Найти тему
Александр Васькин

Как Михаил Булгаков "Ивана Сусанина" переделывал...

Продолжаю знакомить Вас со своей новой книгой "Повседневная жизнь Большого театра от Федора Шаляпина до Майи Плисецкой". Книга посвящена главному театру нашей страны и охватывает более чем столетие. Как попадали в театр и как из него уходили, как репетировали и ставили спектакли, как работали и отдыхали в квартирах и на дачах, чем болели и лечились, сколько зарабатывали и куда тратили, как выезжали на гастроли — эти и другие нюансы повседневной жизни вы найдете на страницах книги . Жизнь знаменитых певцов и артистов балета, известных дирижеров и музыкантов, главных режиссеров и художников, простых суфлеров и гримеров и даже зрителей из партера, царской ложи и галерки — все переплелось в этой необычной книге. А еще читатели узнают, кто такие «моржи», «сырихи» и «первачи», что означает «протырка», «кидон» и «щетина сцены», кто такие Вишня и Невыносимонов и как космические ракеты «бороздили» Большой театр...

Писатель Михаил Афанасьевич Булгаков во время работы в Московском художественном театре даже играл на его сцене. А в конце 1930-х годов он укрылся в Большом театре в должности штатного либреттиста (отторгнувший его МХАТ писатель называл «кладбищем своих пьес»).

-2

Булгакова – великого русского писателя – наняли… переписывать старые либретто, приспосабливая их под советские реалии. В частности, он должен был переделать либретто оперы «Жизнь за царя», превратив ее в «Ивана Сусанина». Переделывая чужие либретто, Булгаков был вынужден наступить на горло собственной песне, ибо в это время работал над другим либретто – о Минине и Пожарском.

Михаил и Елена Булгаковы
Михаил и Елена Булгаковы

Факт участия Булгакова в новой постановке «Ивана Сусанина» редко вспоминают, а зря. В тоже время, было бы не совсем правильно называть литературную основу оперы «либретто Городецкого-Булгакова», ибо к правке подключились главный дирижер театра Самуил Самосуд и главный режиссер Борис Мордвинов. Короче говоря, новая-старая опера стала плодом коллективного творчества. Как верно оценит сам Булгаков – «работали колхозом».

Декорация к опере Михаила Глинки "Иван Сусанин"
Декорация к опере Михаила Глинки "Иван Сусанин"

Работа была адская, и днем, и ночью. Жена писателя Елена Булгакова в дневнике от 8 ноября 1937 года сообщает интересные подробности о работе над оперой: «Вчера Миша вернулся из Большого театра в два часа ночи. А сегодня в четыре часа дня опять пошел туда же по тому же поводу — «Сусанин». Сидят все: Самосуд, Мордвинов, М. А., Городецкий, еще кто-то. Пианист играет «Жизнь за царя», а они проверяют текст, подгоняя его к музыке. Пришел Миша домой часов в семь, а вечером опять было назначено собраться, он пошел к 11-ти, а вернулся в два часа ночи».

Дирижер-постановщик оперы Самуил Самосуд
Дирижер-постановщик оперы Самуил Самосуд

Заседали и «подгоняли» каждый день, что сильно изматывало Булгакова. 7 декабря он проснулся в холодном поту, обнаружив (ночью!) какую-то страшную ошибку в либретто в картине в зимнем лесу. Он немедля бросился к телефону и стал звонить Самосуду и Городецкому. В либретто Булгаков буквально выправлял каждое слово. А ведь в это время Михаил Афанасьевич писал «Мастера и Маргариту». И откуда только силы брались…

Сцена из оперы "Иван Сусанин"
Сцена из оперы "Иван Сусанин"

Благодарю Вас за внимание, как пишут в таких случаях, не забудьте подписаться на мой канал и лайкнуть. 😊 С уважением, Александр Анатольевич Васькин - писатель, культуролог, историк Москвы и советской повседневности, автор и ведущий программ на радио "Орфей". Сайт: александр-васькин.рф , YouTube-канал: Александр Васькин Отрывки из моей книги я читаю на радио "Орфей" ежедневно - после 13.00 и 21.00 в программе "Закулисные истории". О других эпизодах из жизни Большого театра читайте здесь:

Удивительный Светланов

Майя Плисецкая и ее миллионы

Любимый пудель Галины Улановой

Тайна перстня Федора Шаляпина