Можно ли наказывать детей физически?
Для меня этот вопрос был всегда предельно ясным.
Нет, нельзя.
Но так думают далеко не все.
Сотни раз встречал - в прессе и в общении - сожаления о том, что розги нынче не в моде. Мол, что не вбито в детстве через попу, взрослому потом в голову не вложить. Причем это мнение разделяют отнюдь не только маргиналы, сами выросшие в унижениях и битье. Я слышал сожаления по поводу запрета физических наказаний даже от вполне, казалось бы, умных и интеллигентных людей.
Короче, я - категорически против. И как человек, и как психолог.
Во-первых, потому что это нечестно. Мы же, взрослые, сильнее. Даже боксеры дерутся каждый в своей категории. А мы, вроде как, собираемся учить своего ребенка "разумному, доброму и вечному". Но - изначально нечестно.
Во-вторых, это дает ребенку крайне негативный опыт поведения в конфликтной ситуации, который может подтолкнуть в будущем его самого к роли жертвы или мучителя. Разумеется, непреложной связи между физическим наказанием и печальным будущим нет. Но подобные тенденции существуют, и это экспериментально доказано.
Вот, например, совсем свежее исследование, статья от 21 апреля 2021 года. Для любителей - полная ссылка: Jorge Cuartas, David G. Weissman, Margaret A. Sheridan, Liliana Lengua, Katie A. McLaughlin. Corporal Punishment and Elevated Neural Response to Threat in Children. Child Development, 2021; DOI: 10.1111/cdev.13565.
Если кратко пересказать своими словами, то получим примерно следующее. В эксперименте участвовали 147 детей (средний возраст 11 с половиной лет), из которых 40 подвергались физическим наказаниям (were spanked - трепке, порке, шлепкам, англ.), а 107 детей не имели дело с такими методами воспитания. Девочек - 75 человек, то есть примерно половина. Среди детей пропорционально присутствовали представители различных рас и народностей: белые, африканцы, латиноамериканцы и азиаты.
Испытуемым в аппарате МРТ предъявляли изображения лиц с выражением различных эмоций:
Далее реакции мозга детей на стимульный материал визуализировались и анализировались (рис.2 и 3).
И, наконец, главный рисунок, где мы воочию увидим разницу между реакцией детей, познавших даже такое "малозначительное" физическое насилие, как шлепки от любящих родителей, и детей, которых такими методами не воспитывали.
Вывод же авторы исследования делают примерно такой:
"Дети, которых шлепали, демонстрировали большую активацию в нескольких областях медиальной и латеральной префронтальной коры головного мозга... по сравнению с детьми, которых не шлепали.
Эти результаты свидетельствуют о том, что (домашняя) порка может изменить нервные реакции на угрозы окружающей среды таким же образом, как и более тяжелые формы жестокого обращения".
Закончу на самом что ни на есть бытовом уровне.
Я ни разу в жизни не ударил ни своих, ни чужих детей. Но все равно навсегда запомнил эпизод, который до сих пор меня напрягает. Мы с сынишкой поднимались по лестнице в нашем подъезде, он шел на пару ступенек впереди меня. Была уже ночь, люди спали, а сын - ему тогда было лет пять - громко и весело топал ногами. Я сделал ему замечание, он не угомонился. Второй раз сказал. Тот же эффект.
Я здорово разозлился и схватил его за плечо. Нет, не вцепился, не сделал больно. Но он, конечно, сразу повернулся и увидел мое гневное лицо.
И испугался.
Он уже давно выше меня ростом и, наверное, умом.
Но вот эти испуганные ребячьи глаза до сих пор гложут мою совесть.
На сегодня - все.
Ниже я поставил ранее опубликованные заметки, в которых речь тоже идет о детях и родителях:
1. "Как правильно воспитывать детей? Мнение многодетного психолога"
2. "Детей растили одинаково, а выросли они разными"
3. "Педагогическая запущенность или психическое нездоровье?"
4. "Серега-смерть. История от педагога-психолога О.И.Хорошевой"
Вопросы по тел./вотсап +7 9032605593
И, конечно, как всегда, любые замечания, споры, дискуссии и собственные мнения приветствуются. Чем больше лайков и активности читателей, тем большее количество новых людей будет привлечено к этим материалам. Давайте вместе менять вредные стереотипы о психологических проблемах, психических заболеваниях и людях, ими страдающих.