#хакнем_посты (рубрика для размещения постов подписчиков).
Хотите опубликовать свой пост в «Хакнем»? Напишите нам на почту: story@haknem.com
Посещая галереи и выставки современного искусства, далёкий от искусства человек всё чаще и чаще задаётся вопросами, почему нечто столь уродливое, как современное искусство, вообще является искусством? Почему Пабло Пикассо с его цветными треугольниками и квадратами стоит миллионы евро, а дерево Пола Маккарти считают чем-то восхитительно-забавным?
Обращаясь к искусству сквозь призму времени, можно заметить, что художники на протяжении очень долгого времени стремились запечатлеть нечто гротескное в человеческой натуре, чтобы неустанно напоминать о том, что есть нечто печально-злокачественное в природе нашего мира. Оно запечатлело не только физические недостатки, но и моральные, такое, как сквернословие в адрес женщин и мужское уродство, которое проявилось, когда нужно было передать страдания Христа на картинах.
Сравнивая красоту вещи с уродливым горшком, греки выделяли потенциально богатое внутреннее содержание вещей, а не только внешнюю составляющую.
В основании понимания человеком искусства лежит классическое понимание гармонии и красоты. За первые 30 секунд, которые человек тратит на просмотр представленного произведения, он знакомится только с формой, которая, по сути своей, определяет то, понравится ли человеку объект в целом. На интуитивном уровне зритель выбирает картины с приятными симметричными лицами и гармоничными, сочетающимися между собой цветами.
Привлекательные формы и хорошо подобранные цвета зачастую способны отвлечь человека от основной сути происходящего в картине, есть риск того, что человек не поймёт основной идеи, заложенной художником. Прекрасные образы наполняют массовую культуру, становясь чем-то более обыденным, теряя свою изначальную идею и становясь лишь сладким видением.
Рассматривая картину Питера Класа «Натюрморт с жаровней, сельдью, устрицами и курительной трубкой» и начиная её анализировать, обыватель может сказать, что она красива и на ней изображён чей-то обед.
Однако заложенные в картине коды того времени, которые для обычного человека непонятны, говорят об ином: натюрморт рассказывает о боге и человеке. Глиняная трубка намекает на стихию Земли и приземлённости человека, рыба – символ Христа, открытая устрица – символ открытой души человека, а бокал с вином олицетворял причастие. В картине можно прочитать идею близости человека к Богу, его открытость перед Властителем. Визуальный стиль и гармония отвлекают и заставляют человека забыть об изначальном замысле.
Со временем реальность и окружающий мир изменился: с ростом городов и проникновением техники в быт и работу, оттенок неестественности человеческого мира становился всё заметнее. Люди начали выстраивать границы, разделяя искусство на красивое и уродливое. Причиной тому стало нежелание углубляться в идею автора, находя внешнюю красоту достаточно удовлетворительной для эстетических вкусов. Поэтому художники стали использовать куда более провокативные способы, чтобы добиться от зрителя какой-то мысли о смысле происходящего.
Если в картине присутствует дисгармония, цветовой диссонанс или негативный подтекст, то это способно вызвать в человеке отторжение и непринятие. Картины, на которых изображены наглядные недостатки людей или нарочито гротескные статуи зачастую не несут в себе смысла показать уродство, как таковое – через отталкивающие элементы автор стремится вызвать определённые эмоции, реакцию на заложенную им изначально идею.
Каждое произведение искусства является воплощённой в материале и физической форме идеей. И зачастую сам художник не стремится создать что-то абстрактное и непонятное не для зрителя, он создаёт это для самого себя, раскрывая мысль так, как она пришла ему в голову. Задача зрителя в этот момент – погрузиться в происходящее, испытать эмоцию и понять изначальную идею, задаться вопросом "Для чего?"
Идея, как таковая, не обязана быть красивой и зачастую у художника есть причина, чтобы изобразить его таким, каким оно предстаёт перед зрителем.
Основная концепция искусства, как такового – это то, что оно никому ничего не должно.
Оно бесконечно и беспредельно, способно раскрывать те или иные проблемы под определённым углом или же просто показать взгляд определённого человека на мир. Именно в искусстве не должно быть никаких границ, чтобы оно было отрешённым от человека и вместе с тем близко настолько, насколько возможно.
Автор: Анастасия, искусствовед-теоретик.