Экологические катастрофы все более частый социальный нарыв в XXI веке, кто-то как Грета Тунберг, сделали себе на этом карьеру и получили мощные политические очки, а кто-то удостоился своими поступками и теоретической базой, как Каарло Линкола клейма экофашист, а кто-то бросил свое состояние и начал заниматься дауншифтингом или уехал жить в собственные поселения как Герман Стерлингов.
Слово фашизм в обществе всегда используется в ругательной трактовке. И когда-то слово «экофашизм» было обычным ругательством, причем совершенно универсальным. Левые экологические активисты клеймили им несоциалистические экологические движения, а консервативные защитники природы обзывали им радикальных экоактивистов.
Но все коренным образом изменилось в марте 2019 года, когда австралиец Брентон Таррент расстрелял более 50 посетителей мечети в новозеландском городе Крайстчерче. Прежде чем начать расстрел, который убийца транслировал в прямом эфире, он отправил в редакции 7 крупных изданий 74-страничный опус, который назвал манифестом. Основной идеей манифеста Брентона была теория замещения людей белой расы во всем мире и захват иммигрантами из Азии и Африки территорий, всегда принадлежавшим европейцам. Таррент назвал себя экофашистом и призвал основать на Земле особые «этнические и природные автономии» для разных народов и рас.[1]
Надписи на оружии новозеландского террориста были посвящены историческим событиям побед европейских христиан над мусульманами или же нацистскими лозунгами.[2] Тем самым Таррет испортил репутацию всем зеленым, которые придерживались зеленых и умеренно националистических взглядов. Но стоит понимать, что адекватные национальные приоритеты всегда связаны с поддержанием природы.
Набирающее влияние в XXI веке радикальное движение экофашизма плотно обосновывается в интернет пространстве. В марте 2020 года во время пандемии твиты с подобным смыслом набирали симпатии:
«Вау... Земля восстанавливается: замедляется загрязнение воздуха, очищается вода, возвращаются дикие животные. Коронавирус — вакцина Земли. А мы — это вирус» Twitter, 300 тысяч лайков, 71 тысяча ретвитов
Экофашисты считают, что современное общество извратило человека: в противовес натуральному хозяйству, заботе о родной природе и традиционным общественным ролям ему навязывают образ жизни городского сверхпотребителя, мультикультурализм и «прогрессивные» ценности равенства полов и толерантности. Все это не просто уничтожает некий устоявшийся образ жизни европейских народов, но и разрушает экологию.
Безудержно плодящиеся небелые народы якобы неспособны к существованию в гармонии с природой, и оттого пускать их в свою страну — преступление
Этот подход во многом выражает «принцип спасательной шлюпки», сформулированный финским «глубинным экологом» Каарло Петти Линколой. В качестве способов спасти мировую экосистему этот мыслитель, весьма уважаемый экофашистами, предлагал геноцид, евгенику и тоталитаризм, принудительно возвращающий человеческие общества к доиндустриальным технологиям.
«Что делать, когда корабль с сотней пассажиров вдруг начинает тонуть, и есть только одна спасательная шлюпка? Те, кто ненавидит жизнь, будут пытаться посадить в переполненную лодку еще больше людей, чтобы всем вместе утонуть. Те же, кто любит и уважает жизнь, возьмут корабельный топор и отрубят руки лишних попутчиков, что цепляются за борта»
писал Линкола, считавший ненужными и вредными все технологии последнего столетия.
В основе экофашистских идей этой «лодкой» становится родная земля белых наций, на которую во что бы то ни стало нельзя пустить «лишних пассажиров» — мигрантов из бедных стран. Последних при этом часто сравнивают с инвазивными видами животных, угрожающими местным популяциям. Популярный лозунг зелено-коричневых, противостоящий господствующей либеральной повестке, — Save the bees, not refugees («Спасайте пчел, а не беженцев»).[1]
Зеленая политика нацистской Германии
Нацистская Германия в целом — еще один источник идеалов для сторонников экофашизма ведь одним из аспектов национал-социалистического режима, существовавшего в Германии с 1933 по 1945 годы, была последовательная «зелёная» политика. Идеология набравшего во второй половине XIX века популярности в Германии народного движения испытала на себе влияние тогда ещё молодой науки экологии (примечательно, что Эрнст Геккель, создатель термина «экология», был сторонником евгеники). Тема «гармонии с природой» стала довольно важной для движения. Как писал историк Питер Штауденмайер, «в условиях триумфа промышленного капитализма мыслители-народники (Volkisch thinkers) проповедовали возвращение к земле, к простоте и целостности, созвучной чистоте природы».
С 1933 года в Германии проводились первые международные конференции по правам животных, были приняты законы о защите животных, вводилось обязательное обучение защите животных, начиная с начальных классов, охота и рыбалка в Третьем Рейхе строго регулировались, и малейшие нарушения жестоко карались. Известен случай, когда рыбак был отправлен в концлагерь за то, что разделал лягушку, проводились специальные законы, направленные на защиту волков. Страны оси от части поддерживали экологические настроения того времени, например, румынская Железная гвардия считала капитализм с евреями разрушительными для румынской деревни, её православной культуры и окружающей среды, а в Италии прославляли первобытное состояние природы и осуждали современность. [3]
Но сегодня есть смысл говорить о молодых течениях поэтому ограничить всю политику только левым и только правым невозможно, зеленые являются следствием экологических катастроф.
Причины возникновения зеленых
Общее название зеленых - энвайроментализм представляет собой социальное экологическое движение, распространившееся в XX веке в европейских странах, направленное на усиление мер по защите окружающей среды, а также теория управления социально-экономическим развитием и окружающей средой, считающая человечество частью биосферы и утверждающая необходимость преобразования природы в интересах человека, которые предлагает следующие шаги:
- переход производства на безотходные технологии,
- внедрение альтернативной энергетики и транспорта с рекуперативным торможением (например, электромобили),
- переработка отходов,
- очистка сточных вод,
- орошение пустынь.
Экофашизм можно рассматривать как одно из глубоких радикальных экологических направлений экологической философии. Его отправной точкой является защита природы ради самой природы, а не преследование человеческих личных интересов. Необходимо приложить усилия для минимизации антропогенного воздействия на природу, которое, как считается, требует особенно резкого сокращения численности населения.
Энвайроментализм и экофашизм схожи, но по определению экофашизм — это радикальный природоохранный принцип, согласно которому жизнь должна быть защищена с помощью тоталитарного режима, который очень жестко контролирует граждан. Экофашисты говорят, что их беспокоит влияние роста населения на планету, и многие из них являются сторонниками евгеники, которые верят в выборочное сокращение населения мира. Пентти Линкола, которого иногда называют экофашистом, считает перенаселение причиной разрушения окружающей среды, а также скептически относится к демократии. Большинство экофашистов выступают против иммиграции и считают, что она усугубляет перенаселение в целевых странах и тем самым разрушает природу. Экофашисты также не видят, чтобы иммигранты уважали природу своей новой страны так же, как коренные народы.
Причины роста правых зеленых
От части появление экофашизма связано с социальными, природными и капиталистическими проблемами нашего времени:
1) Рост неоязычества сегодня обуславливается недоверием людей к основным религиозным доктринам и желанием людей найти поддержку в массовой культуре. Стоит понимать, что в основе неоязычества лежит почитание природы и тела человека.
Бездействие со стороны Церкви приводит к тому, что пропаганда здорового образа жизни и физической активности нередко ведёт к возрождению языческого отношения к человеческому телу(с) Патриарх Кирилл [4]
2) Негативные последствия глобализации, евроинтеграции, введение интерсексуальности и стремительное увеличение проблемы иммиграции приводят людей к половой, национальной и культурной идентификации (более подробно про новых правых)
3) Индустриальная экономика и промышленные корпорации уничтожают разнообразие видов и портят экологию на всей земле ежедневно.
4) Глобальное потепление, захоронение радиоактивных отходов, и перенаселение Земли приводит к разрушению стратосферы и образованию озоновых дыр
5) Модные течения заботы о животных и отказа от мясных продуктов или продуктов животного происхождения.
Естественный вопрос в чем же разница между экофашистами и экоанархистами или экосоциалистами, ведь все выше перечисленные являются примитивистами и энвайронменталистами? Как я понимаю, разница в основном касается пунктов (1) и (2), а также экофашисты хотят устроить тоталитарный режим по защите природы, но анархисты и социалисты делают на экологической теме модный ход, тем самым получая преимущество среди молодежи, а экофашизм является ругательным и радикальным оскорблением для энвайронменталистов. Ко всему экофашистам относят геноцид, евгенику и все грехи праворадикальных режимов, а анархистам и социалистам желание построить мир в ладах с природой и без межклассовых проблем, что не верно и доказано на практике.
Если выйти из классических концепций левый и правый, в которые так любят загонять политические силы, то существует еще политическая идеология зеленых, направленная на создание экологически устойчивого общества. Основными принципами зелёной политики являются вышеупомянутый энвайронментализм, ненасилие, социальная справедливость и народная демократия.
Итог
Экологические проблемы сегодня не могут не влиять на политику. Следовательно политическая арена не сможет обойтись без зеленых или своего рода примитивистов, но из-за того что капиталистическим или социалистическим силам эта тематика местами противоречит, так как растущие экономики создали эту экологическую проблему, то новые правые обретают карт-бланш связи природы и народа, но политика геноцида или ущемления прав по какому либо национальному признаку может свести идею к клейму “экофашизм”.