Найти тему
Фотосклад.Эксперт

«Меня кинули»: как фотографу избежать обмана клиентов

Оглавление

В работе фотографа многое построено на доверии. Вы с клиентом выбираете студию, бронируете, договариваетесь о цене. Всё держится на честном слове, как правило. В таких условиях найдутся те, кто этим воспользуются: не заплатят, нарушат договоренности или просто не приедут на съемку, потому что вдруг так захотелось. Мы взяли 6 ситуаций, когда заказчики обманывают начинающих фотографов, и разобрались, что можно сделать, чтобы в будущем не потерять время, нервы и деньги.

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Клиент просит забронировать студию

Часто фотографа просят, не предлагая предоплату, зарезервировать зал самостоятельно. Новичку, у которого это первые «денежные» съемки, отказаться сложно. Хочется угодить заказчику, показать сервис. В итоге вы приходите на съемку, а клиент вдруг пропадает, либо отказывается платить за студию, самовольно включая стоимость зала в ваш гонорар.

У меня было две такие ситуации. В первый раз я повелась, потому что это был именно первый раз: опыта нет, а клиент забрасывал обещаниями и подчеркивал, что точно-точно придет и не кинет. В итоге меньше чем за сутки он отказался от съемки. Тогда все закончилось хорошо: мне удалось выдернуть подругу, которая оплатила зал. Да, съемка была бесплатной, но я хотя бы не ушла в минус из-за чужой необязательности
— Автор

Как не быть обманутым:

  1. Настаивайте, чтобы клиент бронировал студию сам или просите предоплату в полную стоимость зала. Сошлитесь на то, что зал нужно оплатить сразу же онлайн.
  2. Оговаривайте и подчеркивайте заранее, что бронь студии не входит в ваш гонорар или, наоборот, включите эту услугу в ваш прайс.
Час такой ошибки будет стоить около тысячи за аренду средненького по наполнению и качеству зала. Но сумма растет в разы, если вы бронировали студию премиум-сегмента или арендовали зал на несколько часов. Фото: pixabay.com
Час такой ошибки будет стоить около тысячи за аренду средненького по наполнению и качеству зала. Но сумма растет в разы, если вы бронировали студию премиум-сегмента или арендовали зал на несколько часов. Фото: pixabay.com

Кажется, проще отказаться платить за зал, ведь вы не виноваты. Но часто студии ведут список недобросовестных арендаторов, и вы больше не сможете от своего имени забронировать там помещение. Кроме того, существуют закрытые группы «ВКонтакте», где студии города делятся аккаунтами таких клиентов.

Второй случай произошел через несколько лет. Клиент активно шел на контакт, обсуждал идею, одобрял залы. Поэтому, когда встал вопрос о студии, я как-то автоматически согласилась забронировать ее сама. Одно дело, если человек вызывает подозрения, вы никогда не виделись, а мы, пусть и мельком, но были знакомы вживую. В день съемки он не появлялся в соцсетях и, естественно, не отвечал на сообщения там. Меня это насторожило, но не настолько, чтобы не приехать на съемку: есть клиенты, которые редко бывают онлайн, но им это не мешает приезжать куда и когда нужно. В итоге я до него так и не дозвонилась, заплатила тысячу за зал и уехала домой под сочувственные взгляды сотрудников студии
— Автор

Клиент требует исходники

Заказчик просит отобрать снимки, отказывается платить, ссылаясь на плохое качество, но выставляет фотографии. Похожий вариант, когда прайс фотографа складывается из определенного количества обработанных снимков, но клиент использует исходники сверхоговоренного, не заплатив за них.

Как не быть обманутым:

  1. Защищайте фотографии объемными водяными знаками.
  2. Пересылайте не RAW-файлы, а только сжатые JPEG. Камеры позволяют фотографировать сразу в двух форматах — RAW и JPEG. Причем вы можете сразу выбрать минимальное разрешение второго, чтобы файлы занимали меньше места и вам не пришлось ужимать их для отправки заказчику через конвертеры.
  3. Просите полную оплату работы сразу после съемки. Не ждите, что клиент предложит сам: именно вы заинтересованы получить деньги как можно раньше.

Клиент не пришел на съемку

Заказчик пропадает, не выходит на связь и не появляется в оговоренном месте либо отменяет съемку в последний момент. Вы тратитесь на дорогу, срываются планы на день. И теряются деньги: время, которое человек у вас забрал, могло быть занято другим клиентом.

Как не быть обманутым:

  1. Возьмите предоплату. Если стесняетесь брать полную сумму, попросите половину или треть.
  2. Не только возьмите полную предоплату, но и предупредите, что в случае отмены брони она не возвращается. Это дает заказчику дополнительный стимул соблюсти договоренность.
Если у человека случился форс-мажор и вы не хотите терять клиента, предложите перенести съемку на другое время, например, в течение месяца. Фото: pixabay.com
Если у человека случился форс-мажор и вы не хотите терять клиента, предложите перенести съемку на другое время, например, в течение месяца. Фото: pixabay.com

Клиент отказывается платить

Съемка прошла, а заказчик говорит, что заплатит чуть позже или когда получит результат. В итоге клиент пропадает, а вы остаетесь с ненужными исходниками или — в худшем случае — отправляете готовые фотографии, а деньги так и не поступают.

Как не быть обманутым:

  1. Берите предоплату, а остаток — сразу после съемки. Заранее обговорите этот момент, чтобы для заказчика он не стал неожиданностью.
  2. Если вы договорились об оплате позже, не начинайте ретушь до тех пор, пока не придут деньги, и не ведитесь на уговоры, что вас точно не бросят, «просто увидеть результат не терпится да побыстрее».

Клиент запрещает использовать снимки в портфолио

Вы проводите съемку и предупреждаете, что снимки будут размещены на сайте или в соцсетях, либо не обговариваете этот момент, а в итоге клиент запрещает использовать все кадры или часть снимков серии.

Со мной такое случалось дважды, когда я снимала откровенные фотосеты для девушек. Естественно, мне было интересно выставить в портфолио фотографии, чтобы показать, как я работаю в этом жанре. В обоих случаях уже постфактум, после того, как девушки получали обработанные снимки, я слышала одно и то же: «Не выставляй, пожалуйста, кадры, у меня ревнивый молодой человек». Первая девушка разрешила опубликовать только фото в одежде, которые никак не отражали жанр, а также отправлять снимки, если нужно, на конкурсы. Вторая разрешила опубликовать «одобренные» ее парнем кадры, а остальные просила обрезать, чтобы «нигде ничего не было видно». Звучит как компромисс, но, если фотография уже полностью готова, она не просто выглядит именно так — у нее есть композиция
— Автор

Как не быть обманутым:

  1. Заранее уточните, нужна ли клиенту приватная съемка. Многие фотографы делают фотосессии «в стол» по увеличенному на 50% прайсу.
  2. Заключайте договор, где прописаны все условия. Если заказчик поставит подпись в документе, где соглашается на распространение своих изображений, то после едва ли у него будут претензии.
Несмотря на то что вы будете правы по договору, это не может помешать человеку очернить вас в соцсетях, больше никогда не прийти к вам и отвадить своих друзей и знакомых. Вы можете поступиться принципами, чтобы сохранить клиента и хорошее впечатление о себе. Попросите хороший отзыв в качестве компенсации. Фото: pixabay.com
Несмотря на то что вы будете правы по договору, это не может помешать человеку очернить вас в соцсетях, больше никогда не прийти к вам и отвадить своих друзей и знакомых. Вы можете поступиться принципами, чтобы сохранить клиента и хорошее впечатление о себе. Попросите хороший отзыв в качестве компенсации. Фото: pixabay.com
  1. Если вы платите модели за съемку, то имеете право выставлять фотографии, несмотря на ее нежелание (статья 152.1 ГК РФ «Охрана изображения гражданина»). Но, если планируете продавать фото на стоках, передавать права на снимок по лицензии, использовать в рекламе — нужен договор, где модель дает вам право использовать снимки.
  2. То, что вам заплатили за съемку, не значит, что авторские права перешли к заказчику. Вы владеете изображением как автор (статья 1228 ГК РФ «Автор результата интеллектуальной деятельности»). Получается, вы также можете запретить заказчику использовать в коммерческих целях сделанные вами фотографии.

Клиент использовал ваши снимки для рекламы

Вы провели стандартную съемку, а потом увидели свои фотографии на мерче, билбордах или в другой рекламе.

Если вы не заключали договор, где временно или навсегда передавали право на использование снимков, фотография принадлежит вам. Оплата заказчиком вашей работы и даже покупка RAW-ов не означает отчуждение прав.

Как не быть обманутым:

  1. Вы можете подать в суд, запросить компенсацию за нарушение авторских прав, а также заставить заказчика убрать рекламу, где используют ваши снимки.
  2. Чтобы не доводить дело до суда, сразу заключайте договор. Отчуждение авторских прав может стоить дорого, так что если заказчик указал этот пункт в документе, то вы вправе существенно поднять прайс.

*****

P.S. Считается, клиент рискует больше исполнителя. Но о любом косяке фотографа можно протрубить через соцсети на огромную аудиторию, выставить низкий рейтинг на сайте фриланса, пожаловаться на аккаунт вместе с друзьями, чтобы его забанили за мошенничество.

Представить ситуацию, где клиента банят все фотографы города и он больше никогда не получает съемку, невозможно. И его обещания — ничем не подкрепленные слова, сказанные в интернете или по телефону. Только вы можете сделать свою работу комфортной и безопасной: обговаривайте всё заранее, подтверждайте через переписки в соцсетях (мало ли дело дойдет до суда) и заключайте договоры, где прописывайте все нужные вам условия.

Автор: Лиза Чечевица

Подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе всего интересного, что происходит в мире фототехники, смартфонов и гаджетов.

Читать также:

Tamron анонсировала два компактных объектива для беззеркальных камер Sony

Как фотографу найти клиентов: советы тех, кто смог

Sony открыла в России предзаказ на полнокадровую камеру FX3 Cinema Line