Найти тему
«Щелкунчик» Вайнонена: детскими глазами и не только
Однажды мальчик попал в детский хор, который поет в вальсе снежинок в этом балете П. И. Чайковского. Разучив партию, они впервые отправились в театр на прогонную репетицию. Поначалу их посадили смотреть первую картину из зала. А потом пустили за кулисы. До чего же интересно было там! Артисты в костюмах и гриме, их деловые и шутливые разговоры. Солистки в одном трико, охавшие – не ожидавшие увидеть вдруг в привычно девчачьем детском хоре трех-четырех мальчишек. Все ново, интересно и необычно. Наконец, дети готовы, и их пустили в оркестровую яму и расставили в углу, позади арфисток...
4 месяца назад
«Щелкунчик» из «Классического балета XXI века»
Это отзыв на просмотренную под Рождество постановку. Предыдущий отзыв того же типа, как показало время, стал полезным. Из комментариев к нему: «Утвердилась во мнении, что балет надо смотреть на родной сцене. В провинцию везут слабую версию». «Некоторые оставляют такие восторженные отзывы, на них мы и повелись». [А тут не восторженный] XXI века значит, труппа. А его, не успеешь оглядеться, уж четверть прошла! Живи еще хоть четверть века – Все будет так. Исхода нет. Э-э-э… не отвлекаемся. Под прошлый Новый год и Рождество я на балет «Щелкунчик» не ходила, т...
4 месяца назад
День рождения Юрия Григоровича, «Щелкунчик», растерянность
«Щелкунчик», куда ж без него зимой. Из-за «щелкунчикомании» ни в чем не повинный балет на рубеже этих годов стал ассоциироваться в инфополе со стольким вылившимся негативом из-за новой политики продаж билетов на него в Большом театре и новых цен, что просто ой! Да, советуют смотреть этот балет в других театрах. Да, почему бы нет. Только постановки разные. Не каждый зритель знает разницу, что… что-то не помню, где-то еще кроме Большого театра и Краснодара идет постановка Юрия Николаевича Григоровича? А его автору сегодня исполнилось 98 лет...
122 читали · 4 месяца назад
Балетоманом можешь ты не быть… итоги года
Подведу итоги кратко, так как на размашистость опять не хватило времени, а уже 31 декабря. Хоть идея цитаты позаимствована у классика, не любившего балет, но речь не о нем будет. А о себе, или как я провела этим… годом… время, и как поживало увлечение балетом. Наперед – маловато его было, но был. Около года назад, тоже не стыке годов, я решила готовить и публиковать здесь результаты изучения балетно-исторической «археологии», т. е. постановок, которые увидеть мы уже не сможем, а вообразить, погрузившись в сохранившиеся описания – сможем...
5 месяцев назад
Может ли быть холодно Снегурочке?
Брр! Ну и морозы сейчас! Самое время порассуждать об этом, тем более что тема эта тоже будет проистекать из тематики канала (балетной). Речь пойдет об хореографической миниатюре Л. Якобсона «Снегурочка» (но не только!), сочиненной в 1958 году. К тому времени образов Снегурочки было… если и не сказать любимое «И не сосчитаешь!», то точно несколько, и они отличались, что и приводило иногда к непониманию в восприятии… но об этом попозже, я хочу начать с самого начала. А начало заключается в том, что...
1 год назад
Снежная королева по-норвежски, или суровый скандинавский сюжет в балетном театре столетие назад
«Снежная королева» под новый год или после еще ничего (утренники там или балет Севагина), а то ли дело балет Ф. В. Лопухова «Ледяная дева»! Продолжим вспоминать творчество этого балетмейстера 1920-х годов (начав с очень необычного «Щелкунчика»). Но порядок в реальности был обратный: «Ледяная дева» 1927 года, «Щелкунчик» 1929-го (о нем я недавно рассказывала первым). Федор Васильевич Лопухов (1886–1973), балетмейстер бывшего Мариинского театра, обратившись к «Ледяной деве», сделал вторую постановку – подобный балет уже был, и достаточно недавно...
1 год назад
Авангардный балет «Щелкунчик», который мы можем только вообразить
Ведь писали о нем так живо, что воображение рисует: апофеоз шпагата – шпагат, мол, сидя, шпагат на чужих головах, шпагат вниз головой. Апофеоз «колеса»: Щелкунчик, куда ни ступит – перевернется, а в финальном вальсе «колесом» ходят все участники. А зачем они это всё? И каковы подробности? А вот попробуем разобраться, как дошли до жизни такой в балетном искусстве конца 1920-х годов… да, это не что-то более-менее современное, это почти забытая постановка 1929 года балетмейстера Федора Васильевича Лопухова в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета (Мариинский)...
1 год назад
«Сильфида», залетевшая в Большой: отзыв
Если в Москве пасмурно, это может означать, что в город нагрянула автор канала «Любитель балета» с целью посмотреть воочию… правильно, очередной балет (так ей везет с погодой всегда). Выбор пал на нежный, но выживший цветок старого романтического балета – датскую «Сильфиду». Над новой сценой Большого 24 июня нависало пасмурное небо, а на РАМТе зазывно красовался анонс «Летних балетных сезонов». Прогулявшись до начала до Манежной площади, я зашла в театр. В то утро главными героями представления были:...
1177 читали · 1 год назад
Скоро в Самаре! Старомосковская «Раймонда» в стиле Горского! 17 июня Самарский академический театр оперы и балета имени Д. Д. Шостаковича представит премьеру – балет А. Глазунова «Раймонда». Постановщик – Юрий Петрович Бурлака, известный археолог от балета, реконструктор балетной старины и худрук балета театра. «Есть человек пять, интересующихся наследием Горского. Я имею честь и себя причислять к этому небольшому количеству людей», – рассказывал когда-то балетмейстер Михаил Мессерер. Теперь я буду знать, что и Бурлака относится к их числу. Неужели зрители увидят хотя бы часть хореографии Горского, этого оригинального мастера с всегда авторским подходом? Справка: в хореографии А. Горского в «Раймонде» в Большом театре идет дуэт Раймонды и Жана де Бриенна в картине «Сон», на мой взгляд – красивейший. И всё. В новой постановке ожидается возвращение хореографии, но, видимо, не стилистики оформления – в спектакле Горского были помимо пачек и длинные платья-хитоны. Телесюжет есть пока только об оформлении, где можно увидеть готовящийся огромный средневековый гобелен (на изображении). Хореографии пока не видим ни кусочка. Жаль, что я туда не попадаю: я собираюсь в Самару на июньские праздники, а премьера будет позже, о чем я поздновато узнала, вот что значит не отслеживать премьеры в регионах. В этом сезоне в провинции мода на «Раймонд»: буквально на днях премьера этого балета прошла и в Челябинске. Изображения прилагаемые – от Самарского театра оперы и балета. Читают ли эти строки самарские зрители? И путешественники? Пойдете на «Раймонду»?
224 читали · 2 года назад
История одной девочки. Балетное детство Ирины Колпаковой (к 90-летию балерины)
Она родилась 22 мая 1933 г. в благополучной семье преподавателя Ленинградского госуниверситета. Ее с детства знакомили с живописью, скульптурой, музыкой, с малых лет сохранялись воспоминания о воскресных поездках в Пушкин, Павловск, Ломоносов. Безмятежное детство в 8 лет прервала Великая Отечественная война… Матери с дочерью удалось эвакуироваться из Ленинграда. По личному знакомству матери Ирины, Леонтины Карловны, они эвакуировались в Молотов (Пермь) вместе с театром оперы и балета имени Кирова...
1055 читали · 2 года назад
Не знаю как вы, а я побаиваюсь в Большом театре ходить на вводы... на спектакли, когда вводятся в балеты на главные (!) партии некоторые молодые солистки и солисты. Г-н худрук оочень щедр, многим (по каким-то принципам) довольно быстро после прихода в театр дает попробовать сначала ведущие партии, а потом и главные. А потом ходят видео по Интернету с танцами, которые заставляют отвисать челюсть (вот пример – венгерская вариация Раймонды). А хуже, если увидишь такое молодежное исполнение воочию (за те же до 15 тыс. руб.). Да, любители балета не могут не обращать внимание на состав! Традиции ввода молодых много лет. Предлагаю к прочтению рецензию 1940 года на молодежный спектакль ГАБТ «Раймонда» в редакции А. Горского: dzen.ru/...c7e Ввели-то ввели, но... стали ли известными эти фамилии?
322 читали · 2 года назад
«А когда она хорошая, то не все ли равно, танцует под нее Собещанская или не танцует?», Или Петр Ильич Чайковский о балетной музыке. Композитор, написавший этапную, может быть, самую лучшую балетную музыку, в переписке не был любителем обсуждать балетный жанр. 7 мая был 183-й день со дня рождения Чайковского. Я посмотрела его переписку и ожидала, что в письмах найду чуть больше балета, чем нашла. Но балетным авторам досталось совсем немного цитат и мыслей. Почитаем кое-что? О пишущейся «Спящей красавице»: «Мне кажется, что музыка этого балета будет одним из лучших моих произведений. Сюжет так поэтичен, так благодарен для музыки, что я сочинением его был очень увлечен и писал с той теплотой и охотой, которые всегда обуславливают достоинства произведения». Письмо фон Мекк от 25 июля 1889 г. Невозможно с ним не согласиться, чувствуется любовь к материалу и вдохновение. И для него это была не детская сказочка! О трудно писавшемся «Щелкунчике», точнее, его 2-м акте: «Больше чем вчера и третьего дня ощущаю полную неспособность воспроизвести музыкально Confitürenburg». Письмо М. Чайковскому 5 апреля 1891 г. «Теперь мне кажется, что балет хорош». Ему же 25 июля 1891 г. Вот пример, когда детали сюжета наоборот, смущали и не волновали композитора, но он справился. Чайковский пришел в балетный жанр тогда, когда он (жанр) считался «не серьезным» для композиторов-симфонистов, попросту: балетная музыка считалось музыкой второго сорта. Например, С. И. Танеев в письме Чайковскому характеризовал его Четвертую симфонию такими, несомненно, обидными словами: «Один недостаток этой симфонии, с которым я никогда не помирюсь – это что в каждой части есть что-нибудь, что напоминает балетную музыку». Чайковский 27 марта 1878 г. отвечал: «Я решительно не понимаю, что вы называете балетной музыкой и почему вы не можете с ней примириться. Подразумеваете ли вы под балетной музыкой всякую веселую и с плясовым ритмом мелодию?.. Хо­тите ли Вы сказать, что трио в моем Скерцо написано в стиле Минкуса, Гербера и Пуньи? Но этого, мне кажется, оно не заслуживает. Вообще же я решительно не понимаю, каким образом в выражении балетная музыка может заключаться что-либо порицательное!». Ведь балетная музыка не всегда же дурна; бывает и хорошая (укажу на «Сильвию» Л. Делиба). А когда она хорошая, то не все ли равно, танцует под нее Собещанская или не танцует?». Хорошую музыку из балета можно слушать и без самого балета! Так показало время.
194 читали · 2 года назад