Период перехода с 30 апреля на 1 мая и несколько последующих дней в древних культурах, начиная с неолита, символизирует переход солярного Бога (Аполлона у греков, Беленоса у кельтов, Ярило у славян и т.д.) в новое качество:
На Семайн (зимнее солнце стояние) он рождается, сменяя Бога-Солнце предшествующего года.
На Имблок (1-2 февраля) из младенца он становится ребенком.
На Остару (весеннее равноденствие) он проходит инициацию, теперь он подросток.
На Белтейн – в ночь с 30 апреля на 1 мая, он становится юношей, сватается к Богине Земли.
На Литу (летнее солнцестояние) он входит в полную силу, сочетается браком с Богиней.
На Лугнасад (1 августа) божественная пара приносит урожай.
На Мабон (осеннее равноденствие) – подводит итоги и подготавливается к тому, чтобы на новый Семайн уступить место новому Солнцу.
Название всех вышеперечисленных праздников – кельтские. Я привела их здесь, так как ныне они широко известны благодаря неоязыческой и викканской традиции. Но все они до единого имеют свои названия во всех европейских культурах. И это естественно, ведь божественную пару Солнце и Землю почитали еще во времена доаграрного общества, так как жизнь охотников и собирателей тоже завесила от времен года (сбора сезонных растений, времени гона или вскармливания потомства у животных и т.д.)
Но остановимся сегодня на Белтейне. Этимология этого слова восходит к древнеирландскому корню «tene» — «огонь», а морфема «bel-», означает «сияющий», она связана с именем кельтского бога Белена (Бела). Таким образом, название праздника можно перевести, как «сияющий огонь», или «Огонь Бела».
Бог Бел – солярное божество, он имеет много общего с Аполлоном, например, он так же учит людей искусству врачевания и музыке. В Ирландии он соответствует божеству по имени Энгус Мак Ок, что означает «молодой сын» или «сын юности». В славянском язычестве – это Ярило, воплощение солнца, как такового.
Итак, начало мая – это юность года, время, когда люди готовились к новому сельскохозяйственному периоду, ожидая обильного урожая, славили молодое солнце. Как и все праздники, Белтейн носил сакральный характер, чтобы урожай был удачным, юные Бог и Богиня должны полюбить друг друга и возлечь на брачное ложе. Поэтому и люди на Белтейн веселились, пели песни, жгли костры, предавались любовным играм, ведь сексу в древних обществах также придавалось сакральное значение.
Во многих европейских культурах обязательной традицией в этот период было Майское дерево. Чаще всего это был столб, украшенный сверху венком – символ фаллоса и лона божественной пары. Эта традиция существовала в Германии, Австрии, Чехии, Словакии, России, Скандинавии и других европейских стран. Вокруг дерева обычно устраиваются хороводы и состязания.
В Древнем Риме с 28 апреля по 1-е мая отмечали Флоралии — праздник в честь богини цветов и трав Флоры. Женщины во время флоралий ходили в цветных платьях, что в другое время запрещалось. Двери домов украшались цветочными венками. На площадях устраивались театральные представления, выступления танцоров, а также танцы с раздеванием в исполнении гетер.
Греки отмечали 1 мая гуляниями в рощах с распеванием песен, танцами и любовными играми.
У уже крещеных германских племён 1-го мая, на Троицын день долго сохранялся обычай, восходивший к язычеству: среди юношей избирался «майский король», ему вручались два венка и предоставлялось право избрать из числа девиц царицу праздника – «майскую королеву»; на нее он возлагал один венок, второй надевал сам.
Чехи на 1 мая выбирают «краля» и «кральку», неделя, в которою происходит это народное гуляние, известна под именем «кралевой». Краль и кралька являются на праздник увенчанные коронами и убранные цветами.
Подобные обычаи были в Англии, Словении, Литве, Испании, Польше.
Сложно себе представить, но к этому же древнему обычаю восходит выбор короля и королевы бала на выпускных вечерах современных школьников! Да, архетипическое невозможно искоренить.
У славян 1 мая праздновался Еремей Запрягальник. Считалось, что в этот день сам Ярило, наряженный в белые одежды, в венке из алого мака, со спелыми колосьями в руке ходит по земле. Где ступит нога его – всякая ярь растет (яровой хлеб: пшеница, ячмень, овёс, греча, просо), глянет в поле – цветы вырастают, посмотрит в темный лес – там птички защебечут, на воду – рыбки весело заиграют.
Если мы хотим представить настроение Белтейна, достаточно вспомнить канун школьного выпускного бала или выпускной в институте – когда «госы» сданы, диплом получен, сердце наполнено радостным ожиданием «взрослой, настоящей жизни», когда кажется, что все самое лучшее впереди и вот-вот начнется. А еще юность, влюбленность, надежда.
Да, еще вспоминаются ранние советские фильмы или открытки с Первомайской демонстрацией. Вот, например:
А вот и Майский шест в советской вариации:
Так уж сильно это отличается от языческих праздников?! (К слову, вся советская символика – исключительно языческая, но эта тема заслуживает отдельной статьи) Повторюсь, архетипы – изначальные, предвечные идеи проникают в любую среду и идеологию.
Ни и, конечно, говоря о переходе с 30 апреля на 1 мая, невозможно обойти вниманием Вальпургиеву ночь.
Как праздник солнечного Бога, юности, весны и надежды превратился в главный ведьминский шабаш на Лысой горе? Ответ очень прост: все языческое в христианстве было объявлено греховным, нечистым, дьявольским. Веселые гуляния юношей и девушек стали называться сатанинскими оргиями. Ведьмы – женщины, ведающие, как лечить болезни, стали приспешницами сатаны, ведь в христианском понимании болезни насылает Бог в наказание. Да, кстати, Святая Вальбурга (в честь которой назван этот праздник в католицизме) чтится как заступница в бедах и помощница при болезнях, эпидемиях, бешенстве, голоде, неурожае, покровительницей невест, рожениц и крестьян. Да, архетипическое из душ не изъять, веруют ли люди при этом в Богов плодородия и любви, в единого Бога или в научный коммунизм.
Желаю вам в этот день наполнить душу страстью юности, надеждой на богатые урожаи и светлую дорогу впереди!
Буду рада, если свои добрые пожелания вы выразите лайком и подпиской.
С пожеланиями наилучшего настоящего,
Александра Сергеева.