Найти тему

Для чего нужна ниша на фрилансе?

Оглавление

Многие проблемы начинающих фрилансеров растут из-за неправильно выбранной сферы деятельности и ниши.

Изначально, когда ты не знаешь, что именно у тебя получается делать хорошо, ты пытаешься захватить сразу большое количество сфер деятельности. В итоге молодой фрилансер распыляет своё внимание на кучу разных направлений не понимая, какие из них для него основные, а какие дополнительные. Это приводит к тому, что очень сложно повышать чек на услуги, ведь Заказчики не воспринимают таких фрилансеров всерьёз и не готов платить им много.

Страх не получить клиента

Желание захватить большой спектр услуг напрямую связан с тем, что начинающему фрилансеру обычно кажется, что так проще найти клиента. Выбирая такой подход, вы вгоняете себя в неблагоприятную среду жёсткой конкуренции по средствам демпинга (потому что в таком случае, это будет единственным способом привлечь клиентам именно к вам). Скорее всего, с таким подходом вы перегорите к фрилансу через 2-3 месяца и потеряете мотивацию.

Не тратьте своё время - это никогда не даст вам нормального выхлопа. Лучше выберете узкую нишу, а оставшееся время потратьте на "упаковку себя как специалиста".

Почему отсекать лишние услуги на фрилансе это хорошо?

Если вы зайдёте на любую биржу фриланса и проанализируете "топовых", то вы заметите, что у них у всех очень узкая ниша. Обычно оставляют только одно ключевое направление, а смежные предлагают уже как дополнительную продажу в рамках долгосрочного сотрудничества.

Как правило дополнительные продажи не приносят вам большого дохода, поэтому они не должны стягивать ваше внимание на себя.

Если вы решили для себя расти как фрилансер, то ваша задача стать первоклассным узким специалистом, что бы вас приглашали в большие проекты (с хорошей оплатой и адекватным отношением к труду) в команду. Потому как единственный ваш путь развития - вертикальный. Ваше время ограничено, стоимость часа должна постоянно расти, что бы рос ваш доход.

Если вас такой подход не устраивает, то начинайте собирать команду и делегировать задачи - это немного другой путь развития, горизонтальный.

Чем раньше вы поймёте, что нормальному платёжеспособному Заказчику не нужен "человек-оркестр", тем раньше вы выйдете на тот доход, который хотите.

Насколько можно ужимать нишу

Обычно, остаётся только одно направление деятельности (дизайн, seo, smm, проектное-управление и т.д.), но на самом деле, ужиматься можно ещё дальше. Бывают примеры, что фрилансер ужался вплоть до конкретной функции (текстурирование 3D моделей, разработка логотипов, разработка продающих одностраничных сайтов и т.д.).

Чем более узкая у вас ниша, тем в проекте большего масштаба вы можете участвовать. Чем большего масштаба проект - тем больше за него платят.

Поэтому не бойтесь ужимать нишу. Делайте это настолько, насколько считаете верным.

Мой пример

Мой пример не 100% валиден под данную статью, но в нём есть интересные моменты.

Матрица услуг моей компании
Матрица услуг моей компании

Изначально, когда я только начинал строить компанию с нуля, я думал что нам нужно захватить большой спектр услуг и предлагать услуги "под ключ". Основная мысль была в том, что компания - это группа людей и здесь, как раз таки широкая ниша оправдана.

Но реальность со временем показала мне, что здесь так же хорошо работает усечение ниши.

Примерно в период лета 2020 мы решили отказаться от размещения на нашем сайте разделов:

  • Внедрение сторонних сервисов - эти услуги мы не могли оказывать под ключ. Например внедрение CRM мы могли делать только с технической части, а работа с бизнес-процессами всё равно требовала привлечения сторонних компания. К нам за 2 года практически ни разу не обращались с такими заявками, т.к. у нас не было времени на написание кейсов, продвижения этих услуг, и уж тем более, мы не крутили их в рекламе. Вывод - мы убрали раздел и предлагаем услуги только тем клиентам, которые уже у нас обслуживаются;
  • Дизайн - в нашей текущей нише, индивидуальный дизайн либо не нужен, либо уже заказан. Для наших клиентов приоритет в дизайне - это редкость. К тому же, дизайн обычно подразумевает не только дизайн сайта, но и офлайн упаковка бизнеса (чего мы никак дать не можем). Поэтому мы полностью убрали это направление и решаем проблему таким образом - если нужен дизайн сайта, то привлекаем проверенных дизайнеров проектно, если нужен комплексный подход, обращаемся к партнёрской дизайн-студии, которая ведёт проект с нами от и до;
  • Прочее - тут изначально собраны услуги, которые на заказывают напрямую. Мы убрали их, что бы не путать потенциального Заказчика.

По итогу этой работы:

  • Услуг на нашем сайте стало в два раза меньше;
  • Посетители сайта реже теряются, навигация стала более понятной (уменьшился показатель отказов);
  • Наполнять, поддерживать и писать контент для сайта стало проще;
  • Мы по прежнему продаём эти услуги в личном разговоре.

Вместо вывода

Ужимайте нишу до пределов своего профессионализма, занимайтесь качественной упаковкой своих услуг и не занимайтесь демпингом - тогда фриланс станет для вас действительно прибыльным делом, и позволит вам улучшить качество своей жизни. Всем успехов!

Если вам понравилось, читайте так же: