Продолжаю знакомить Вас со своей новой книгой "Повседневная жизнь Большого театра от Федора Шаляпина до Майи Плисецкой". Книга посвящена главному театру нашей страны и охватывает более чем столетие. Как попадали в театр и как из него уходили, как репетировали и ставили спектакли, как работали и отдыхали в квартирах и на дачах, чем болели и лечились, сколько зарабатывали и куда тратили, как выезжали на гастроли — эти и другие нюансы повседневной жизни вы найдете на страницах книги . Жизнь знаменитых певцов и артистов балета, известных дирижеров и музыкантов, главных режиссеров и художников, простых суфлеров и гримеров и даже зрителей из партера, царской ложи и галерки — все переплелось в этой необычной книге. А еще читатели узнают, кто такие «моржи», «сырихи» и «первачи», что означает «протырка», «кидон» и «щетина сцены», кто такие Вишня и Невыносимонов и как космические ракеты «бороздили» Большой театр...
Писатель Михаил Афанасьевич Булгаков во время работы в Московском художественном театре даже играл на его сцене. А в конце 1930-х годов он укрылся в Большом театре в должности штатного либреттиста (отторгнувший его МХАТ писатель называл «кладбищем своих пьес»).
Булгакова – великого русского писателя – наняли… переписывать старые либретто, приспосабливая их под советские реалии. В частности, он должен был переделать либретто оперы «Жизнь за царя», превратив ее в «Ивана Сусанина». Переделывая чужие либретто, Булгаков был вынужден наступить на горло собственной песне, ибо в это время работал над другим либретто – о Минине и Пожарском.
Факт участия Булгакова в новой постановке «Ивана Сусанина» редко вспоминают, а зря. В тоже время, было бы не совсем правильно называть литературную основу оперы «либретто Городецкого-Булгакова», ибо к правке подключились главный дирижер театра Самуил Самосуд и главный режиссер Борис Мордвинов. Короче говоря, новая-старая опера стала плодом коллективного творчества. Как верно оценит сам Булгаков – «работали колхозом».
Работа была адская, и днем, и ночью. Жена писателя Елена Булгакова в дневнике от 8 ноября 1937 года сообщает интересные подробности о работе над оперой: «Вчера Миша вернулся из Большого театра в два часа ночи. А сегодня в четыре часа дня опять пошел туда же по тому же поводу — «Сусанин». Сидят все: Самосуд, Мордвинов, М. А., Городецкий, еще кто-то. Пианист играет «Жизнь за царя», а они проверяют текст, подгоняя его к музыке. Пришел Миша домой часов в семь, а вечером опять было назначено собраться, он пошел к 11-ти, а вернулся в два часа ночи».
Заседали и «подгоняли» каждый день, что сильно изматывало Булгакова. 7 декабря он проснулся в холодном поту, обнаружив (ночью!) какую-то страшную ошибку в либретто в картине в зимнем лесу. Он немедля бросился к телефону и стал звонить Самосуду и Городецкому. В либретто Булгаков буквально выправлял каждое слово. А ведь в это время Михаил Афанасьевич писал «Мастера и Маргариту». И откуда только силы брались…
Благодарю Вас за внимание, как пишут в таких случаях, не забудьте подписаться на мой канал и лайкнуть. 😊 С уважением, Александр Анатольевич Васькин - писатель, культуролог, историк Москвы и советской повседневности, автор и ведущий программ на радио "Орфей". Сайт: александр-васькин.рф , YouTube-канал: Александр Васькин Отрывки из моей книги я читаю на радио "Орфей" ежедневно - после 13.00 и 21.00 в программе "Закулисные истории". О других эпизодах из жизни Большого театра читайте здесь: