Второй всадник Апокалипсиса: жертвенный огонь и небесный меч (Откр.6:3-4)

Фестиваль Las Luminarias в деревне Сан-Бартоломе-де-Пинарес, Испания. Фото: REUTERS
Фестиваль Las Luminarias в деревне Сан-Бартоломе-де-Пинарес, Испания. Фото: REUTERS

И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч (Откр.6:3-4)

В контексте единых для всех семи печатей новозаветных смыслов самой короткой и точной формулировкой, описывающей миссию «рыжего» и «огненного» коня и всадника (греч. πυρρός в буквальном смысле означает «огненный»), выглядит толкование, предложенное свт. Андреем Кесарийским:

«Здесь разумеется, по нашему мнению, иное апостольское учение, проповеданное мучениками и учителями»

А это кроме всего прочего означает, что под второй печатью великой Небесной книги прорисованы не «силы зла», выходящие в мир в последние дни нынешнего века (как утверждают многие современные «толкователи»), — но еще один образ мировой евангельской проповеди, прямо продолжающий миссию первого всадника (который вышел «как победоносный, и чтобы победить», Откр.6:2).

Более того, весьма знаменательно, что в предначертательных для первых четырех печатей видениях пророка Захарии Ангел Господень сидел именно на коне «рыжем» (Зах.1:8-10), причем большинство православных богословов видят в этом образе не простого Ангела, но Архистратига Михаила (об этом говорят и блаж. Феодорит Кирский, и блаж. Иероним Стридонский, и т.д.), — то есть уже только по этой причине невозможно воспринимать огненного коня и его всадника силами зла, выходящими в мир для того, чтобы развязать на земле последнюю «апокалиптическую» войну.

Кроме того, «большой меч» второго всадника не является его собственностью, но вверяется ему свыше для исполнения определенной миссии, — поэтому неверно было бы полагать, что Сам Господь или кто-то из высших чинов Ангельских вложил в нечестивые руки небесный меч и направил «огненного меченосца» на землю с целью склонить все человечество к невиданному ранее кровопролитию (сравн. – Мф.26:51-53, Откр.13:10 и т.д.).

(Здесь можно отметить и то существенное обстоятельство, что небесный меч «дан» всаднику на огненном коне не «до», а после того, как на земле уже нет мира, и сами люди «убивают друг друга»)

При этом в едином смысле с событиями под первой печатью небесный меч второго всадника может вполне естественно восприниматься как образ слова Божьего, вложенного в уста благовестников (сравн. – Зах.9:13; «и соделал уста Мои как острый меч…» , Ис.49:2).

Более того, о подобном «большом небесном мече» свидетельствует Сам Господь и Спаситель:

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч (Мф.10:34)

(Очевидно, что «меч слова», как и «небесный лук» первого всадника, не похожи на «физические» оружия, которыми возможно пролить невинную кровь. Но, тем не менее, духовный меч Благовестия действительно «забирает» с земли противоестественные беззаконные компромиссы, предполагающие «мирное сосуществование» добра и зла)

Что касается слова «убивали» («…чтобы убивали друг друга…»), — оно в буквальном смысле означает «закола́ли» (от греч. σφάζω), то есть связано в первую очередь с ветхозаветными жертвоприношениями, и при этом очень редко обозначает «криминальные», «бытовые» и «военные» убийства.

А в контексте образов «жертвенного заклания» и «огненный» цвет коня второго всадника не выглядит случайным, — но указывает на священный огонь, возгоревшийся в новозаветные времена на вселенском жертвеннике всесожжения Небесного храма, сравн.:

Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! (Лк.12:49)

Не требует дополнительных доказательств и утверждение, что «обычного» мира (т.е. времени без войн), и даже самых коротких периодов, в которые люди «мира сего» не убивали бы друг друга, на ветхой земле не было буквально никогда. А если времена «войны» и «мира» в масштабах всей планеты и различались между собой, — это различие ограничивалось только масштабами кровопролития, а также жестокостью и длительностью непрерывно ведущихся войн.

Поэтому если бы под словом «мир» подразумевалось время без буквальных войн и вооруженных конфликтов, — никто из живущих на земле просто не смог бы определить тот ключевой момент, когда настолько «немирный» мир был бы с земли «взят» (сравн. – «...дано взять мир с земли...», Откр.6:4)

Так или иначе, все толкователи, усматривающие в миссии второго всадника некую глобальную, «апокалиптическую», беспрецедентную по меркам человеческой истории войну, вынуждены «находить» такую войну в слове о том, что второму всаднику «дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга», — а иных поводов держаться именно такого понимания книга Откровение попросту не дает.

При этом все упомянутые ранее евангельские смыслы подсказывают видеть в образе второго всадника не «новую буквальную войну», — но новый повод для ненависти, вражды и человекоубийства. А такое понимание представляет «огненного коня» не «апокалиптическим» вселенским бедствием, — но образом возвещения в мире смыслов и истин Благовестия (только не в «победном» его аспекте, представленном всадником на белом коне, а в «огненно-жертвенном», в соответствии с которым воинствует слово истины, а христиане, несущие в мир это слово, уподобляются «овцам, обреченным на заклание», Пс.43:23, Зах.11:4-7, Рим. 8:36-37 и т.д.), сравн.:

Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков (1 Кор.4:9)

Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного (1 Пет.4:12)

Соответственно, «большой меч», который вверяется второму всаднику «рукою свыше», предстает «мечом слова» и «мечом истины», направленным на землю Самим Спасителем (Мф.10:34-35, Лк.12:51-53 и т.д.), — а «мир с земли» исчезает не потому, что его разрушает своим мечом всадник на огненном коне, но по причине возвещения миру слова, которое обличает и осуждает зло и разделяет живущих на земле на спасающихся и погибающих.

А это означает, что вина кровопролития, которое неизбежно следует за таким разделением, возлагается не на «огненного всадника», а на тех, для кого невыносимо слышать слово Благовестия и кто просто не в состоянии смириться с тем, что это слово открыто проповедуется в народах, совершая то, для чего было послано, сравн.:

Долго жила душа моя с ненавидящими мир. Я мирен: но только заговорю, они - к войне (Пс.119:6-7)

Таким образом, как уже было отмечено в самом начале публикации, среди множества вариантов разумения духовных процессов, прорисованных под «второй печатью» Небесной книги, самым точным и самым обоснованным выглядит мнение свт. Андрея Кесарийского:

«Здесь разумеется, по нашему мнению, иное апостольское учение, проповеданное мучениками и учителями. Этим учением, по распространении проповеди, природа разделилась сама на себя, нарушился мир мира, ибо Христос сказал: «не приидох воврещи мир» (на землю), «но меч» (Мф.10:34)»

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Третий всадник Апокалипсиса: вороной конь, тяжесть «меры» и легкость «ярма» (Откр.6:5-6)

Предыдущая статья: Первая печать Апокалипсиса: для чего всаднику на белом коне лук со стрелами? (Откр.6:1-2)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри, Откр.6:3 #И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч, Откр.6:4