Найти в Дзене
Бушуева Мария

Использование проектной деятельности в формировании коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте формируются все стороны личности ребенка, в том числе и общение с взрослыми и сверстниками. В психолого-педагогических исследованиях указывается, что коммуникативные навыки формируются в процессе общения с воспитателем, с родителями, отношениями со сверстниками в разных видах деятельности и достижением успеха в ней.

В русле ФГОС в дошкольном образовании особое значение приобретают у детей формирование навыков положительного взаимодействия с окружающими людьми, как залог их успешного развития. К структуре основной общеобразовательной программы ФГОС определено содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие», которое направленно на достижение цели. Чтобы дети могли осваивать разные конструктивные способы и средства для взаимодействия с окружающими [22]

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми является одной главных задач реализации, которая требует развития специфического коммуникативного умения. Образовательная область подчеркивает что, коммуникация будет самой важной функцией речи.

Речь – является средством общения, которая устанавливает диалогические партнерские отношения, взаимодействия, обмен чувствами и мыслями. Эти цели можно осуществить в том случае, если детей включить в систему со сверстниками и взрослыми, которые позволят им освоить, разным конструктивным способом взаимодействовать между собой. Умение устанавливать взаимоотношения, вступать с другими людьми в контакт, во многом определят в будущем социальный статус ребенка в обществе. [3]

Коммуникативная компетентность – является одним из ключевых умений дошкольника, что является первостепенной ролью в коммуникации современного информационного общества в жизни каждого человека. Коммуникативная компетентность является базой для всех видов деятельности, которая в одно и то же время служит условием, для дальнейшей успешной социализации.

Проблема развития коммуникативной компетентности дошкольников получила конкретное отражение в теоретических исследованиях. Аспекты формирования коммуникативной компетентности рассмотрены в трудах зарубежных и отечественных психологов: Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, А.А. Бодалева, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной и др. [15].

Отечественные психологи (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А, М.И. Лисина, Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконин А.В. Запорожец, и др.) считали, что «Общение является одним из фундаментальных условий развития ребёнка, а также является существенным фактором в формировании личности дошкольника». На теоретических исследованиях педагогов и психологов, которые подтвердили сущность и значение формирования коммуникативной компетентности в развитии дошкольника, базируется современная педагогическая практика.[4]

В основе многочисленных публикаций и лежит «Концепция деятельности», которую разработали Леонтьев А.Н., Давыдов В.В., Эльконин Д.Б.

М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина, опираясь на них, общение рассматривали как коммуникативную деятельность, в процессе которого осуществляется формирование коммуникативных компетентностей.

«Коммуникативная компетентность» - является способностью поддерживать и устанавливать надлежащие контакты с другими людьми. Коммуникативная компетентность включает в себя совокупность умений, знаний, которые обеспечивают эффективное развитие коммуникативного процесса. В научном исследовании понятия «коммуникативной компетентности» по-разному рассматриваются [11]

Коммуникативную компетентность рассматриваем как целостную систему поведенческих и психических характеристик человека, которые способствуют успеху в общении, т.е. достигают цели и эмоционально благоприятны, психологически комфортны, для всех кто принимает участие. Формирование у детей дошкольного возраста «коммуникативных компетентностей» охватывают не только владение речью, но и нужно соблюдать социальные нормы речевых общений, правила речевых поведений [13]

Определяя состояния изучения проблемы, которые применяются в дошкольном возрасте, можно констатировать, что в педагогической и психологической литературе многие аспекты формировании коммуникативной компетентности считается мало разработанным. Раскрыты недостаточно содержания коммуникативного умения, показатели критерия в формировании у детей дошкольного возраста, не определены последовательности включений ребенка – дошкольника в процесс их формировании, формы организаций деятельностей детей вне образовательной деятельности [6]

Однако в практике дошкольного образования педагог не всегда использует потенциал педагогических средств, в число которых входит и проектная деятельность, направленных на формирование коммуникативной компетентности дошкольников. Это и определило проблему нашего исследования, какие педагогические условия необходимы для формирования коммуникативной компетентности в процессе проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически изучить и опытно-практическим путем апробировать педагогические условия по формированию коммуникативной компетентности в процессе проектной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является формирование коммуникативных компетентностей детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования выступает педагогические условия формирования коммуникативной компетентности в процессе проектной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обобщены и уточнены знания о формировании коммуникативной компетентности в процессе проектных деятельности; разработаны показатели и критерии, оценка уровней сформированности коммуникативного умения; условия определены, которые способствуют успешному процессу в формировании коммуникативного умения; теоретически обоснована этапность в формировании коммуникативного умения у дошкольников.

Характеризуя состояния изученности проблемы, которые применяются в дошкольном возрасте, приходится констатировать, что в психолого-педагогической литературе многие аспекты в формировании коммуникативных компетентностей считается недоработанными. Раскрыты недостаточно содержания коммуникативного умения, критерий и показателей сформированных у детей дошкольного возраста, последовательность включения дошкольников в процесс их формирований, формы организаций деятельностей детей вне занятий не определена [12].

М.И. Лисина считала, что одним из них в рамках концепции коммуникативной деятельности является «Изучение общения ребенка со сверстниками» [15 ,с. 30].

Согласно данной концепции, имеется тесная связь общения со всеми другими видами деятельности и с его жизнедеятельностью. Данный подход заключается в акценте на содержательных качественных особенностях общения детей со сверстниками на разных возрастных ступенях развития [15, c. 100].

Традиционная система образования, призванная передать ребенку определенную сумму умений, навыков и знаний, оказывается несостоятельной в данной сложившейся ситуации. Поэтому, перед российским образованием все чаще встают задачи перехода к компетентностному подходу [6].

В большинстве развитых стран, компетентностный подход соответствует принятой общей концепции образовательного стандарта и тесно связан с переходом на систему компетентностей.

Компетентностный подход в образовании следует рассматривать применительно лишь к отдельным категориям в образовании. Формирование коммуникативной компетентности предполагает смену используемых форм, технологий методов обучений.

В современной психолого-педагогической литературе коммуникативная компетентность рассматривается по- разному:

- коммуникативную компетентность как совокупность умений и навыков, которые необходимы, для эффективного общения определяет Петровская Л. А.;[14].

- Емельянов Ю.Я. это понятие рассматривает как свободное владение невербальными и вербальными и (неречевыми и речевыми) средствами социального поведения, а также выделяет меру коммуникативной компетентности – как степень успешности задуманных актов влияния и используемых средств, чтобы произвести впечатление на других;

- Столяренко Л.Д. рассматривает это понятие, как систему внутренних ресурсов, которые необходимы для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций, для межличностного взаимодействия [24, c. 736];

Опираясь на исследования, коммуникативную компетентность, мы понимаем, как целостную систему поведенческих и психических, характеристик человека, которые способствуют успешному общению. В этой структуре можно выделить следующие компоненты: ценностно-смысловой, когнитивный, эмоциональный, личностный и поведенческий.

Коммуникативной деятельностью считается сложная многоканальная система взаимодействия людей. Основным процессом коммуникативной деятельности, Г.М. Андреева считает, интерактивный (регулирующий взаимодействие партнеров в общении), коммуникативный (обеспечивающий обмен информацией) и перцептивный (организующий взаимооценку взаимовосприятие, и рефлексию в общении) [10,с. 43].

Л.С. Выготский писал, что общение есть процесс, который основан на разумном понимании и передаче переживаний и мыслей, которые требуют средства известной системы. Речь является важнейшим средством общения, которая позволяет добиваться взаимопонимания и осуществлять обмен мыслями [7].

Через общение формируются социально-психологические общности, которые, по словам В. Вичева, открывают социальный простор для влияния на действия чувства и людей.

В ходе выявления предметно-тематических интересов партнера, может прогнозироваться, уровень установки эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношений к форме общений; в систему коммуникативных взаимодействий включенности партнеров.

Все это определяет ход изучения частоты коммуникативного контакта, типа темперамента партнера, его предметно-практического предпочтения; эмоциональной оценки формы общений.

К характеристике коммуникативной компетенции, при таком подходе целесообразно рассматривать общение как системно-интегрирующий процесс, имеющий следующие составляющие:

- коммуникативно-диагностическая (диагностика социопсихологи- ческих ситуаций и условий коммуникативной деятельности, выявление возможных социально-психологических, социальных, и других противоречий, с которыми, возможно, предстоит столкнуться в общении);

- коммуникативно-прогностическая (это оценка отрицательной и положительной стороны ситуаций предстоящего общения);

- коммуникативно-программирующая (это разработка текстов для общения, подготовка программы общений, выбор позиции, стиля, и дистанций общения);

- коммуникативно-организационная (это стимулирование, коммуникативной активности, организация внимания партнеров по общению, управление процессом общения и др.);

- коммуникативно-исполнительская (это диагноз коммуникативных ситуаций, в которой разворачивается общение личности, прогноз развития этой ситуации, осуществляемый заранее осмысленной индивидуальной программе общения). [26]

Все сказанное определяет потенциал коммуникативный личности. Другими словами, коммуникативный потенциал – это характеристика возможности человека, определяющие качество общений.

Коммуникативный потенциал – это единство всех трех составляющих:

- коммуникативные свойства личности, характеризирующие развитие потребностей для общения и отношения к способу общения;

- коммуникативная способность – это способность владеющая инициативой в общении, способность проявляющая активность, эмоционально откликается на состояние партнеров в общении.

- коммуникативная компетентность – это знание правил и норм для общения, умение владеть технологией общения.[17].

Коммуникативная компетентность в понимании специалистов– это не врожденные способности, а способности когда человек взаимодействует с социальной средой, в процессе приобретает социально-коммуникативный опыт.

Понятие «Коммуникативная компетентность» тесно связана с «коммуникативной компетенцией». Их различие состоит в определении компетенции и компетентности.

Компетентность – это обладание знаниями, обладание компетенцией, которые позволяют судить о чем-либо.

Компетенция – это круг вопросов, в которых данное лицо обладает опытом, познаниями. Следовательно «компетентность» шире, оно предполагает включение лица, осведомленного, знающего в какой-либо области.[11, с. 65].

Таким образом, «Коммуникативная компетенция» – это умения, навыки и знания, которые необходимы для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных сферам, целям, ситуациям общения.

В связи с выше изложенного, можно сказать, что мы живем в эпоху активной коммуникации и бурного развития всех ее видов и форм. Это предъявляет высокие требования к коммуникативной культуре современного человека, что включает в себя умение владеть словом, знание законов и правил речевого поведения.

Ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важных задач воспитания ребенка дошкольного возраста» говорил В.А. Сухомлинский. На сегодняшний день эта задача по-прежнему остается одной из главных. Однако, перед дошкольным образованием стоит не менее важная задача, не просто ввести ребенка в мир человеческих отношений, но и на этапе завершения дошкольного детства в соответствии с возрастными возможностями, сформировать основные компетентности, одной из которых является социально-коммуникативная. [8].

Важность формирования социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста обусловлена социальным заказом государства - формирование социально развитой личности ребенка. Общество испытывает потребность в личностях активных, успешных, нестандартно мыслящих, умеющих оригинально решать различные жизненные проблемы, способных грамотно выражать свои мысли.[21]

Актуальность формирования социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста определена Стратегией развития воспитания РФ на период до 2025 года [1], а также подтверждается Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» полностью отражает социальный заказ [2]

Таким образом, государство и общество в целом особо отмечают важность формирования социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста. От уровня развития социально-коммуникативной компетентности зависит успешность человека во всех сферах жизнедеятельности. А сенситивным периодом для социализации ребенка является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период приобретенные навыки и умения ложатся в основу личности ребенка.[23]

Однако очень важно отметить, что в современной социокультурной ситуации социально коммуникативное развитие ребенка осложнено различными причинами. В социальном окружении ребенка мы можем наблюдать дефицит, а порой и отсутствие доброжелательности, отзывчивости, воспитанности, доброты, а также элементарной речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Педагоги и психологи обеспокоены: дошколята копируют модель социального поведения самого близкого окружения, в частности родителей. Общение в кругу семьи, в обществе сверстников уступает место общению с современными гаджетами и пребыванию в виртуальном мире. Это отрицательно сказывается на формировании у ребенка социальных стереотипов, моделей социального поведения, развитии социального и эмоционального интеллекта, развитии коммуникативной культуры. [17]

На сегодняшний день перед педагогами встает очень важный вопрос в решении проблемы социально-коммуникативного развития детей и формирования социально-коммуникативной компетентности - поиск наиболее эффективных методов и приемов, педагогических технологий, формирующих социально-коммуникативную развитую личность ребенка.

Изменения в дошкольном образовании на современном этапе, переход к компетентностному образованию привлекли пристальное внимание к проектной деятельности (методу проектов). Метод проектов позволяет организовать обучение и развитие ребенка в процессе деятельности. В настоящий момент именно проектную деятельность можно рассматривать как средство формирования компетентностей дошкольника, и прежде всего, социально-коммуникативной.[19]

Метод проектов – это система обучения, когда дети приобретают знания в процессе выполнения и планирования, постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Метод проектов возник в США еще в 20-е г. прошлого столетия. Его также называли методом проблем и связывали c идеями гуманистического направления в философии, разработанные американским педагогом, философом и Дж. Дьюи, также В.Х. Килпатриком его учеником. B основе метода – лежит идея учебно-познавательной деятельности направленный на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы. [25]

Метод проектов как педагогическая технология - это совокупность поисковых, исследовательских, проблемных методов, творческих по своей сути. В основе лежат развитие познавательных навыков детей, умения самостоятельно конструировать свои знания, развития творческого и критического мышления, ориентироваться в информационном пространстве.

B России еще с 1905 г был известен метод проектов. Тогда под руководством С.Т. Шацкого группа российских педагогов внедряла его в образовательную практику.

Ряд авторов (Т.А. Данилина, Л.С. Киселева, М.Б. Зуйкова, Т.С. Лагода) проектную деятельность рассматривают как способ организации педагогического процесса, как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, который основан на взаимодействии педагога и воспитанника [18]

В последние годы в отечественном образовании метод проектов становится более актуальным. Наблюдается повышенный интерес к этой форме организации обучения.

В практике дошкольных учреждений выделяют следующие типы проектов:

- по тематике - творческие, информационные, игровые или исследовательские и по способам реализации результатов;

- по составу участников проекта - индивидуальные, групповые и фронтальные;

- по срокам реализации. По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий), так средней продолжительности и долгосрочными.[20].

Но все типы проекта имеют общие черты:

- они являются уникальными, так как даже при наличии одинаковой темы в каждом конкретном случае они зависят от условий, характеризующих именно данное дошкольное учреждение;

- проекты направлены на достижение конкретных целей;

- ограничение во времени;

- предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий [14].

- метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

Таким образом, можно сказать, что целесообразность использования метода проектов, для формирования коммуникативных компетентностей старших дошкольников состоит в том, что:

- проектный метод позволяет объединить воспитателей, детей и родителей в совместной деятельности и сочетает интересы всех участников проекта;

- метод проектов позволяет ребёнку-дошкольнику, почувствовать себя исследователем, научить ребёнка пользоваться разными источниками информации;

- педагог имеет возможность проявлять творчество в работе в соответствии со своими профессиональными уровнями, может использовать современные методы и формы работы;

- родители могут стать участниками в значимом для них процессе - в формировании коммуникативной компетентности.[16]

Они могут не только быть источниками информаций, реальной поддержки и помощи педагогу и ребёнку в процессе работы над проектом, но и стать участниками образовательного процесса, обогащать свой педагогический опыт, испытывать чувства сопричастности и удовлетворения от успехов ребенка, от своих успехов;

- деятельность детей при осуществлении проекта организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.[14]

Итак, использования технологий проектирования позволяют развивать поисковое поведение, актуальное для человека и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности: созидание, сотрудничество, дружба, диалог. В ходе совместной деятельности с детьми над проектом, педагоги содействуют приобщению ребёнка к культурным ценностям: дети овладевают позитивными образцами коммуникативного поведения в обществе, ответственным и позитивным отношением, к окружающим, к себе и получают возможности для саморазвития.

Метод проектов эффективен и актуален. Он даёт ребёнку возможность синтезировать экспериментировать полученные знания. Развивает коммуникативные умения, творческие способности, что позволяет успешно адаптироваться к изменившейся ситуации последующего школьного обучения. Заложить основы целостной гармонично развитой личности - главная задача любого учреждения, работающего с детьми.

Использования проектной деятельности, в работе со старшими дошкольниками обеспечивается характеристиками данного возраста. Это, прежде всего общение с воспитателем, с родителями и сверстниками, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникшие вопросы у ребенка [16,с.95].

К старшему дошкольному возрасту, у детей внимание становится более устойчивым, наблюдательность - более дифференцированным и долгосрочным, развиваются способности к началам синтеза, анализа, самооценке. Проявляются стремление к совместной деятельности с взрослыми, товарищами, желание быть полезным и значимым, умение находить видеть свою роль и свое место в общей работе [5].

Очень важно в проектировании соблюдать необходимый баланс между развитием и само­развитием, стимулируемым действиями взрослого, обусловленного собственной активностью ребенка. Этот баланс строится на соотношении ребенок - взрос­лый или на соучастии в деятельности на партнерских правах [15].

Результат, на который сориентирован проект, должен быть практически и познавательно значим для его участников.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.

Следуя принципам педагогов-практи­ков и отечественных ученых, можно отметить, что детское проектирование может быть ус­пешным, если соблюдаются следующие условия:

- учет интересов каждого ребенка;

- деятельность «от всего сердца» без принуждения;

- поддержка детской инициативы и предоставление самостоятельности.[9].

Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.

При составлении проекта необходимо соблюдать следующие условия:

- интеграция условия реализации содержания образования; формы организации работы с детьми; интегративные средства, методы задания, вопросы, ситуации и приемы; учебно-наглядные пособия и материалы, предметно-пространственное окружение);

- интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных традиций своего народа - тематический блок);

- единые требования к предметно-развивающей среде развития ребёнка, учитывающие запросы субъектов образовательного пространства – педагогов, детей и родителей. Среда должна являться фоном в поисковой деятельности, развивать любознательность у дошкольника;

- использования системы мониторинга (психолого-педагогической диагностики): сочетания разнообразных бесед, методов наблюдений), которые обеспечивают точность и объективность получаемых данных[74].

Проект должен способствовать решению следующих задач:

- вызывать у детей интерес и положительно воздействовать на их эмоции, развивать любознательность, творчество и фантазию;

- формировать в игровых ситуациях, в разработке проектов, подготовке и проведении инсценировок, способность взаимодействовать друг с другом;

- открывать доступ ребенку к культуре своего и других народов, знакомя его с особенностями повседневного быта, традиций, обычаев, фольклором, традициями, играми, проведения праздников;

- интегрировать в образовательный процесс различные виды деятельности, специфичные для детей дошкольного возраста;

- учитывать опыт ребенка, который он приобретает, общаясь в своем социуме (в детском саду, на улице, в семье, и т.д.), и соотносить с тем опытом, который они могут приобрести в разных формах образовательной деятельности [15].

Руководителем и организатором детской проектной деятельности выступает воспитатель, который становится не только источником информации для ребенка, но и консультантом и экспертом, партнером, помощником в его саморазвитии.

Роль педагога при использовании методов проектов:

- учет возрастных особенностей дошкольников;

- создание условия для стимулирования интереса детей;

- обучение ребёнка - дошкольника умению ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним всюду (детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её);

- выстраивание отношений с ребенком на сотворчестве и соучастии, мотивирование деятельности детей;

- использование игровых приемов и методов. [20]

Какова роль ребёнка дошкольника:

- становится активным участника проекта;

- преодолевать трудности в решении проблем.

При организации проектной деятельности, педагоги в детском саду могут столкнуться с проблемами:

- несоответствие между характером проектной деятельности и традиционной формой организаций образовательной деятельности;

- проектная деятельность осуществляется в пространстве возможностей, где нет четких заданных норм, в этом случае ребенок и педагог попадают в неопределенную ситуацию;

- проектная деятельность ориентируется на исследования, как можно большое количество заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного известного педагогу пути;[16].

Неразличение объектной и субъектной позиций ребёнка – большинство педагогов ДОУ поддерживают их эмоционально детей, чутко относятся к ним. Однако эта поддержка эмоциональная не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребёнка, будь это формулировка творческих замыслов или поиск возможного способа решений проблем. Педагог для детей должен организовать проблемную ситуацию, но не должен предлагать свои под «субъективностью».[15]

В проектной деятельности подразумевается проявление самостоятельной активности и выражение инициативы, при этом субъективность ребенка может по-разному проявляться. Так, ребенок может высказывать оригинальные идеи то, что ранее не были высказаны другими детьми, или немного видоизменить и поддержать идею другого ребёнка. В этом случае воспитатель акцентирует свое внимание на своеобразие идей ребёнка. [19,с.75].

Нужно позитивно отмечать факт высказывания и поддерживать, даже если он повторяет высказывания другого ребёнка. Это особенно важно для пассивных детей, которые не имеют опыта положительного для проявления инициативы. Если педагог остается с жесткой, фиксированной позицией, то субъектность ребёнка невозможно развивать. Педагог, который демонстрирует субъектную позицию, сначала выясняет, как ребенок видит ситуацию выполнения какой-либо работы и только потом воспитатель может обратиться к способам оформления замысла проекта. [22].

Таким образом, использованные инновационные педагогические технологии открывают, новые возможности для обучения и воспитания дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наше время стал метод проектов. Технология проектирования относится к гуманитарным современным технологиям, которые являются инновацией в работе дошкольных учреждений. [25].

Использование технологии проектирования помогает в работе по формированию навыков общения со сверстниками и педагогом, потому что, являются эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия ребенка и взрослого. Проектная деятельность обеспечивает самостоятельность участников проекта и развитие творческой инициативы; открывает большие возможности в формировании собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества взрослых и детей. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательного интереса ребёнка.[75].

Через объединения различных областей знаний, формируются целостные видения картин окружающего мира. Именно коллективная работа детей в подгруппах дает им, возможности проявлять себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает нравственные и коммуникативные качества ребёнка. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, умения ставить цели, добывать знания, способность выделять проблемы, приходить к результатам.

С целью проверки проделанной нами работы на контрольном этапе опытно – экспериментальной работы нами был проведен контрольный срез уровня развития коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Он охватывал 20 детей экспериментальной группы, которые участвовали в проектной деятельности.

Для определения уровня развития коммуникативной компетентности детей, сравнения пoлученных результатов мы воспользовались тoй жeмeтoдикoй, что и при проведении констатирующего эксперимента;«Нaблюдeниe зa пoвeдeниeм и деятельностью дeтeй пo изучению коммуникативных умений» (Чернецкой Л.В.); «Рукавичка» (автор Урунтаева Г.A); Методика «Использование речевых этикетных формул» (автор Купина Н.A.) представленные нa констатирующем этапе опытно-экспериментальной рaбoты.[15].

Таблица 1. Уровень развития коммуникативной компетентности у детей на контрольном этапе опытно – экспериментальной работы

Уровень развития коммуникативной компетентности

высокий

средний

низкий

Методика «наблюдение за поведением и деятельностью детей по изучению коммуникативных умений»

55%

30%

15%

Методика «Использование речевых этикетных формул»

50%

40%

10%

Методика «Рукавичка»

60%

30%

10%

Сводный результат

55%

33.33%

11,66%

Рисунок 1. Сводный результат

Таблица 3. Сравнительный анализ результатов диагностического исследования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста, на констатирующем и контрольном этапах.

Уровни

высокий

средний

низкий

Констатирующий этап

20%

50%

30%

Контрольный этап

55%

33,33%

11,66%

Рисунок 2. Сравнительный анализ результатов диагностического исследования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста, на констатирующем и контрольном этапах

Таким образом, сравнительный анализ результатов обследования коммуникативных компетентностей старших дошкольников позволяет сделать вывод; что у детей старшего дошкольного возраста произошло повышение высокого уровня формирования коммуникативной компетентности на 25% (констатирующий этап – 20%, контрольный этап – 55%). Средний уровень незначительно понизился за счет повышения высшего уровня (констатирующий- 50%, контрольный- 33,33); низкий уровень снизился за счет повышения высшего и среднего уровня на %(констатирующий – 30, контрольный 11,66%)

Таким образом, результаты повторного диагностического исследования показали эффективность использования проектного метода в формировании коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста при соблюдении педагогических условий.

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности использования метода проектной деятельности в развитии коммуникативных умений старших дошкольников.

Список информационных источников

1. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М., Просвещение. 1991 - 127 с., ил.

2. Аванесова, В.Н. Дидактические игры и упражнения в самостоятельной деятельности детей. В кн. Сенсорное воспитание в детском саду. - М., 1981.-С. 159- 169.

3. Бородин, А. И. Методика развития речи детей. Учебное пособие для студентов пед. инст-в по спец. «Дошкольная педагогика и психология». 2-е изд. М., Просвещение. 1981 -255 с.,.

4. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2006

5. Голицына, Н.С. Занятия в детском саду: Перспективное планирование: Вторая младшая и средняя группы. М.: Скрипторий, 2007

6. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)». В 2 ч. Ч. 2.1 Под. ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморукова. 2-е изд. испр. и доп. М., Просвещение. 1988 - 270 с.

7. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для учащихся педагогических училищ /Под ред. Ядэшко В. И., Сохина, Ф. А. 2-е изд. перераб. и доп. М., Просвещение. 1986-415 с.

8. Дошкольная педагогика/Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1978.

9. Дошкольная педагогика (конспект лекций) / Автор-составитель В. А. Титов. - М.: Приор-издат, 2002. - 192 с.

10. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А

11. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования Электронный ресурс. / И.А. Зимняя// Интернет-журнал "Эйдос". 2006. - 5 мая. Http://www.eidos.ru/iournal

12. Кривченко, Т. А. Коммуникативная культура человека, как объект специального формирования в воспитании// Классный руководитель. 2002, № 5,132-142.

13. Калинина, Н.В. Развитие социальной компетентности у младших школьников / Н.В. Калинина // Психология и шк. : науч.-практ. журн. 2005. - № 4. - С. 62-72.

14. Леонтьев, А. Н. Педагогическое общение. М. 1979 - 185 с.

15. Лисина, М.И. - М.: Педагогика, 1974. - 305с. Болотов, В.А., Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / Болотов В.А., Сериков, В.В.// Педагогика. - 2003. - № 10. – с. 26.

16. Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.- М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

17. Немов,Р.С. Психология. Учеб. для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 3-е изд. М., Гуманитарный издательский центр «Владос». 1997 - 688 с.

18. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /С. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3-е изд. М. Школа-пресс. 2000 - 512 с.

19. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.

20. Петрова, Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М., Школьная прессе (дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12).2000

21. Психокоррекция и развивающая работа с детьми. Учебное пособие для студентов средний педагогических учебных заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. Под ред. И. В. Дубровина. 2-е изд., стереотип. М., издательский центр «Академия». 1999 - 160 с.

22. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2151 от 20 июля 2011 года «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

23. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

24. Рогов, Е.И. Название: Общая психология Издательство: ВЛАДОС Год: 2002

25. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебн. пособие для пед. вузов и ин-в повышения квалификации. М.: Народное образование. 1998. - 255 с.

26. Формирование коммуникативной активности в условиях совместной продуктивной деятельности (старший дошкольный возраст). Крайнева Л.// Дошкольное воспитание, 1984 № 10, 86-89 с.