Любите американские фильмы про рождество? Бьюсь об заклад, парочку уж точно смотрели, хотя бы тот же «Один дома». Есть там сцена, где герой Калкина, Кевин, приходит загадать желание к местному «Санта-Клаусу», коим оказывается переодетый юноша пост пубертатного возраста. Едва оттрубив смену в супермаркете, он, конечно, выслушивает трогательное желание будущей грозы домушников, и дарит ему в награду конфету.
Так, стоп. Что вообще Санта делает в супермаркете?
В 1890 году в Броктоне, Массачусетс, в местном универмаге детей посетителей встречал не кто-нибудь, а сам Санта-Клаус – большой, веселый, добрый мужчина в костюме, с окладистой бородой и мешком подарков. На самом деле его звали Джеймс Эдгар, и был он, ни много ни мало, владельцем данного магазина. Оценив возникший вокруг его идеи ажиотаж, Джеймс быстро привлек к делу племянника, с которым работал посменно.
Сегодня, ни один уважающий себя магазин в Штатах, не обходится без собственного Санты в канун Рождества. Однако, лишь единицы из них могут похвастаться тем отношением, которое пропагандировал к сотрудникам своих универмагов Джеймс Эдгар, за что многие, совершенно искренне, считали его если не Сантой, то по крайней мере, его близким родственником.
В бизнесе Эдгар руководствовался простой философией:
Я делаю деньги без применения тяжелого труда, и значит, должен тратить их также легко. Большая часть их идет тем же людям, на которых я их заработал – именно так я вижу истинный взаимообмен.
Эдгару нравились костюмированные представления – он наряжался то Джорджем Вашингтоном, то дядей Сэмом, развлекая детей в День Независимости. Он снискал славу человека странного и «себе-на-уме», но ему, почтенному и успешному бизнесмену, было на это плевать: Джеймс любил детей и однажды решил, что каждый из них заслужил шанс увидеть и Санту воочию.
Вряд ли он мог предположить, что вскоре после первого появления Санты в магазине, возле здания выстроится целая очередь из детей и их родителей, желавших повидаться со стариком. Люди приезжали из Бостона, Провиденса, даже из самого Нью-Йорка, дабы взглянуть на невиданное доселе новшество.
Сейчас мы не понимаем, какое впечатление Эдгар производил на детей, но рассказ Эдварда Пирсона, который в 1976 году, уже будучи 90-летним стариком, описал свои впечатления, поможет передать ту атмосферу:
Вы просто не можете себе представить, каково было нам, детям. Я шел по магазину, как вдруг, нос к носу столкнулся с самим Сантой! Я не мог поверить своим глазам, а он рассмеялся и заговорил со мной. Я решил, что сплю наяву.
Спустя десятилетия, в каждом универмаге был штатный Санта Клаус, а крупнейшие магазины пытались оспорить право Эдгара называть себя первым – однако, есть множество свидетельств того, что именно Джеймс стал первым известным Сантой-из-магазина.
Будущий зачинатель традиций родился в 1843 году в Шотландии. С детства он трудился подмастерьем у местного купца, занимавшегося пошивом одежды, за тяжелую работу получая $50 в год. Именно тогда Джеймс решил, что будь у него когда-нибудь свои помощники, он станет обращаться с ними куда лучше.
В 22 года он иммигрировал в США, отправился в Бостон, где устроился на работу за 12 долларов в неделю, за месяц заработав больше, чем за всю жизнь до этого. Ему понравилось – и он решил остаться в Америке.
Он трудился в Hogg , Brown & Taylor – бостонском магазине тканей. Женился на медсестре-канадке, в браке родилась дочь. В 1878 году, вместе с компаньоном он открыл в Броктоне свой собственный магазин. Городок был знаменит кожевенным и обувным ремеслом, а в 1883 году, стараниями Томаса Эдисона сюда провели электричество.
Чутье Эдгара подсказало ему обеспечить магазин электрическими лампами и кассовыми аппаратами, что принесло известность и дополнительный доход. Заработанное бизнесмен хранил в сторонних банках, зарабатывая 4% на вложенные инвестиции.
В век острой конкуренции, Джеймс как никто верил в силу рекламы и маркетинга. Он часто использовал скидочные купоны, продавал платья со скидками в 50% и более, однажды даже разбрасывал деньги с крыши собственного магазина.
Людей любого достатка в его магазине встречали и обслуживали одинаково. К своим сотрудникам Эдгар был очень щедр – он говорил, что нанял лучших помощников, а значит, готов платить им лучшие зарплаты.
Я дам им возможность жить в собственных домах, даже если сам буду вынужден обитать на чердаке, чтобы сэкономить пару долларов.
Кстати, он и так жил, пусть и не на чердаке, но в небольшой квартире на втором этаже дома – правда, также имел в собственности летний домик.
Его магазин приносил отличный доход, пока не сгорел в 1886 году. Эдгар с партнером отстроили его заново, после чего последний скончался. Джеймс выкупил его долю в предприятии.
Неудивительно, что сотрудники не покидали компанию годами – 25 самых верных из них Джеймс сделал акционерами в 1899. Даже после шестидесятилетия, Джеймс планировал расширять бизнес – и в 1906 открыл новый, большой магазин на 5000 квадратных метров, который в пиковый день посещало до 20 тысяч человек. Увы, сам он не успел вдоволь насладиться своим детищем – в 1909 году Санта-из-магазина погиб от удара.
В Броктоне до сих пор помнят Джеймса. Его дочь Ева пожертвовала городу крупную сумму, на которую власти открыли игровую площадку для детей, названную в его честь. Каждый год в городе проводится Santa Hat Challenge – сотни людей надевают колпаки Санты, дабы воздать дань памяти Эдгару, заложившему первый камень в фундамент замечательной традиции.