Найти тему
Строительный мир

Трижды взорвана и трижды восстановлена: как рождалась и возрождалась одна из старейших ГЭС России

Оглавление

В конце 19 столетия для нужд горнодобывающей промышленности на территории Российской империи появляются первые гидроэлектростанции. В то же время возникает целый ряд предложений о строительстве таких объектов в разных регионах, включая Северный Кавказ, где для этих целей планировалось использовать реку Баксан, берущую свое начало со склонов Эльбруса.

© Moneycantbuy / CC BY-SA 4.0 (Река Баксан возле п. Терскол, Кабардино-Балкария)
© Moneycantbuy / CC BY-SA 4.0 (Река Баксан возле п. Терскол, Кабардино-Балкария)

К 1911 году был подготовлен предварительный проект. Предполагалось, что будущая ГЭС позволит электрифицировать частную Владикавказскую железную дорогу, общая протяженность которой к тому времени составляла около 2,5 тыс. км.

Через семь лет в летний период была организована изыскательская экспедиция под руководством Евгения Николаевича Кутейникова, занимавшего с 1905 года пост начальника электроотдела Управления Кавказских минеральных вод и курировавшего несколько значимых строек в регионе.

© public domain (Схема Владикавказской железной дороги в 1899 г.)
© public domain (Схема Владикавказской железной дороги в 1899 г.)

Именно он и должен был подготовить окончательный проект будущей гидроэлектростанции, однако в сентябре экспедиция столкнулась с местными бандами, и инженер был убит. В тот же месяц Владикавказская железная дорога оказалась в собственности нового государства — РСФСР, и над судьбой проекта нависла неизвестность.

Первое рождение

В феврале 1920 года была принята резолюция «О электрификации России» и создана Государственная комиссия, в состав которой вошло около 200 ученых и инженеров. За несколько месяцев они подготовили «План электрификации», утвержденный с рядом замечаний и дополнений СНК РСФСР ровно через год и вошедший в историю как план ГОЭЛРО.

© public domain
© public domain

Первоначально он предусматривал строительство в течение следующих четырнадцати лет 30 электростанций, треть из которых должны были составить ГЭС. Хотя В. И. Ленин сразу отметил, что по ходу план будет корректироваться и добавляться новыми объектами. Так в 1926 году утвердили уточненный план ГОЭЛРО, который предусматривал и возведение объекта в районе реки Баксан.

Через два года были проведены изыскания, а в середине весны 1930-го стартовали строительные работы. Изначально на площадке трудились в основном жители близ лежащей округи, которым явно не доставало опыта. При этом спецтехники практически не было и большинство работ проводили вручную.

© Saiga20K / CC BY-SA 3.0 (Схема Баксанской ГЭС)
© Saiga20K / CC BY-SA 3.0 (Схема Баксанской ГЭС)

Со временем на объект стали прибывать квалифицированные кадры со всей страны, принимавшие ранее участие в различных крупных проектах. Например, около 500 человек приехало со строившейся в те же годы Днепровской ГЭС. Все они не только вносили существенный вклад в возведение гидроэлектростанции в Кабардино-Балкарии, но и делились опытом с местными.

Руководство проектом осуществляло сразу несколько человек, включая Александра Васильевича Винтера, возглавлявшего до 1930-го Днепрострой, а позже ставшего начальником Главэнерго и заместителем наркома тяжелой промышленности СССР.

© public domain (А. В. Винтер (справа) на строительстве ДнепроГЭС, сентябрь 1932 г.)
© public domain (А. В. Винтер (справа) на строительстве ДнепроГЭС, сентябрь 1932 г.)

Проект Баксанской ГЭС оказался непростым. От села Заюкова до Кызбаруна-1 необходимо было возвести около 10 км деривационных сооружений — канал и три тоннеля; построить станционный узел и ряд других объектов. Также параллельно протягивали линии электропередач.

Первый гидроагрегат мощностью 8,3 МВт запустили осенью 1936 года, а через два месяца — второй. К 1938 году станция вышла на проектную мощность — 25 МВт. Так в Северокавказский регион пришла большая энергетика. В 1940 году был учрежден Баксанский энергокомбинат, в состав которого, помимо новой гидроэлектростанции, вошли Кисловодская ТЭЦ и Управление электросетями.

Дважды взорвана и восстановлена

В самом конце лета 1942 года, во время Великой Отечественной войны, немецкие войска оказались рядом с ГЭС. Эвакуировать оборудование в безопасные районы уже не было возможности, поэтому, чтобы противник не воспользовался объектом в своих целях, было принято решение частично повредить станцию.

Причем советские специалисты сделали настолько точные и хитрые расчеты, что напорные трубопроводы и плотину взорвали так, чтобы впоследствии, когда ГЭС удастся вернуть, можно было относительно легко ее восстановить, с учетом того, что немцам сделать это будет непросто.

Так и случилось — враг не смог запустить станцию. Однако при отступлении в январе 1943-го они серьезно разрушили ГЭС, произведя несколько взрывов. К восстановлению приступили практически сразу, но объект пришлось буквально поднимать из руин. Тем не менее, благодаря самоотверженности и слаженности рабочих и специалистов, первую гидротурбину удалось запустить уже к концу года, что ознаменовало второе рождение Баксанской ГЭС. В целом, восстановительные работы продолжались до 1948 года.

© SibGidrolog / CC BY-SA 4.0 (Гидротурбина Баксанской ГЭС, 2017 г.)
© SibGidrolog / CC BY-SA 4.0 (Гидротурбина Баксанской ГЭС, 2017 г.)

В советский период станция неоднократно модернизировалась. В частности, ее использовали для испытания модели рабочего колеса турбины Красноярской ГЭС, ставшей на некоторое время крупнейшей гидроэлектростанцией в мире.

Третье рождение Баксанской ГЭС

Ранним утром 21 июля 2010 года Баксанская ГЭС вновь подверглась нападению — на этот раз объект был захвачен и взорван террористами. Два гидроагрегата были разрушены полностью и не подлежали восстановлению, третий повредили частично.

© Aleshru / CC BY-SA 3.0 (Баксанская ГЭС после взрывов в июле 2010 г.)
© Aleshru / CC BY-SA 3.0 (Баксанская ГЭС после взрывов в июле 2010 г.)

Последний удалось запустить уже через три месяца после нападения на станцию. Но примерно через полгода его остановили, и было принято решение о полной реконструкции ГЭС с заменой всего основного оборудования.

Так уже в декабре 2012 года была запущена практически заново построенная современная гидроэлектростанция мощностью 27 МВт с комплексной системой безопасности. На эти цели потратили около 3 млрд руб. Можно сказать, что состоялось третье рождение этого исторического объекта.

© SibGidrolog / CC BY-SA 4.0 (Баксанская ГЭС, 2017 г.)
© SibGidrolog / CC BY-SA 4.0 (Баксанская ГЭС, 2017 г.)

Некоторые работы на ГЭС продолжались и в дальнейшем. Например, в 2019 году полностью реконструировали водоприемник напорного узла, а в ближайшие годы планируется провести реконструкцию отводящих русел деривационного канала.

Читайте: Построено в годы Великой Отечественной войны: Гурьевский НПЗ
Наука
7 млн интересуются