В конце 19 столетия для нужд горнодобывающей промышленности на территории Российской империи появляются первые гидроэлектростанции. В то же время возникает целый ряд предложений о строительстве таких объектов в разных регионах, включая Северный Кавказ, где для этих целей планировалось использовать реку Баксан, берущую свое начало со склонов Эльбруса.
К 1911 году был подготовлен предварительный проект. Предполагалось, что будущая ГЭС позволит электрифицировать частную Владикавказскую железную дорогу, общая протяженность которой к тому времени составляла около 2,5 тыс. км.
Через семь лет в летний период была организована изыскательская экспедиция под руководством Евгения Николаевича Кутейникова, занимавшего с 1905 года пост начальника электроотдела Управления Кавказских минеральных вод и курировавшего несколько значимых строек в регионе.
Именно он и должен был подготовить окончательный проект будущей гидроэлектростанции, однако в сентябре экспедиция столкнулась с местными бандами, и инженер был убит. В тот же месяц Владикавказская железная дорога оказалась в собственности нового государства — РСФСР, и над судьбой проекта нависла неизвестность.
Первое рождение
В феврале 1920 года была принята резолюция «О электрификации России» и создана Государственная комиссия, в состав которой вошло около 200 ученых и инженеров. За несколько месяцев они подготовили «План электрификации», утвержденный с рядом замечаний и дополнений СНК РСФСР ровно через год и вошедший в историю как план ГОЭЛРО.
Первоначально он предусматривал строительство в течение следующих четырнадцати лет 30 электростанций, треть из которых должны были составить ГЭС. Хотя В. И. Ленин сразу отметил, что по ходу план будет корректироваться и добавляться новыми объектами. Так в 1926 году утвердили уточненный план ГОЭЛРО, который предусматривал и возведение объекта в районе реки Баксан.
Через два года были проведены изыскания, а в середине весны 1930-го стартовали строительные работы. Изначально на площадке трудились в основном жители близ лежащей округи, которым явно не доставало опыта. При этом спецтехники практически не было и большинство работ проводили вручную.
Со временем на объект стали прибывать квалифицированные кадры со всей страны, принимавшие ранее участие в различных крупных проектах. Например, около 500 человек приехало со строившейся в те же годы Днепровской ГЭС. Все они не только вносили существенный вклад в возведение гидроэлектростанции в Кабардино-Балкарии, но и делились опытом с местными.
Руководство проектом осуществляло сразу несколько человек, включая Александра Васильевича Винтера, возглавлявшего до 1930-го Днепрострой, а позже ставшего начальником Главэнерго и заместителем наркома тяжелой промышленности СССР.
Проект Баксанской ГЭС оказался непростым. От села Заюкова до Кызбаруна-1 необходимо было возвести около 10 км деривационных сооружений — канал и три тоннеля; построить станционный узел и ряд других объектов. Также параллельно протягивали линии электропередач.
Первый гидроагрегат мощностью 8,3 МВт запустили осенью 1936 года, а через два месяца — второй. К 1938 году станция вышла на проектную мощность — 25 МВт. Так в Северокавказский регион пришла большая энергетика. В 1940 году был учрежден Баксанский энергокомбинат, в состав которого, помимо новой гидроэлектростанции, вошли Кисловодская ТЭЦ и Управление электросетями.
Дважды взорвана и восстановлена
В самом конце лета 1942 года, во время Великой Отечественной войны, немецкие войска оказались рядом с ГЭС. Эвакуировать оборудование в безопасные районы уже не было возможности, поэтому, чтобы противник не воспользовался объектом в своих целях, было принято решение частично повредить станцию.
Причем советские специалисты сделали настолько точные и хитрые расчеты, что напорные трубопроводы и плотину взорвали так, чтобы впоследствии, когда ГЭС удастся вернуть, можно было относительно легко ее восстановить, с учетом того, что немцам сделать это будет непросто.
Так и случилось — враг не смог запустить станцию. Однако при отступлении в январе 1943-го они серьезно разрушили ГЭС, произведя несколько взрывов. К восстановлению приступили практически сразу, но объект пришлось буквально поднимать из руин. Тем не менее, благодаря самоотверженности и слаженности рабочих и специалистов, первую гидротурбину удалось запустить уже к концу года, что ознаменовало второе рождение Баксанской ГЭС. В целом, восстановительные работы продолжались до 1948 года.
В советский период станция неоднократно модернизировалась. В частности, ее использовали для испытания модели рабочего колеса турбины Красноярской ГЭС, ставшей на некоторое время крупнейшей гидроэлектростанцией в мире.
Третье рождение Баксанской ГЭС
Ранним утром 21 июля 2010 года Баксанская ГЭС вновь подверглась нападению — на этот раз объект был захвачен и взорван террористами. Два гидроагрегата были разрушены полностью и не подлежали восстановлению, третий повредили частично.
Последний удалось запустить уже через три месяца после нападения на станцию. Но примерно через полгода его остановили, и было принято решение о полной реконструкции ГЭС с заменой всего основного оборудования.
Так уже в декабре 2012 года была запущена практически заново построенная современная гидроэлектростанция мощностью 27 МВт с комплексной системой безопасности. На эти цели потратили около 3 млрд руб. Можно сказать, что состоялось третье рождение этого исторического объекта.
Некоторые работы на ГЭС продолжались и в дальнейшем. Например, в 2019 году полностью реконструировали водоприемник напорного узла, а в ближайшие годы планируется провести реконструкцию отводящих русел деривационного канала.
Читайте: Построено в годы Великой Отечественной войны: Гурьевский НПЗ