ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ КАВАЛЕРИИ
Главным видом оружия кавалерии является холодное оружие, применяемое кавалеристами наиболее часто. Тем не менее, для увеличения дистанции боя русская конница снабжалась так же и огнестрельным вооружением. Правда, в ходе войны большинству кавалеристов пришлось расстаться со своими ружьями – из-за нехватки оружия кавалерийские ружья забрали для вооружение ополченцев. Поэтому значительное время войны 1812 года подавляющее большинство русских конников пользовалось только холодным оружием и пистолетами.
Но до войны драгунские и кирасирские ружья поступали в русскую кавалерию в большом количестве. Новые ружья образца 1809 года являлись несколько укороченной и облегченной копией пехотного ружья обр. 1808 г и имели тот же калибр в 7 линий (17,8-мм). Кирасирское ружье отличалось от драгунского только отсутствием штыка и погоном (стальным прутом с левой стороны ложа с кольцом для ремня) - кирасиры носили ружья на панталере (лосиной перевязи через плечо) справа у пояса. Драгунское ружье представляло собой практически то же кирасирское ружье, но оно снабжалось штыком и имело антабки под ружейный ремень – для ношения оружия в пешем строю (ведь драгуны теоретически могли использоваться и как «ездящая пехота»).
Кроме того, во всех кавалерийских эскадронах 16 человек были вооружены 6-линейными (16,5-мм) кавалерийскими нарезными штуцерами обр. 1803 г. Это оружие было значительно короче и легче стандартных ружей, обладая при этом более высокой дальностью стрельбы и лучшей меткостью. Но широкому распространению кавалерийских штуцеров, так же, как и пехотных, мешала их очень низкая скорострельность (о чем уже говорилось в рубрике «Оружие пехоты»), неудобство вколачивания заряда в нарезной ствол верхом на лошади, а так же недолговечность штуцеров: нарезы в стволе довольно быстро «засвинцовывались», приводя оружие в негодность. Именно из-за указанных недостатков штуцеров в гусарских полках вместо них 16 лучших стрелков часто получали другое короткое ружье – гладкоствольный мушкетон образца 1798 г. Благодаря небольшим размерам это оружие было удобнее и легче перезаряжать, что заметно повышало скорострельность. Но «главная фишка» была в другом. Мушкетон заряжался горстью картечин, и его ствол, имевший на конце расширяющийся раструб, при выстреле «выплёвывал» во врага целый свинцовый сноп, что позволяло попасть в цель даже со спины скачущей во весь опор лошади. Это было очень ценным качеством для легких конников, которые гораздо чаще, чем в больших сражениях, участвовали во внезапных схватках «малой войны» - рейдах в тыл противника, неожиданных нападениях на врага, партизанских действиях и т.п.
Как уже говорилось ранее, вскоре после вторжения армии Наполеона в Россию в стране началось формирование войск народного ополчения, и из-за огромной нехватки оружия для вооружения ополченцев ружья пришлось позаимствовать у кавалерии. В результате у кавалеристов остались в небольшом количестве только непригодные для пехотного боя короткие штуцеры и мушкетоны, а основная масса конников могла теперь использовать в бою только свои седельные пистолеты. Из-за невысокой скорострельности дульнозарядного оружия и невозможности перезарядить его во время ближней схватки каждый кавалерист русской армии снабжался не одним, а парой пистолетов. Хранились они в ольстрах - кобурах, закрепленных по обеим сторонам луки седла. Кроме кавалеристов пистолетами вооружались еще и конные артиллеристы, пионеры (сапёры) пехоты и офицеры всех родов войск. Спектр пистолетов был довольно широк – ведь многие зажиточные офицеры покупали себе дорогие иностранные образцы работы ведущих ружейников мира. У рядовых же кавалеристов и малоимущих офицеров самым распространенным был «высочайше утвержденный» штатный 7-линейный (17,8-мм) кавалерийский пистолет образца 1809 года.
Особенностью солдатской версии этого пистолета было то, что он имел длинное ложе - вплоть до дульного среза, а в ложе не было просверленного шомпольного входа. Поэтому у русских шомпол не находился в самом пистолете, как то было принято на европейском оружии 18 - 19 веков. Эта крайне необходимая для заряжания оружия деталь хранилась у русских кавалеристов отдельно - в лядунке (патронной сумке). Такое решение обеспечивало некоторую экономию – позволяло комплектовать одним шомполом два пистолета. Правда, хранение шомпола в сумке и необходимость каждый раз его оттуда доставать (с вероятностью уронить и потерять) офицеры посчитали неудобным. И для них был налажен малосерийный выпуск тех же пистолетов, но с укороченным ложем, высверленным в нем шомпольным входом и закрепленным под срезом ствола поворотным держателем шомпола. Это приспособление позволяло использовать шомпол для заряжания, не отстегивая его, что практически исключало риск потери.
ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ КАВАЛЕРИИ
Русская тяжелая кавалерия в качестве холодного оружия использовала прямые палаши с однолезвийными клинками. Кирасиры имели на вооружении палаши двух видов. Первый, образца 1798 года, имел общую длину 107 см и вес 2,1 кг (клинок длиной 90 см, шириной 4 см). Латунная гарда в виде чашки с четырьмя защитными дужками, головка прямой рукояти - в виде птичьей головы. Палаши этого вида хранились в деревянных, обтянутых кожей ножнах с резными металлическими накладками. Накануне Отечественной войны кирасирские полки стали получать в большом количестве новые палаши образца 1810 года. Эти палаши были несколько длиннее – общая длина оружия 111 см (клинок длиной 97 см шириной до 3,7 см), вес 2,3 кг. Латунная гарда в виде чашки с тремя защитными дужками; рукоять получила небольшой наклон, головка рукояти плоская, с «пуговкой». Палаши образца 1810 года комплектовались полностью стальными ножнами.
Драгуны так же вооружались палашами, но более короткими и легкими, чем палаши кирасир. К Отечественной войне 1812 г. все драгуны были обеспечены палашами образца 1806 г (длина клинка 89 см, ширина – 3,8 см, общая длина 102 см, вес 1,65 кг). Латунная гарда в виде чашки с тремя защитными дужками; она послужила образцом для созданного позже кирасирского палаша образца 1810 года. Так же на «кирасире» была скопирована и рукоять драгунского палаша; однако на «драгуне» она была прямой, без наклона. В отличие от «кирасиров 1810», обеспеченных стальными ножнами, драгунские палаши хранились в деревянных, обтянутых кожей ножнах с металлическими накладками.
Российская легкая кавалерия эпохи наполеоновских войн использовала кривые сабли двух штатных образцов – 1798 и 1809 гг. Причем сабля старого образца, до появления новинки являвшаяся главным оружием всех гусарских полков, и впоследствии оставалась излюбленным оружием гусар. Большинство из них не желали менять модель 1798 г на образец 1809 г., хотя новая сабля и поступала в значительном количестве в гусарские части. Поэтому основная масса сабель 1809 г в конце концов была «перенацелена» на уланские полки; в результате у этих видов оружия непреднамеренно создалась «профилированность»: модель 1798 г оставалась гусарской, а модель 1809 г стали считать уланской.
«Гусарская» сабля обр. 1798 г. имела вес 1,7 кг и общую длину оружия 100 см (длина клинка 87 см, ширина 4,1 см, кривизна 6,5/37 см). Эфес латунный с одной защитной дужкой Р-образной формы. Носилась сабля в деревянных, обтянутых кожей ножнах с металлическими прорезными накладками, покрывавшими большую часть поверхности ножен.
«Уланская» сабля обр. 1809 г была чуть-чуть тяжелее и длиннее: вес 1,9 кг, общая длина оружия 103 см (длина клинка 88 см, ширина 3,6 см, кривизна 7/36,5 см). Эфес стальной, чашеобразный с тремя защитными стальными дужками. Сабли обр. 1809 г выпускались с ножнами двух видов. Часть сабель имела такие же деревянные ножны, как у старой «гусарки», а часть «уланок» получили полностью стальные ножны...
У улан, хоть они и были все вооружены саблями, основным холодным оружием все же считались пики – ведь уланские части по сути являлись пикинерными. Вид и размеры уланских пик были четко регламентированы. Пики имели длинные боевые наконечники (12,2 см) с трубкой и длинными прожилками; общая длина пики составляла 2 м 85 см. Древко уланской пики окрашивалось в черный цвет. На каждой пике обязательно крепился флюгер - матерчатый значок, по расцветке которого можно было определить полк, а внутри полка – батальон, в котором числился данный улан.
Но флюгера служили не только для идентификации; они являлись так же и... психологическим оружием! Дело в том, что во время конной атаки на опущенных «к бою» пиках флюгера в потоках встречного воздуха пронзительно свистели и гудели, психически воздействуя на нервы противника.
Пиками уланского типа были вооружены не только уланы. Точно такие же пики имели всадники первых шеренг гусарских полков (по 64 пики на эскадрон). По регламенту гусарские пики должны были отличаться от уланских отсутствием флюгеров; однако в некоторых полках это распоряжение нарушалось: гусары самостоятельно изготавливали себе флюгера, несшие цвета их частей. Обилие пик в русской легкой коннице делало ее по сути пиконосной, что давало русским превосходство в этом виде оружия над кавалерией Наполеона.
ОРУЖИЕ КАЗАЧЬИХ ЧАСТЕЙ
Два постоянных казачьих полка, входивших в состав регулярной армии, снабжались оружием за счет государства, и были вооружены теми же уже описанными выше ружьями, пистолетами и саблями, которые получала вся легкая кавалерия. Казаки остальных многочисленные временных казачьих полков, как иррегулярный вид войск, созывавшийся только на время войны, вооружались самостоятельно и за свой счет. Правительство снабжало казаков только порохом и свинцом для изготовления пуль; все остальное – покупайте сами. Поэтому Казаки владели самыми разными образцами оружия, иногда даже самыми старыми, доставшимися в наследство от отцов и дедов. При этом очень часто многие казачьи «стволы» имели признаки восточного оружия: спуск в форме не крючка, а шарика, отсутствие защитной скобы спуска, богатый орнамент в восточном стиле. Обилие восточного оружия среди казаков объясняется тем, что они жили на южных и восточных окраинах России, несли там пограничную службу, и к тому же часто участвовали в войнах против Турции и ее союзников. Естественно, что при этом они обзаводились трофейным восточным оружием, которое и использовали в войнах против Наполеона.
Холодное оружие казачьих войск, как и огнестрельное, тоже было очень разнообразным. Казаки широко использовали кривые сабли самых разных видов, но в основном - изготовленные в восточном стиле, или именно восточные, захваченные как трофеи в многочисленных русско-турецких войнах их отцами, дедами и даже прадедами.
Фактически каждый казак кроме ружья, пистолетов и сабли имел так же еще и пику, которой он был обучен владеть виртуозно. При этом казаки не получали пик, производившихся государственными заводами для улан; они или делали пики самостоятельно, или приобретали это оружие у частных дельцов, изготавливавших оружие для свободной продажи. А так как правительство не регламентировало этот вид оружия, казачьи пики не были единообразными. Внешне, по размерам, а то и по устройству они часто значительно отличались друг от друга. Не было так же утвержденного единого правила окраски пик; поэтому казачьи пики красились во все цвета радуги – в зависимости от вкуса хозяина. Единственное, что роднило все иррегулярное оружие и отличало его от армейского уланского – это отсутствие на казачьих пиках флюгеров, обязательных для пик уланских.
Наполеоновские войны: русская тяжелая кавалерия
Наполеоновские войны: русская легкая кавалерия
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.