Часть I
Уход Андраника с рядов «Дашнакцутюн»
Поражение Османской империи в Сарыкамышской битве 1914 года от Российской империи поспособствовало активизации агрессивных армянских ячеек на Кавказе. Естественно, что самой активной из них были отряды одноухого генерала Андраника:
За бывалые заслуги в 1917 года Андранику со стороны Верховного Главнокомандования Российской империи было присвоено звание генерал-майора. Но интерес вызывает тот факт, что несмотря на все «успехи», сам Андраник был недоволен активностью дашнаков в Турции и на Кавказе. Ситуация доходила до того, что он хотел с ними разъединиться.
В октябрьском номере журнала «Армянский вестник» Андраник так объявил о своем намерении покинуть ряды партии Дашнакцутюн, ссылавшись на неудовольствие методами своих партийных товарищей:
В чем была ошибка дашнаков по мнению Андраника
По мнению одноухого генерала, в целях достижения намеченной миссии, дашнаки не действовали столь агрессивно, как нужно было. Но может быть ситуация была и вовсе не в этом.
4 июня 1918 года в Эрзурумском сражении Турция нанесла тяжелое поражение армянским вооруженным формированиям, после чего дашнакское правительство запросило мира с Османской империей, подписанного в дальнейшем в городе Батум. Андраник был в бешенстве, ибо являлся сторонником продолжения боевых действий с Турцией.
Для этого он даже собирался попасть в Урмию; и на этот раз вступить в ряды английского командования генерала Денстервилля. Тут проблема заключалась в том, что находясь на территории Каджарского государства, в город Урмию, а впоследствии и на Тебриз; раньше англичан вошли турки. Эти обстоятельства вынудили Андраника отказаться от этой поездки. Об этом также сообщал НарКом ИД СССР В. Чичерин (3).
Зверства Андраника в Нахчыване
Как мы видим, дела у Андраника летом 1918 года шли не очень-то гладко. Но именно этим и объясняется увеличение его агрессивных действий по отношении к мирному населению. Так, после всех вышеперечисленных событий, одноухий генерал направился из Джульфы в Нахчыван, истребляя по пути тюркское население. Кровавой участи особо настигло селение Яйчы, где бандитскими отрядами Андраника были вырезаны 2 500 человек; и далее выброшены в реку Аракс (4).
От анти-человеческих действий Андраника пострадали не только мирное тюрко-мусульманское население, но и сами армяне. Так, Андраник использовал всех мужчин-армян, умеющих держать в руках оружие, против турков. Чудовищная участь постигала тех, кто отказывался принять участие в злодеяниях. Их ожидала суровая расправа.
Бесчинства отрядов Андраника в Каракилсе
В сентябре 1918 года селение Каракышлаг в Каракилсе (Сисиан) было уничтожено, а население вынуждено было обратиться в бегство. В селе Вагуди 400 человек были загнаны в мечеть и сожжены заживо. Кровожадные методы этим не заканчивались. Например мужчины села Вагуди, отказавшиеся от насильственного принятия христианства, забивались до смерти; у женщин отрезали груди. В селении Багирбейли из 7 мужин и 7 женщин был заготовлен пылающий костер.
Масштаб человеческих преступлений и намерения Андраника
Уездной начальник АДР 28 апреля 1919 года передавал гянджинскому генерал-губернатору о разбое и человеческих преступлениях кровожадного Андраника, простирающегося от Каракая до Аракса; и от Минкенда до Базарчая и Нахчывана (5).
В одном лишь в Зангезуре разбойничьими отрядами Андраника были преданы огню 115 мирных селений; убиты 3 257 мужчин, 2 276 женщин, 2 196 детей. Также 1 060 мужчин, 794 женщин и 485 детей стали инвалидами с различными степенями тяжести. В конечном счете было убито 10 068 человек.
Конечно тут волей-неволей запрашивается вопрос о намерениях Андраника. Как никак всем этим анти-человеческим шагам должно было быть оправдание и смысл. И этот смысл заключался прежде всего в попытке заселения опустошенных на крови мусульман земель ново пришедшими армянскими беженцами из Турции.
Продолжение следует...
Источники:
1. Камуран Кюр. «Армянское досье», Анкара, 1985, стр. 260
2. Журнал «Армянский вестник», 1917 год. № 41-42, стр. 23
3. «Бакинский рабочий», 14 мая 1924 года
4. «Сообщение Закавказского краевого комитета российской коммунистической партии (большевиков)», № 6-7, июнь-июль 1919 года, Тифлис
5. Там же, лист 32