Найти в Дзене

Инклюзия «обычных» детей.

Я обычный, но нет. Я по-своему особенный. Спросите у меня, как мне легче учиться
Я обычный, но нет. Я по-своему особенный. Спросите у меня, как мне легче учиться

Где-то в параллельной реальности ребенку с расстройством аутистического спектра в школе составляют «паспорт». Это такой документ, который описывает 

- особенности ребенка,

- что ему может мешать в школе достигать его максимума,

- что могут сделать окружающие его взрослые,

- что он берется делать сам,

- какие у него цели, мечты и ожидания,

- как мы будем оценивать, что все идет хорошо (или нет).

При этом ребенка, в данном конкретном случае, девочку «высокофункциональную и скомпенсированную», активно включают в процесс формирования запроса школе, что позволяет частично возложить ответственность на нее. Вот что девочка с помощью мамы написала в качестве запроса школе (орфография и пунктуация исходника сохранены):

ЧТО МНЕ МЕШАЕТ УЧИТЬСЯ:

- Я чувствительна к шуму и громким звукам, при них я отключаюсь и могу дойти до истерики

- Я не могу поддерживать интерес к предмету, если в нем нет творческих заданий. 

- Если задание нечеткое или я его не поняла, я расстраиваюсь до слез. 

- Если у меня нет возможности спросить и уточнить, и мы движемся слишком быстро, я полностью отключаюсь. 

- Мне сложно задавать вопросы, если я сижу далеко от учителя. 

- Если я сижу рядом с шумными и громкими одноклассниками, я не могу сосредоточиться.

- Я копирую поведение тех, кто рядом со мной, в новых ситуациях и заданиях, пожалуйста, сажайте меня рядом с внимательными и трудолюбивыми одноклассниками. 

- Если я достигла сенсорной перегрузки, я не могу ничего говорить или просить помощи. Я отключаюсь и могу тихо плакать. 

ЧТО Я СДЕЛАЮ САМА, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ СЕБЕ

- Движения аутостимуляция (навязчивые движения, с помощью которых аутисты регулируют свое состояние, например, щелканье пальцами) помогают мне снижать стресс

- Калякание и рисование помогают мне снижать сенсорную нагрузку

- Задаю вопросы, когда не понимаю

- Уйду в комнату отдыха для детей с особенностями, если я достигла точки кипения. 

ЧЕМ МНЕ МОЖЕТ ПОМОЧЬ УЧИТЕЛЬ

- Дать мне возможность задавать вопросы

- Посадить меня в первом ряду с тихим, сфокусированным одноклассником. 

- Позволить мне делать движения аутостимуляции без чувства давления прекратить и комментирования. 

- По возможности удостоверяться, что я понимаю задание.

- Давать мне четкие инструкции, по возможности визуальные. 

- Относиться ко мне с терпением, так как понимание задания или подсчет в уме занимает у меня больше времени. 

- Если я выгляжу так, что я от всего отключилась, уточните у меня, не нужно ли мне выйти и передохнуть. Возможно, я пропустила точку невозврата и уже сама не могу попросить помощи. 

- По возможности давайте мне дополнительные творческие задания. 

- Разрешите мне носить шумоподавляющие наушники там, где это возможно. 

- Разрешите мне выходить в туалет во время урока - иногда я не могу сходить на перемене, так как там слишком шумно и слишком много людей.

Далее последует встреча с координатором школы по закреплению этого плана.

Где находится этот параллельный мир? В Англии. Откуда информация? Из первых рук. Ее опубликовала блогер, Ольга Нечаева, на своей странице в Facebook, где она подробно описывает свой опыт с дочкой-подростком, совсем недавно получившей подтверждение диагноза.

Будет ли все это выполнено? Не знаю. В комментариях писали разное. Кто-то отметил, что в их случае в той же Англии такой план превратился в формальность. Кто-то делился тем, что уже несколько лет ребенок живет по такому паспорту. Кто-то даже писал, что подобные паспорта планируют внедрить в корпорации для взрослых людей. Меня поразил сам факт того, что есть вот такая опция показать школе мир глазами ребенка, попробовать совместить его с возможностями школы… 

Я не знаю, что происходит с детьми с РАС в России, составляют ли им такие паспорта, уверена, что об этом скажут комментаторы под этой статьей. Судя по прошлой статье про инклюзию, комментаторов будет много  

https://zen.yandex.ru/media/id/605c50e28c070b23ae88ed39/chast-4-kak-ia-stala-protiv-inkliuzii-606179e28d65561b0614885c

Как минимум, у моих знакомых есть дети с РАС и СДВГ, а паспортов таких нет.

Но я подумала о другом. Точнее помечтала. Было бы очень круто, если бы подобные запросы могли составлять школе «обычные» дети, а школа могла бы на такие запросы откликаться. «Обычные» в кавычках, потому что, само собой, все дети не обычные. И у всех есть свои особенности. Знаю, о чем подумали читатели. Нет, я не сошла с ума. Нет, я не в розовых очках. Да, я знаю все про нашу систему образования, я сама работаю в ней. Да, я помню размеры бюджетов, количество детей в классе, и прочее, и прочее. И все-таки как бы это было круто! О таком надо мечтать. О таком надо говорить. 

О том, что реформы в образовании давно назрели и перезрели, не кричит сейчас только ленивый. Традиционная школа устарела во многом, начиная от контента, заканчивая тем, что практически нигде не учитываются результаты современных исследований в области нейрофизиологии и когнитивной психологии. Другими словами, ученые совершают открытия о том, как учится мозг ребенка, как работает память, внимание, мотивация. Для кого эти открытия? В школе пока все работает вопреки, и совершенно обычных детей действительно по идее нужно «подвергнуть инклюзии», чтобы в существующей школьной системе они вообще захотели учиться. Мне кажется, очень многие дети могли бы о себе сказать половину из того, что написала выше девочка. «Я не могу поддерживать интерес к предмету, если в нем нет творческого задания», «Я расстраиваюсь до слез, если не понимаю, а если бежим слишком быстро, я отключаюсь». Только у искусственного интеллекта это работает по-другому.

Вот в эту сторону реформы и должны развернуться. К ребенку – лицом. Мы, родители, в праве этого требовать от ведомства, которому мы отдаем своих детей на довольно большое количество времени. Мы в праве этого требовать от государства, которому платим налоги.

А вы как думаете?

Еще я много пишу о травле. Заказать книгу "Травля: со взрослыми согласовано" можно тут.