Объём текста имеет значение. Это знают все писатели, даже те, кто писателями себя не считает. Понятно, что большая рукопись – это солиднее, чем маленькая статья. К книгам это тоже относится, потому что даже небольшой изданный рассказик – это, конечно, повод для гордости, но если написан солидный роман, то и гордость прямо пропорциональна его объёму.
Поэтому всегда было важно правильно этот объём определить, и в разное время он определялся по-разному. В сравнительно недалёком прошлом основной единицей измерения писательского труда был печатный лист, а сейчас считают в авторских. В чём же разница?
Что такое авторский лист
Если коротко, то авторский лист – это 40 000 знаков с пробелами. В настоящее время самая распространённая единица измерения авторского текста – 1 000 знаков. Если речь идёт о копирайтерах и вебрайтерах, то они считают знаки без пробелов (только буквы и знаки препинания), а писатели и редактора издательств считают знаки с пробелами. Поэтому в копирайтерской тысяче знаков информации больше, чем в писательской. Это, конечно, условно.
Почему считают знаками, а не стандартными вордовскими листами формата A4? Потому что на одном листе можно разместить разный объём информации, в зависимости от шрифта, его величины, расстояния между строками и ширины полей. Но если так хочется перевести объём в вордовские листы, то на одном убирается примерно 2 500 знаков с пробелами 12 кеглем (величина шрифта), шрифтом Times New Roman через полуторный интервал. Можно теперь посчитать, сколько таких вордовских листов будет в одном авторском. У меня получилось – 16.
Итак, авторский лист считается 40 000 знаков с пробелами. Чтобы узнать, сколько у вас «наработано» знаков и авторских листов надо заглянуть в статистику. В документе на скриншоте 435 700 знаков. Если это количество разделить на 40 000, то получится 10,8 авторских листа.
Всё очень просто.
В стихотворном тексте считаются уже не знаки, а строки. Так было всегда, а сейчас авторский лист стихов составляет 700 строк.
В авторских листах указывается и минимальный размер рукописи, принимаемый издательством, даже если это рассказ в какой-нибудь сборник. Это одна из причин, почему гонорар напрямую не зависит от количества авторских листов. Он зависит от размера тиража и иногда от издательской стоимости книги, если автору выплачивается роялти. А фиксированный гонорар вообще ни от чего не зависит – как договорятся автор и издательство. То есть распространенное представление, что чем толще книга, тем больше за нее получил автор, ошибочно.
Печатный лист
В те времена, когда ещё не было компьютеров, объём рукописи рассчитывался в печатных листах. Они имеют отношение не к тексту, а к размеру бумаги. Условный печатный лист – это лист бумаги 60 × 90 см. В большинстве типографских печатных машин используют именно такой формат.
Это не слишком удобно для рукописей, но печатная машинка, которая в прошлом была основным орудием производства писателя, количество знаков считать не умела. Зато у неё был в основном стандартный шрифт и пробелы между строками. Это позволяло довольно точно переводить печатный (типографский лист) в стандартные листы формата A4. В одном печатном листе 11–12 листов, набранных на пишущей машинке.
Сейчас понятие печатного листа сохранилось только в типографских изданиях. Если посмотреть на последней странице книги её выходные данные, то, так же как и 10, 20, 60 лет назад, там указаны условные печатные листы. Но в издательствах в общении с авторами, при заключении договора, при оплате работы литредакторов и корректоров в ходу именно авторские листы, которые часто называют просто «алки».
Правда есть ещё один вариант.
Учётно-издательский лист
По способу расчёта это тот же авторский лист, то есть его размер — 40 000 знаков. Но в отличие от обычного авторского, в него входит не только авторский текст, но и все печатные символы – номера страниц, колонтитулы (если они есть), аннотация, сноски, оглавление, список терминов, выходные данные и т. д. То есть то, что появляется в тексте уже в издательстве, часто после вёрстки.
На этом сегодня всё. Прощаюсь ненадолго. Скоро встретимся.