У моего сына Саши диагностировали аутизм. Поначалу мы не замечали в его поведении ничего необычного, просто он больше времени проводил с одним и тем же конструктором, складывая одни и те же фигурки.
Когда Саше было 6 лет, знакомый педагог посоветовал сводить ребёнка на ПМПК – психолого-медико-педагогическую комиссию. Мы недоумевали – а зачем?
В заключении ПМПК мы увидели «РАС». РАС – расстройство аутистического спектра. Врачи выдали нам толстое заключение и сказали показать его в школе, если мы хотим, чтобы ребёнку создали комфортную среду.
Несмотря на РАС, по заключению комиссии Саша может учиться в обыкновенной школе. Мы долго изучали форумы, разные группы, общались с врачами, дефектологами. Они советовали смотреть, есть ли в школе тьюторы – люди, которые сопровождают инклюзивные классы. А ещё – есть ли в школе психолог.
В маленьком городке такого днём с огнём не сыщешь! Пришлось идти в школу по месту прописки. Мы долго разговаривали с директором и будущей классной руководительницей – все нас заверили, что у них был опыт работы в инклюзии.
Мы через многое прошли, но сейчас прекрасно учимся в Домашней школе «ИнтернетУрок». Хотим вам рассказать, каково это, и помочь родителям особенных деток!
Как мы учились в инклюзивном классе
Поначалу всё было хорошо. Только Саше было немного трудно улавливать социальный контекст, иногда он вёл себя грубо. Но учителя отказывались организовывать индивидуальный подход и во всём винили моего Сашу.
У Саши хорошо с математикой и информатикой – эти предметы требуют сосредоточенности. Детки с РАС могут долго решать сложные задачки – для них это естественно. Да, они неразговорчивы, тяжело реагируют на изменения, но к этому можно адаптироваться!
На уроке русского языка учительница сказала Саше: «Необучаемый». Он долго не мог запомнить написание буквы, и она решила сорваться на нём. Саша пришёл домой никакой – на его лице не было ни единой эмоции.
Я не знаю, в чём дело: либо Россия не готова к инклюзивному образованию, либо нам попалась отвратительная школа. Я решила, что не хочу травмировать своего ребёнка ещё больше – ему надо учиться на дому.
Между какими вариантами у нас стоял выбор
Мы выделили для себя критерии, по которым строился наш выбор:
– Цена. Мы не миллионеры, не можем отдавать несколько десятков тысяч в месяц за учителей.
– Опыт преподавателей. Нам было важно, чтобы педагоги умели работать с особенным ребёнком.
– Желательно онлайн, в том числе аттестации. Сашу может травмировать то, что в доме появятся незнакомые люди. К тому же Саша уже в начальной школе разбирается в компьютерах, и они ему нравятся!
– Без напряжения, в спокойном темпе, как удобно Саше. Не хотим куда-то гнаться и соревноваться.
Критериев много, а выбор – ну… маловат. Репетиторы – очень дорого: час занятия по одному предмету от полутора тысяч! Студентов рассматривать не хотели, они могут растеряться. Да и то, даже с ними выходит дорого.
Специализированную школу даже рассматривать не хотелось. Мы наслышаны жутких историй об отношении учителей, да и там для Саши может быть не самая приятная обстановка.
Надомное обучение рассматривали дольше всего. Хотели, чтобы уже знакомые школьные учителя ходили к нам домой – их Саша уже видел, ему будет легче начать заниматься. Какое-то время мы так даже проучились. Саше было хорошо, но учителя откровенно плевали на то, как они проходят программу. Им за это не доплачивают, они тратят своё время – ну какая мотивация что-то преподавать?
Стали активно смотреть онлайн-школы. Почти сразу же наткнулись на ИнтернетУрок, потому что у них есть бесплатная пробная неделя. Изучили школу – вроде по всем критериям подходит. Стоит недорого, можно немного доплатить и учиться под присмотром персонального куратора. Нам это было очень нужно.
Решили, что за спрос денег не берут. Тем более там целая неделя. Надо пробовать!
Каково нам было учиться в «ИнтернетУроке»
Я очень сильно хотела, чтобы у Саши была такая же программа, как и у остальных! Врачи нам говорили, что Саша может учиться в общеобразовательной школе, просто ему нужен свой темп. Чтобы никто не торопил, не стоял над душой.
В ИнтернетУроке очень удобно то, что можно учиться как и когда удобно. Да и сами видео-уроки очень интересные – Сашу не оторвать! Особенно от математики и информатики, очень уж он их любит.
Ещё нам сильно помогал персональный куратор. Он изучил наше заключение с ПМПК, поговорил с педагогами, спросил у Саши, какие предметы ему нравятся. Кажется, они с куратором даже успели подружиться. Для ребёнка с аутизмом это очень непростая задача, но к нему нашли подход.
Мы твёрдо решили: учимся дальше. И всем деткам, у которых инвалидность или другие непростые диагнозы, хотим посоветовать школу «ИнтернетУрок». Этой школе не всё равно! И первую неделю можно попробовать бесплатно – нужно зарегистрироваться на сайте.