Незадолго до начала Второй мировой войны в Швеции появилась Мария Войславова, супруга одного из промышленников Германии, покинувшая Рейх из-за своих политических взглядов. Дама была обеспеченной. Только в стокгольмском банке на ее счету находилось сто тысяч крон, что позволяло Войславовой оказывать материальную помощь детской эмигрантской организации.
В Стокгольме Мария сошлась с Нильсом Нильсоном - одним из руководителей Организации по защите мира . Сошлась настолько, что Нильс решил жениться на привлекательной Марии и настойчиво просил ее, чтобы она развелась со своим мужем, и стала женой Нильса. Мария дала согласие и отбыла в Финляндию оформлять развод. Нильс уже радостно потирал руки, представляя свою будущую жизнь с любимой женщиной, как в его амурные дела вмешалась английская разведка. Ее агент Фред Лайнес, также активист той же самой Организации по защите мира, который поддерживал с Нильсом Нильсоном дружеские отношения, сообщил Нильсу, что Мария Войславова на деле вовсе не Мария, а сотрудник германской разведки Грета Кайнен. Фред провел с Нильсом ряд доверительных бесед, после чего Нильс Нильсон дал согласие работать на англичан. Его проинструктировали, как в дальнейшем вести себя со своей невестой.
Руководство англичан приняло решение захватить Марию, но для этого необходимо было согласие шведской стороны. Потому англичане уведомили шведов, что Грета-Мария сотрудник германских спецслужб. Шведы решили в этом удостовериться. В результате была организована совместная британо-шведская полицейская акция.
Нильс Нильсон вручил, вернувшейся из Финляндии, Грете-Марии список немцев, антифашистов, которые проживали в Швеции, тот самый что она у него настойчиво просила. Это случилось 13 мая 1940 года. Грета-Мария не знала, что этот список липовый и что он составлен шведами и англичанами совместно, что за ней шведы установили постоянное наблюдение, а потому вела себя довольно беспечно, уверенная в прочности своей легенды и нейтралитете местных спецслужб.
Наблюдая за Гретой-Марией, шведы выяснили, что ее «почтовый ящик», через который она общалась со связником, находится на кладбище, в тайнике одной из могил. Грета-Мария положила полученный от Нильса список в этот «ящик».
Шведы же решили дождаться, когда связник возьмет список, арестовать связника, и только в том случае, если список будет тот самый, который они составляли вместе с англичанами, задерживать Марию Войславову. Шведы решили действовать наверняка. Они не доверяли англичанам, способным пойти на провокацию, чтобы нарушить шведский нейтралитет.
Более суток два агента шведской контрразведки с рацией и фотоаппаратом, имевшем телеобъектив, сидели в морге (он находился в 200 метрах от тайника) и следили за «почтовым ящиком».
Около часа дня на второй день наблюдения появилась женщина, которая якобы пришла на кладбище проведать родственников. Где-то около часа она разыгрывала комедию по приведению в порядок одной из могил, и лишь убедившись, что на кладбище более никого нет, подошла к тайнику и изъяла его содержимое. Этот процесс агенты зафиксировали на фотопленку. Связались со своими коллегами по рации и те задержали женщину на выходе кладбища.
Допрос был долгий и утомительный. Наконец связная призналась, что работает на германскую разведку. И тут шведы допустили ряд ошибок.
Во-первых, не поинтересовались, а каким образом связник сообщает Грете-Марии о том, что послание изъято из тайника. Во-вторых, решили арестовать Грету-Марию лишь на третий день после ареста связника.
А потому, когда шведы прибыли на квартиру Марии Войславовой, то нашли лишь ее тело. Грета Кайнен отравилась, едва поняла, что связника взяли. Дело в том, что связная должна была оставить метку в условленном месте, что все благополучно, но не сделала этого, так как не добралась до этого места, а на допросе «забыла» об этом упомянуть.
Хотя возникает вопрос, а «ошиблась» ли шведская контрразведка, когда тянула с арестом? Или это было сделано преднамеренно, чтобы дать Грете-Марии отравиться до ареста? А может Грета-Мария не сама отравилась, а ей «помогли» шведы, которым было крайне нежелательно выдавать агента Рейха англичанам. А англичане наверняка бы потребовали выдать им Грету-Марию. А так агент скончалась и никаких сложностей, в том числе дипломатического порядка.
И последнее - когда с вами начнет знакомиться очередной активист движения за мир, не постесняйтесь - поинтересуйтесь у него, на какую спецслужбу он работает.
(Источник: Коппань)