У Анастасии Петровны было две дочери. Обе вышли замуж, жили отдельно и имели по одному ребенку. Но если у Веры, старшей дочери, в семье все было хорошо, то у Светланы личная жизнь не складывалась. К тридцати пяти годам она дважды выходила замуж и разводилась. А потом и вовсе покатилась по наклонной…
Впрочем, расскажем все с самого начала.
Непутевая младшая дочь
Первый муж ушел от Светланы к ее подружке, но, как он считал, компенсировал ущерб, оставив общую однокомнатную квартиру бывшей жене. Девушка очень тяжело перенесла предательство близких людей и уже тогда начала выпивать, заливая горе. Второй муж Светланы и сам был любителем горячительных напитков, поэтому в доме часто собирались шумные компании.
Рождение сына на какое-то время заставило Светлану отказаться от выпивки. Они с мужем стали больше времени проводить с ребенком, заниматься домашними делами. Мать, Анастасия Петровна, не могла нарадоваться.
Когда сыну исполнилось шесть лет, Светлана узнала, что у ее мужа роман на стороне, и выгнала его из дома. Оставшись одна с ребенком, женщина принялась за старое: в доме появились друзья, которые за бутылкой сочувствовали ей и, как они считали, оказывали поддержку. За прогулы Светлану уволили с работы, и она еще больше запила, забывая заботиться о маленьком сыне.
Чтобы ребенка не забрали в детский дом, Анастасия Петровна взяла его к себе. Но когда у Светланы все-таки случались просветления и она устраивалась на работу, то забирала Володю обратно.
Жизнь на новом месте
Вера с сестрой почти не общалась – злилась на нее и переживала, что та убивает мать своим поведением. Большим ударом, подорвавшим и без того слабое здоровье старушки, стала новость о том, что Светлана продает свою однокомнатную квартиру в Москве и покупает небольшую «однушку» в Подмосковье. Мать очень переживала, что дочь обманут при сделке и та с сыном окажется на улице.
Но ничего страшного не произошло. Наоборот, Светлана верила, что на новом месте уже не попадет под влияние дурной компании, и даже обещала матери не назвать нового места жительства своим бывшим собутыльникам. Какое-то время она действительно держала себя в руках и даже вышла на работу – продавцом в небольшую палатку рядом с домом. Володю женщина перевела в другую школу, и он стал реже гостить у бабушки.
Но продержалась Светлана совсем недолго: через пару месяцев она нашла другую компанию и стала выпивать не только дома, но и на рабочем месте. Застукав продавщицу нетрезвой, владелец торговой точки сразу же ее уволил. Получив небольшой расчет, женщина опять ушла в запой.
Когда Анастасия Петровна звонила внуку, он жаловался, что дома нечего есть, а мать бросает его одного и не приходит ночевать. В один из таких запоев бабушка забрала ребенка к себе, оставив дочери записку. Но Светлана даже не удосужилась перезвонить, чтобы поинтересоваться судьбой сына.
«Сын пойдет по стопам матери»
В том, что мать стала часто болеть, Вера винила младшую сестру, поэтому настояла на том, чтобы Анастасия Петровна официально лишила спившуюся дочь наследства. Та сначала не соглашалась, но потом все-таки сходила в нотариальную контору, где составили нужный документ. Пожилая женщина также пожелала составить завещание и отписать свою квартиру старшей дочери и Володе. Но Вера ее отговорила, заявив, что непутевая мать все отберет у сына и пропьет.
Причина была еще и в том, что у Веры не сложились отношения с Володей: она считала его грубым и невоспитанным и считала, что он пойдет по стопам своей матери. Хотя к бабушке парень всегда относился хорошо, а мать защищал только в ответ на нападки тетки.
Когда бабушка в очередной раз тяжело заболела, Вера решила определить племянника в детский дом. Но так как его мать не была лишена родительских прав, у нее ничего не получилось. Вера не сдалась и, собрав нужные справки, с помощью знакомых определила племянника в школу-интернат, пообещав матери, что ее внук сможет приходить домой в выходные дни.
Анастасии Петровне с каждым днем становилось все хуже, и вскорости она умерла.
Наследством пришлось поделиться
После похорон Вера обратилась в нотариальную контору, чтобы принять наследство. Поскольку младшая дочь была лишена наследства еще при жизни матери, Вера была уверена, что все имущество достанется ей. Так бы и произошло, если бык нотариусу в сопровождении представителя органов опеки не пришел Владимир и не заявил о своих правах. Сам внук вряд ли бы решился, но об этом позаботились в интернате, узнав историю Володи. Педагоги опасались, что пьющая мать может оставить сына без крыши над головой, поэтому посчитали, что наследство бабушки ему будет в жизни подмогой.
По закону, согласно ст. 1148 ГК РФ (Наследование нетрудоспособными иждивенцами наследодателя) внук может получить долю в наследстве, если находился на иждивении умершей бабушки и проживал с ней совместно более года. Иждивенцу полагается обязательная доля в наследстве независимо от имеющегося завещания (ст. 1149 ГК РФ).
В других условиях Владимир не мог бы стать наследником бабушки после смерти матери, так как она была лишена этого права. Но в сложившейся ситуации он действительно находился на иждивении у Анастасии Петровны, и ему как обязательному наследнику была положена ¼ доли в наследственном имуществе бабушки. То есть половина той доли, которая бы полагалась его матери, если бы она не была лишена наследства.
Володина тетка Вера была очень недовольна, конечно, что придется делиться материнской квартирой, но ничего сделать не смогла – закон есть закон. А уж каким человеком вырастет Владимир, пойдет ли по стопам матери и как распорядится своей долей, покажет время.
«Ваш дом стоит на нашем участке!» Как пенсионеры стали захватчиками поневоле
Осторожно, маткапитал! Почему покупку нашей квартиры признали недействительной и мы ее потеряли
Как я ухаживала за пожилой родственницей, а квартиру в наследство получила ее родная сестра
Подписывайтесь на канал МИР КВАРТИР, чтобы не пропустить важное в недвижимости