В одной из недавних публикаций, где я затрагивал тему необоснованных отказов в заключении договоров обязательно страхования автогражданской ответственности, я приводил примеры того, как Центральный банк России — государственный орган, регулирующий работу страховых компаний и призванный защищать интересы страхователей, — последней функцией не занимается, отказываясь наказывать страховые компании-нарушители.
Пострадавшими от отказов страховщиков чаще всего оказываются мотоциклисты.
Хотя чуть раньше я приводил пример удачной защиты прав собственника транспортного средства, которому СК отказала в заключении электронного договора ОСАГО, с помощью того же Центрального банка: сначала он наложил на СК штраф, после чего суд постановил взыскать с нее еще и компенсацию морального вреда, и штраф за нарушение прав потребителей в пользу этого самого потребителя.
Затем я рассказал о том, как у меня не получилось привлечь СК к ответственности за очный отказ в заключении договора ОСАГО. После этого, решил я, буду пытаться получить полис ОСАГО через сайты страховых компаний.
С автомобилями все было успешно. Но как только коснулось мототехники… Сайты, прекрасно работавшие до этого, вдруг начали беспричинно «виснуть», или придираться к сканированным документам, или не находить моей марки/модели в своем скудном списке. А возможности вбить ее вручную не предоставляли.
Кое-где не проходил капча-код, а некоторые сайты уже после ввода всех данных писали о невозможности заключить договор на сайте выбранного мною страховщика и предлагали посредством перехода на сайт РСА застраховаться в какой-нибудь другой СК.
Естественно, это мне надоело, и я, сделав несколько скриншотов, написал жалобу на сайте Центрального банка. Через месяц мне пришел ответ, очень длинный и развернутый, смысл которого сводился к тому, что дело об административном правонарушении в отношении отказавшей СК возбудить никак нельзя, потому что не представлено железных доказательств того, что СК уклонилась от заключения электронного договора ОСАГО. Мол, приложенные скриншоты — это хорошо, но их мало. Вот если бы я сделал видео…
Было это в прошлом году. Когда же в этом году я вновь уперся в нежелание СК страховать мотоцикл, то, наученный прошлогодним опытом, после нескольких неудачных попыток оформить е-ОСАГО решил записать весь процесс уклонения СК от исполнения своей обязанности на видео. Записал. Выложил на ю-туб, а ссылку приложил к тексту жалобы, отправленной в ЦБ РФ.
Прошел месяц, и вот наконец я получаю из ЦБ электронное письмо с ответами на мое обращение: определение об отказе в возбуждении дела об АПН и просто письмо «О рассмотрении обращения» аж на шести страницах. В резолютивной части определения сразу главное: в возбуждении дела об административном правонарушении отказать! А в мотивировочной части, долго и нужно — причины отказа. Мне показалось, что они высосаны из пальца, а некоторые факты просто перевраны. Например, сказано, что мной не предоставлены доказательства того, что после моего отказа пройти на сайт РСА у меня не было возможности продолжить страхование на сайте той же СК, где я и начал оформление. Хотя на моей записи прекрасно видно, как после моего отказа меня снова выводят на сайт СК в самое начало процесса, и таких циклов я записал целых два.
Продолжение Определения ЦБ РФ:
Из ответов ЦБ я увидел полное нежелание этого органа не только помогать гражданам, пострадавшим от произвола страховщиков, но и пополнять бюджет страны. Штраф для СК по статье 15.34.1 КРФоАП составляет от 100 тысяч до 300 тысяч рублей. И, оштрафовав нарушителя, Центробанк не только бы помог гражданам, но и пополнил бы казну не такими уж и малыми деньгами.
Почему он этого не делает — мне непонятно. Хотя кое-какие соображения, конечно же, имеются.