Все традиции и нравы русского офицерства канули в лету после Октябрьского переворота. Более того, офицерство, как класс - просто перестало существовать. Лишь в 1943 году Сталин вернул погоны в армию. Но новые офицеры ничего не знали о своих предшественниках.
А ведь поведение дореволюционного офицера регулировалось не только уставом, но и строгими морально-этическими нормами. Понятное дело, что многие офицеры вели вполне себе "разгульный" образ жизни. Тем не менее в начале ХХ века, как наставление, в печать вышла брошюра Валентина Кульчицкого «Советы молодому офицеру», которая должна была служить нравственным ориентиром для молодых военных.
За полковыми дамами не ухаживай (в пошлом смысле). Не заводи романы в своей полковой семье, в которой приходится служить десятки лет. Подобные романы всегда кончаются трагически
Советы там были весьма толковые и основывались на опыте многих поколений. Действительно, заводить "интрижки" с дамами-сослуживцами не рекомендовалось, ведь армия, это не гражданская служба. Уйти в любой момент не получится.
Но и с обычной семейной жизнью было все не так просто. Офицер не мог жениться до 23 лет. А после наступления этого возраста должен был еще и доказать, что может содержать семью. Для этого от него требовался документ, который подтверждал, что у него есть вклад в банке на сумму не менее 5000 рублей. Либо недвижимость, которая приносит доход не менее 300 рублей в год.
Но и требования к жене офицера были не менее строгими. Годовой доход будущей супруги не должен был быть меньше 250 рублей в год. Но к доходу добавлялась еще и репутация. Офицер не мог жениться на артистках или разведенных женщинах, которые при разводе взяли вину на себя.
Для пристойности брака требуется, чтобы невеста была доброй нравственности и благовоспитания. Кроме того, при разрешении брака должно быть принято во внимание общественное положение невесты
Из воспоминаний офицера Семеновского полка:
Звание супруги Семеновского офицера столь же высоко и почетно, как и звание ее мужа. О будущих женах офицеров нужно собирать справки. Но зато, когда все условия выполнены и разрешение получено, супруга офицера как бы "принимается в полк", точь-в-точь как в свое время был принят ее муж.
Конечно, сердцу не прикажешь. И, теоретически, офицер мог взять в жены кого угодно. Только вот такого офицера за эту "любовь" могли в любой момент выгнать из армии. Репутацию избранницы и доход обоих супругов проверял командир полка.
Вот что писал командир лейб-гвардии Преображенского полка великий князь Константин Константинович императору Николаю II:
У нас очень огорчены тем, что общий в полку любимец Казакевич должен уходить. Я тебе сказывал про его женитьбу. Она состоялась на днях, а я не могу допустить, чтобы офицер вступил в брак с разведенной…
Но и с финансами у офицеров было все не очень гладко, вопреки советской пропаганде, офицеры были довольно бедным сословием. В результате позволить себе брак могли лишь около 30 процентов командного состава. Да и те находились не в младших чинах.
Командование периодически шло навстречу молодым офицерам и закрывало глаза на недостаточный доход. Особенно, если у невесты была хорошая репутация. В этой ситуации особенно тяжело приходилось гусарам. Не зря народный фольклор складывал целые легенды о их "подвигах".
Гусары, даже имея достаточно средств для женитьбы, часто не могли себе этого позволить из-за сомнительных репутаций своих избранниц. Но что делать, рисковать военной карьерой не хотелось. А бросать любимую, пусть и "заблудшую", это ведь совсем не по гусарски. Вот и поддерживался образ лихих любвеобильных кавалеристов в народных массах.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.