушительной силы, что из 229 пассажиров только одного получилось опознать визуально. И все же спасателям за 15 месяцев поисков удалось найти и доставить на сушу более 98% обломков самолета, а также останки всех погибших. Однако ни денег, ни иных драгоценностей обнаружено не было. Это при том, что ценный груз перевозился в специальном алюминиевом контейнере.

Также в результате катастрофы погибла картина Пабло Пикассо «Художник». По сообщениям СМИ было найдено только 20 квадратных сантиметров картины. Впрочем, эти сообщения не вызывают большого доверия.

Удивительно, что с момент катастрофы прошло больше 20 лет, но она до сих пор остается окутанной множеством легенд и домыслов. Отчасти это понятно: сложно поверить, что столько людей погибло, а денег и драгоценностей на несколько сотен миллионов долларов пропало в результате нелепого стечения обстоятельств. Хотя, скорее всего, это было именно так. Но ни у кого не возникает сомнений, что в результате трагедии была утеряна приведенная выше работа Пикассо стоимостью более полутора миллиона долларов. Хотя это точно не так.

В Swissair не раскрыли, кто из пассажиров взял с собой на борт картину «Художник». Они лишь сообщили, что по неясным причинам картина не была помещена в специальный отдел с особо ценным грузом, а перевозилась в обычной деревянной раме вместе с остальным багажом. При этом заявленная цена картины была 1.5 миллиона долларов. Но это была просто цифра, указанная при отправке картины, которая совсем не обязательно имела какую-либо связь с ее реальной ценой.

В СМИ сразу раздули историю, заявив, что картина была за два года до этого продана на аукционе Сотбис за почти миллион долларов. Действительно, в 1996 году картина Пабло Пикассо «Художник» была продана на аукционе за 867 тысяч долларов. Вот только за один лишь 1963 год Пикассо создал минимум шесть полотен под названием «Художник». В Середине 60-х он был поглощен темой «художник за работой» и почти ничего больше не рисовал кроме художника за холстом с моделью, с обнаженной моделью, со слишком обнаженной моделью, без модели.

Работа, которая обычно указывается в качестве погибшей в результате авиакатастрофы, на самом деле, является так называемым коллотипным оттиском. В конце 19 века – коллотипная печать представляла собой передовой способ копирования изображений, а в середине 20 века ее использовали некоторые художники для создания ограниченного тиража уникальных произведений. Одним из созданных Пикассо коллотипов была картина «Художник». Всего было создано 350 оттисков с оригинальной подписью Пикассо. Только стоят такие работы не несколько миллионов, а лишь пару десятков тысяч долларов. Прямо сейчас в интернете можно найти сайты, предлагающие их на продажу.

Так что же в итоге пропало в результате крушения? Если пропала именно та картина, репродукция которой везде приводится, не стоит отчаиваться – осталось еще 349 ее оригиналов. Если нет, то, возможно, мы так никогда и не узнаем, как выглядела пропавшая работа, принадлежала ли она на самом деле Пикассо и стоила ли свои полтора миллиона долларов.

Коллотипный вариант «Художника» – возможно, один из самых трогательных и проникновенных примеров работ Пикассо, созданных им в 60-е годы на эту тему. Художник выступает на черном фоне, своим творчеством словно создавая свет вокруг себя и будущей картины. Холст, за которым он работает, изображен со спины и скорее напоминает окно на улицу. Лицо и движения художника сосредоточены и спокойны, он работает с полным осознанием своей правоты. Преобладающий синий цвет картины ассоциативно отсылает к синему периоду Пикассо. Но если шестьдесят лет назад это был цвет депрессии и меланхолии, то теперь это цвет Пикассо-художника, каким художник был шестьдесят лет назад: молодым и достаточно самоуверенным, чтобы изменить представления миллионов об искусстве.