Найти в Дзене
Любитель балета

Жизнь замечательных людей. Балетмейстер К. Сергеев. Послесловие

«Жизнь замечательных людей» – книжная серия биографий. Не суховатых, а обычно написанных живым, интересным языком, научно-популярных. Артисты балета попадали в нее редко. А канал Яндекс-дзена – не совсем тот формат, его текстовый жанр – это не очень большая популярная статья. И все же я в последнее время выпустила несколько публикаций, посвященных жизни, деятельности и творчеству Константина Михайловича Сергеева (1910–1992) – артиста балета, балетмейстера, Народного артиста СССР, лауреата Сталинских премий, орденоносца и прочая, прочая…

В балете – рыцарь, а в управлении... хм, гораздо сложнее

Появилась необходимость продолжить разговор о его дальнейшей жизни. Мы писали на том, как он дважды становился главным балетмейстером Ленинградского театра оперы и балета, в 1951–1955 гг. и с 1960/1961 г. У него были нелады с частью труппы, против него писали открытые письма в газеты. В первом случае это привело к его свержению, во втором – нет. Вот на этом мы и остановились.

Бунты в ленинградском балете (почти документальный рассказ). Ч. 1: мужская. И ч. 2: женская

К 1961 г. Сергеев завершил карьеру танцовщика – последней его новой ролью стал Арбенин в драмбалете «Маскарад» балетмейстера Бориса Фенстера, который скончался во время этого спектакля.

Сергеев в роли Арбенина. Копия автора
Сергеев в роли Арбенина. Копия автора

Через 2 года после первого полета человека в космос Сергеев поставил одноактный балет «Далекая планета» (премьера 12 апреля 1963 г.). Сценарий он написал сам вместе с композитором Б. С. Майзелем, суть его вот в чем:

Осуществляя извечную мечту, Человек взлетает в космос и достигает Далекой планеты, которая посылает ему навстречу вихри, туманы и метеоритные дожди. Однако Человеку удается покорить планету и овладеть лучом – символом познания тайн Вселенной. Возвратясь на Землю, Человек торжественно передает ей этот драгоценный дар Далекой планеты.

Человеком был Юрий Соловьев, Землей – Калерия Федичева, Далекой Планетой – Габриэла Комлева.

Комлева и Соловьев в балете "Далекая планета". Копия автора
Комлева и Соловьев в балете "Далекая планета". Копия автора

Несмотря на актуальную тему и наличие кинодекораций, балет очень быстро сошел со сцены, и почти никто из видевших его и не помнил – так, по крайней мере, утверждал балетоман Д. Черкасский (автор книги, которая дальше будет еще использоваться). Разве что запомнились острые прыжки Комлевой с приземлениями на пальцы.

Это был второй балет Сергеева о современности и третий суммарно. Первой была вечная история про Золушку, второй – история любви через преграды апартеида в ЮАС (сейчас ЮАР).

Дальнейшая жизнь балетной труппы кировского театра была такова. Много классических балетов, формально – обновление репертуара происходило, фактически – многие новые балеты естественно и быстро сходили со сцены. Продолжил ставить Леонид Якобсон: «Клоп» (1962), «Новеллы о любви» (1963), «Двенадцать» (1964), «Страна чудес» (1967). И все же яркий и высокий взлет, пиком которого стала «Легенда о любви» Григоровича (1961) не повторился ни тогда, ни до сих пор. Кстати, о Григоровиче. Опасный соперник, который мог бы стать главным балетмейстером, стал им – но в Большом театре с 1964 года.

Частная жизнь текла стабильно. Рядом была любимая супруга, балерина, а ныне педагог Наталия Дудинская. Рядом – понятие не совсем точное в отношении их: у каждого была отдельная квартира. Их связало притяжение противоположностей, но в быту было удобнее держаться на расстоянии: Наталия Михайловна любила общество и гостей, Константин Михайлович в свободное время любил тишину, уединение, созерцание – например, уединиться на даче, которую Талечка, как он ее называл, и не жаловала.

Время шло. Вырос единственный сын Николай (от первого брака с Ф. Балабиной), поступил в хореографическое училище им. Вагановой (мать была в нем в то время художественным руководителем).

Константин и Николай Сергеевы. Копия автора
Константин и Николай Сергеевы. Копия автора

В 1966 г. окончил его и поступил в театр. У него есть партнерша и жена Светлана Ефремова – чувашская девушка с прекрасными балетными данными, которой положено было уехать вместе со всем курсом укреплять театр оперы и балета своей республики, но ее оставили в Ленинграде. Все близкие люди Константина Михайловича в одной среде – на службе искусству балета.

Николай Сергеев и Светлана Ефремова в "Коппелии". Яндекс-картинки.
Николай Сергеев и Светлана Ефремова в "Коппелии". Яндекс-картинки.

Промолчав около семи лет, К. Сергеев поставил балет «Гамлет». Он стал лебединой песней главного балетмейстера – поста он лишился и на премьере теперь был просто балетмейстером-постановщиком.

К. Сергеев на репетиции своего балета "Гамлет". Яндекс-картинки
К. Сергеев на репетиции своего балета "Гамлет". Яндекс-картинки

В начале сентября 1970 г. Kirov ballet был на гастролях в Великобритании. Одна из лучших балерин труппы Наталия Макарова просит политического убежища и остается на Западе. Опять… 9 лет назад то же совершил Рудольф Нуреев. Вот из-за этого Сергеев и лишился должности главного балетмейстера.

Макарова тоже репетировала партию Офелии… 12 декабря прошла премьера. Гамлет – Никита Долгушин, Офелия – Алла Сизова.

Н. Долгушин и К. Сергеев на репетиции "Гамлета". Копия автора
Н. Долгушин и К. Сергеев на репетиции "Гамлета". Копия автора

В 1973 г. случилась трагедия – Николай Сергеев погиб в автокатастрофе. Ему было 27 лет…

К. Сергеев, Н. Сергеев и Ф. Балабина
К. Сергеев, Н. Сергеев и Ф. Балабина

С этого же года К. Сергеев стал художественным руководителем хореографического училища, сменив свою первую жену Фею Балабину. Он преподавал вместе с Дудинской, ставил для учеников балеты, возобновил свой балет «Золушка».

К. Сергеев репетирует "па-де-шаль" из своего балета "Золушка". Яндекс-картинки
К. Сергеев репетирует "па-де-шаль" из своего балета "Золушка". Яндекс-картинки

Был он в жюри балетных конкурсов, писал статьи, давал интервью (хоть и нечасто), ставил классические балеты за рубежом. Из культурной жизни, а точнее балетной, не выпадал никогда. Даже продолжил ставить новые балеты для родного театра. В 1973 г. он сделал редакцию классического балета «Корсар», в 1976 г. поставил «Левшу», а в 1980 г. в Москве – «Легенду о Жанне д'Арк» (театр им. Станиславского и Немировича-Данченко). Последние два не оставили о себе особой памяти и быстро сошли со сцены. «Корсар» продержался дольше, но в 1987 г. он сменился постановкой Петра Гусева.

В январе 1989 г. произошла историческая встреча: Наталия Макарова смогла побывать в СССР, выступить в родном кировском театре и встретиться с главным балетмейстером, которому она вынужденно причинила боль…

В год распада СССР Сергеев стал Героем Социалистического труда и первым президентом Академии имени Вагановой, в связи с преобразованием училища.

К. Сергеев на вечере в его честь. Театр, 1991 г.  Яндекс-картинки
К. Сергеев на вечере в его честь. Театр, 1991 г. Яндекс-картинки

По приглашению Ю. Н. Григоровича он в 1991 г. готовил свою версию «Корсара» для Большого театра. Премьера прошла, но в беспокойных 90-х и не такие балеты сходили со сцены (не всегда шла даже «Спящая красавица»), и балет исчез.

Дни жизни Константина Михайловича Сергеева завершились 1 апреля 1992 г. Жена пережила его почти на 11 лет.

К. Сергеев и Н. Дудинская. Яндекс-картинки
К. Сергеев и Н. Дудинская. Яндекс-картинки

«Король умер – да здравствует король!» – говорили в средневековой Франции. Скажем и мы. Но в другом смысле. Там в королевстве здравствовал новый король, а наш король балета шагнул в вечность, и равного ему по уровню таланта из потомков и не видно… Время показало, что как балетмейстеру ему лучше всего удались редакции классики – они живы до сих пор.

Но я еще далеко не завершила. Что осталось? Память. Какой она была и есть? Неодинаковой в разное время. И это зависело от настроений в обществе.

В СССР о неоднозначности его работы в качестве главного балетмейстера, о недолговечности многих его собственных балетов печатные издания не упоминали. При жизни выходили книги о нем: биография (В. Прохоровой) в 1974 г., сборник статей о нем в 1978 г.

В связи приездами Н. Макаровой на родину к 1991 г. был собран и позже вышел сборник материалов о ней, где Сергеев как главный балетмейстер удостоился нескольких страниц Н. Зозулиной. Мы можем прочесть о том, что это его время было, по словам артистов, «черным десятилетием» (1960–1970), периодом реакции после новаторских успехов Григоровича, Бельского, Якобсона, во время которого он боролся «со всякого рода реформаторами, «оппозиционерами» и подрывателями традиций», замыкался на классике и «мертворожденных» балетах.

В 1986 г. балетоман с 40-летним стажем Д. Черкасский написал большой очерк «Наталия Дудинская и Константин Сергеев» (вошел в его книгу, вышедшую позже, уже в 1994 г.).

Из свободного доступа
Из свободного доступа

Симпатии его были не на стороне Сергеева – видимо, именно потому, что он был современником долгой жизни кировского балета под его руководством. Для цели (нетипичного очерка) он не искажал фактов, но самый подбор этих фактов и обусловил картину в оттенках черного.

Наступил новый век. В 2010 г. столетие со дня рождения Сергеева не прошло незамеченным. Из заметных следов – вышла книга и документальный фильм («Уроки жизни»).

2-й части не нашла. 3-я и 4-я:

Они в очередной раз показали, что история общественной мысли развивается по спирали. После смелого, либерального и несколько черноватого взгляда 90-х маятник качнулся назад. Новый виток спирали – да, но он не мог повториться полностью: произошло переосмысление его личности с учетом течения времени. Ирина Александровна Колпакова в фильме ответила на вопрос о письме балерин 1962 года. Такими словами, что да, так случилось. Их отношения в Сергеевым во все годы были разными, менялись, и вот в один момент произошло такое. Это не могло возникнуть на пустом месте. Но она всегда понимала и с годами все больше понимает какой это был талант. У нее... нет, не раскаяние (это слишком громкое слово, говорит она), но сожаление – да: что они были такими непримиримыми. Но с другой стороны – это было небеспричинно.

В 2010 г. вышел сборник (составитель Б. Бланков, артист балета) «Великий дуэт ХХ века».

Из свободного доступа
Из свободного доступа

Часть статей, воспоминаний и очерков в него вошло прямиком из советского сборника 1978 года (признав вневременность?), были написаны и новые. Так, из более подробной биографической статьи мы теперь впервые могли узнать, что отец Сергеева, Михаил Сергеевич, происходил из деревни Ярославской губернии Романо-Борисоглебского уезда (ныне Даниловского района Ярославской области). Он переехал с семьей в Петроград и стал рабочим лампового завода. Жена его, Александра Илларионовна Сикачёва, была из Двинска Витебской губернии (ныне Даугавпилс, Латвия). Семья была верующей (староверы). Отец рано умер, мать подрабатывала шитьем. И увлекалась театром, а значит, увлекся и сын. В шесть лет Костя в Мариинском театре увидел свой первый балет – «Спящая красавица». Как многих завлек в волшебный мир балета этот шедевр! Григорович тоже его увидел первым в жизни. И начались походы Кости в Мариинский театр. И все же он пропустил возраст поступления в училище. Ну, это я уже рассказывала в первой статье, круг замыкается.

Не был в книге забыт и тренд на популярных людей. Так, в нее вошел даже очерк Анастасии Волочковой (сокращенный фрагмент из ее автобиографии «История русской балерины»). Она рассказывала, как Константин Михайлович помог ей поступить в училище, когда ее «отсеяли» на просмотре:

«Мои гла­за были полны слёз, поэтому я не сразу разглядела человека, приближаю­щегося ко мне. Это был очень красивый седой мужчина. Я залюбовалась его благородной осанкой и гордо посаженной головой. Подойдя ко мне, он на­клонился и спросил с участием, почему я плачу. В ответ я разрыдалась и на­чала быстро-быстро говорить, как я мечтаю танцевать и как я хочу здесь учиться. Тогда этот человек взял меня за руку и завёл обратно в экзамена­ционный класс. Он предложил комиссии посмотреть меня ещё раз в каком-нибудь танце. <…>

И произошло чудо. Музыка отзвучала, я остановилась и услышала голос моего спасителя: «Давайте пересмотрим вопрос о возможности обучения этой девочки, давайте позволим ей учиться, мне кажется, в ней что-то есть».

Вот так ))

Статьи о бунтах балетных в 1955 г. и 1962 г., конечно, больше не переиздавались, так и оставшись под спудом газетных подшивок. Сейчас мы все же вспомним из письма балерин 1962 г. общую оценку редакций – для сравнения, потому что следом пойдет и другая.

«А чего стоит бесцеремонное обращение главного балетмейстера с классическим наследием хореографии! И в печати и внутри те­атра не раз говорилось, что наш долг свято хранить великие памятники русской хореографии и прежде всего такие балеты, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Раймонда». Отмечалось, в частности, что переделки произ­водятся К. Сергеевым в этих балетах без видимых причин. К. Сер­геев по-прежнему убежден, что его положение дает ему право обходиться с национальным достоянием русской хореографии по своему усмотрению».

В сборнике 2010 года примечателен очерк-воспоминание Наталии Макаровой.

-13

Ее взгляд через годы и расстояния был таков:

«Став главным балетмейстером Кировского, Сергеев стал ревностно охра­нять цитадель классического балета от любых модернистских или просто со­временных веяний, и эта политика имела, с одной стороны, благотворные последствия, а с другой – пагубные.

Он был профессионал высочайшего класса, плоть от плоти петербургской балетной культуры. С высочайшим знанием дела он реставрировал старые балеты, отсекая обветшалую пантомиму или устаревшие хореографические пассажи, поддерживал ту культуру жеста, которой славилась император­ская Мариинка. Он мог часами репетировать выходы дам в прологе из «Спя­щей красавицы», шлифовать каждую мелочь из месяца в месяц, из года в год. Поэтому уровень классики и был недостижимым, поэтому стиль и не терял лоска и блеска. Но беда была в том, что Сергеев считал себя не только блю­стителем старых шедевров, но и самостоятельным хореографом. К сожалению, он не был даровитым хореографом. Константин Михайлович оставался верен своим эстетическим представлениям, сформировавшимся в 30-е годы, и поэтому органически ничего нового в балете не воспринимал. И это пара­доксальным образом обеспечивало ему сильную позицию в глазах партийно­го начальства, надзиравшего за художественной политикой Кировского теа­тра. Консервативные вкусы Сергеева отвечали их устремлениям: Сергеев ни­чего не мог создать такого, что подорвало бы доктрину социалистического реализма. Но Сергеев ставил свои довольно примитивные балеты («Тропою грома», «Далёкая планета») не только для того, чтобы угодить начальству. Ему и самому нравились его произведения. А вот сергеевская «Золушка» и хореографически, и режиссёрски – явная удача. Я очень любила танцевать в этом балете совсем противоположные роли: Кривляку и саму Золушку.

Когда я думаю о положении Сергеева в Кировском театре, мне становится по-своему жаль его. Он тоже был на свой лад жертвой политической системы в Советском Союзе, жертвой его оторванности от мировой культурной жизни, жертвой партийного контроля, который диктовал, что надо делать. В конце концов, Сергеев был по-своему искренен, изгоняя из Кировского все, что не отвечало его эстетическим пристрастиям и убеждениям».

Видно, что в оценке классики балерины-бунтовщицы разошлись с Макаровой (правда, первые – изложив от обиды без подробностей), а с ней, Наталией Романовной, разошелся знающий зритель Д. Черкасский, который не ставил на один уровень «Далекую планету» и «Тропою грома» – последний балет он ценил (см. о нем материал «Балет о любви вопреки сегрегации»). К «Золушке» ни у кого претензий нет.

Сам же Сергеев не любил ярлыков типа драмбалет: «В искусствоведении и балетной критике сегодня, – писал он в одной из своих статей 70-х гг., – как мне кажется, очень необходим анализ индивидуального творчества хореографов. Он мог бы оградить историю балетного театра от огульных «обобщений», нивелировки и приклеивания ярлыков на творчество различных художников («формалисты», приверженцы «драмбалета» и т. п.). Ведь даже искусство балетмейстеров одного поколения, таких, например, как Лавровский, Захаров и Вайнонен, чрезвычайно разнообразно. У каждого из них свой почерк и своя индивидуальность». Он словно бы предостерегает: не все так просто, когда вы судите о хореографе…

Константин Михайлович Сергеев достоин новой, хорошо написанной биографии (не обязательно «Жизнь замечательных людей», но может и да), но ее пока нет. Здесь, на канале, я постаралась собрать некоторые материалы к его биографии. Выражаю благодарность тем, кто прочитал и обсуждал это всё. С чем и откланиваюсь до следующих встреч.

«Про балет – от любителя».